Эссе «Педагог XXI века»
Эссе «Педагог XXI века»
Учитель истории и обществознания МАОУ
"Предметно-языковой школы Дуплекс"
г. Перми
Моргунова Екатерина Михайловна
21 век – в теории научных исследований назван "vuca" мир. Если посмотрим на расшифровку, то увидим следующие прилагательные: нестабильный, изменчивый, неопределенный, неясный, сложный, неоднозначный, двусмысленный. Однако, нестабильность сказалась и на этой теории и ученые (профессор калифорнийского университета Жаме Кассио) предложил следующую, новую теорию – BANI мира. Этот термин, если расшифровать каждую букву значит – хрупкость, беспокойство, нелинейность, непостижимость. Мы неразрывно связаны с обстоятельствами и событиями происходящими в современности.
Естественно, что в термине заложены основные проблемы, которые встречаются в нашем обществе, с которыми человек сталкивается каждый день. Но проблема – это стремление ее решить, поэтому у человека 21 века появляются новые характерные особенности и характер. И естественно в первую очередь, необходимо понимать, что с этим сталкиваются не только передовые фирмы, но и педагоги в школе, которые закладывают основы для формирования современного поколения.
Педагог 21 века содержит в себе признаки и черты, которых так не хватало в преподавателях прошлых столетий, это наставник, что всегда придет на помощь и поймет в любой ситуации; тот кто поддержит добрым словом и скажет правду, не скрывая информацию об успеваемости и темам, которые западают у учеников; тот кто признает свои ошибки и совершенствует себя, учится вместе со своими детьми, тем самым показывая пример детям. Это сильный духом человек, который никогда не сдается и имеет силы встать (в первую очередь с утра) и продолжить путь для улучшения себя и будущего (улучшения детей).
В школе я провела небольшое исследование среди обучающихся 8-11 классов и выявила основные качества, которыми, по мнению детей должен обладать Педагог 21 века:
- Получился такой портрет Педагога 21 века:
- Человек с сильная выдержка и крепкой нервной системой
- Умеющий держать себя в руках, когда к горлу подкатывает раздражение
- С высокими моральными принципами, которые возвысят его в глазах учеников
- Спокойно и доходчиво объясняет материал
- С хорошим чувством юмора
- Понимает проблемы детей (понимающий) и поможет в любой ситуации
- Искренний, добрый
- Лидер
- Может быть даже как друг
- Молодой
- Может дать совет и рассказать историю из жизни
- С энтузиазмом к процессу обучения, глубоко знающий свой предмет
- Занимающийся самообразованием
- Умением использовать технологии
- Трудолюбивый
- Любит детей и находится с детьми на одной волне
- Это учитель, который заранее предупреждает о проверочных работах, хотя бы за 1 день
- Идет в ногу с детьми
- Лайтовый подход (но не слишком)
- Менее консервативный
- Психолог
- Ответственный
- Мудрый
- Это мультичеловек.
Делая вывод, можно отметить, что учащиеся видят в педагоге - человека-наставника, тютора, психолога, который может помочь и не только в предметной области, но и в различных ситуациях, который делится опытом, который идет в ногу со временем, развивает себя и свои способности и в техническом и психолого-педагогическом уровне.
Наставничество и тьюторство - популярные направления в педагогике на протяжении нескольких лет. Они развиваются в разных отраслях. Образовании в первую очередь. Для меня наставничество носит двуединый смысл. В первую очередь, это моя деятельность и все, что с ней связано. Участие в проекте Наставничество уже третий год позволяет взглянуть и актуализировать работу не только с детьми в общеобразовательном учреждении, но и в работе с молодыми начинающими кадрами. И данная перспектива развития не только актуальна и востребована, но и интересна в плане личностного роста.
А с другой стороны, наставничество для меня - это связь поколений и моих личных родственных связей, которые внесли огромный вклад в мое "сейчас". Это мои личные наставники - бабушка, мама, папа, тети, сестры, братья. С полной уверенностью могу сказать, что большая часть моей семейной истории очень тесно и напрямую связана с преподаванием и наставничеством. Родовое наставничество - важный атрибут моего развития сегодня и в будущем. Благодаря этим корням и развиваются и расцветают цветы и плоды ценностных ориентиров. Воспитание в семье - это важный этап социализации, который позволяет делать свой вектор жизни. Мой вектор точно был сделан благодаря семье.
Очень хочется верить, что педагог в 21 веке - это собирательный образ семейного воспитания, которому необходимо уделять время и внимание с самого раннего детства, это меняющийся и непостоянный мир, это школа, с учителями, наставниками и тьюторами, которые обладают теми чертами, которые отмечают дети и это самое главное уникальная личность человека. Это действительно мультичеловек, который способен на многое, супергерой, который поможет и подскажет. Но и всегда помнит про себя, свое психическое, психологическое и физическое здоровье.