12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козаногина Любовь Юрьевна1047
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк

Козаногина

Любовь Юрьевна

учитель-логопед,

«специалист первой категории»

МБДОУ «Ясли- сад №370

г. Донецка»

Эссе.

«Педагог XXI века».


"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".
В. А. Сухомлинский.


Я являюсь педагогом и XX и XXI столетия. Начинала я свою педагогическую деятельность уже в далеком 1987 году и продолжаю

и поныне, и горжусь своей профессией. Ведь нет на планете человека, которого бы учителя чему – либо не учили. Я помню, что мою первую учительницу звали Надежда Дмитриевна.

Педагог настоящего времени обязательно должен помнить педагогов, которые внесли большой вклад в развитие педагогики.

Ушинский К. Д. считается основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова. В развитие педагогики большой клад внесли такие особы:

Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.

Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.

Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».

Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.

Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».

Сухомлинский В. А. – выступал за идею гуманного обучения.

Блонский П. П. – поддерживал трудовую народную школу.

Каптерев П. Ф. – написал учение про педагогическую организацию.

Вахтерев В. П. – предоставил концепцию «эволюционной педагогики».


В настоящее время работаю над такой темой самообразования: «Оптимизация деятельности учителя – логопеда системы образования средствами современных педагогических технологий».

Необходимость оптимизации содержания, методов и приемов коррекционной работы диктуется, с одной стороны, модернизацией системы дошкольного образования, а с другой – обогащением психологических, педагогических знаний о закономерностях развития, воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями и накоплением положительного опыта современной диагностики, профилактики и коррекции этих нарушений.

При этом решаются такие задачи:

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Углубленный анализ особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей дошкольников и их учет в ходе педагогического воздействия.

Всесторонняя и продуманная проработка организационно – содержательных аспектов логопедической помощи детям.

Педагогика общая – педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; отрасль педагогических знаний, использующая фундаментальные законы обучения и воспитания.

Педагогика, являясь, самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Она имеет наиболее тесные связи с философией, психологией, социологией, физиологией, школьной гигиеной и другими науками, изучающими проблемы человека, личности и общества.

Поэтому педагог XXI – это педагог, философ, психолог, социолог, врач, писатель, художник, программист, дизайнер, фотограф.


Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский.

Ведущие цели нынешнего времени - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Обязательно необходимо уделять внимание развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию предпосылок учебной деятельности, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

любознательность, познавательная самостоятельность;

активность жизненной позиции, инициативность;

креативность в решении различных жизненных ситуаций;

патриотизм;

уважительность к традиционным ценностям, духовно-нравственная направленность личности ребенка на основе общечеловеческих социокультурных ценностей.

Педагог современности обязательно решает такие задачи:

выявление закономерностей педагогического процесса;

анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств) обучения и воспитания, педагогических систем, инновационных идей;

внедрение результатов педагогических исследований и новых разработок в практику;

прогнозирование развития системы образования и воспитания на ближайшее будущее.

Педагогика не стоит на месте и на сегодняшнем этапе нам, педагогам, дошкольного и школьного образования, необходимо использовать наработки прошлого и обязательно идти вперед, использовать инновационные подходы к обучению и воспитанию для развития всесторонне развитой личности ребенка. В настоящее время почти у каждого ребенка есть или телефон, или планшет, гаджеты и компьютеры в каждой семье, что существенно влияет на развитие детей. Чтобы идти в ногу со временем педагогам XXI необходимо осваивать работу с компьютером.

"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." 

Д. Дьюи.

На сегодняшний день, в отличии от школы прошлого столетия, в центре образовательного процесса стоит обучающийся, главным являются его мотивы, потребности, установки на обучение.

В XXI столетии, развитие педагогики – это появление новых концепций, образовательных технологий, методов и средств, способов учебной и воспитательной организации.

Какие же основные потребности есть у наших детей?

В безопасности. Мы, педагоги должны быть требовательными и выражать мнение и пожелания ясно и прямо. Нельзя провоцировать тревогу угрозами и неопределенными высказываниями о сложностях в будущем.

В признании. Необходимо проявлять интерес к обучающимся. Задавать вопросы, чтобы услышать и принять во внимание их ответы. Обязательна положительная оценка деятельности детей. Всегда надо выражать свое одобрение, хвалить, благодарить детей. Ни в коем случае не давать категоричную однозначную оценку личности ребенка.

В общении. Поддерживать в детях инициативу, желание проявить себя в различных видах деятельности. Для сплоченности коллектива группы проводить беседы на этические темы, сюжетно-ролевые и другие игры, рассматривание сюжетных картин, занятия, направленные на развитие дружеских отношений, развитие связной речи детей. При этом никогда нельзя выражать негативное мнение, при этом говорить не о поступке, а о человеке.

В новизне. Проводить с группой мероприятия разной направленности. Это может быть и исследовательская или проектная деятельность, викторины сказок и загадок, обсуждение художественной литературы, конкурсы, выставки детского творчества, использование информационно – компьютерных, цифровых технологий.

Социальные и экономические факторы развития общества повлияли на появление в системе образования новых направлений, при которых используются различные технологии. В своей педагогической деятельности, как учитель – логопед, я применяю такие технологии:

Личностно – ориентированная технология, которая формирует у каждого ребенка уверенность в своих силах, повышают самооценку у детей.

Технологии логопедического обследования.

Игровые технологии. У детей происходит расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Развиваются трудовые навыки, дети приобщаются к нормам и ценностям общества.

Технология развивающего обучения, которая предполагает развитие физических, познавательных и нравственных способностей.

Информационно – компьютерные технологии, которые развивают интерес детей к обучению, психические новообразования (мышление, воображение, умение прогнозировать результаты действий) их творческие способности.

Технологии развития связной речи.

Здоровьесберегающие технологии (формирование речевого дыхания, зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, динамические паузы в сочетании с речевым материалом, биоэнергопластика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, су-джок терапия, самомассаж лицевой мускулатуры и рук). Активизируют кислородный обмен во всех тканях организма, стимулируют работу мозга, регулируют нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией, нормализуют силу голоса, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания. При этом происходит преодоление речевых дефектов, а также нормализация психических и физических состояний дошкольников.

Технология проблемного обучения, которая активизирует мыслительной деятельности детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Технология критического мышления (синквейн).

Технология концентрированного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Технология развития лексико – грамматической стороны речи.

Лингводидактическая технология развития связной речи старших дошкольников развивает умения детей описывать явления и предметы при помощи моделирования и схематизации.

Технология исследовательской деятельности развивает мышление, память, внимание, умение делать выводы и отображать их в речевой деятельности. Происходит развитие доказательной речи.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии воспитанников с образовательной средой.

Поэтому образовательное пространство мы организовали так, чтобы каждый ребенок находил для себя область осваиваемого опыта и мог быть сам носителем опыта для других. Были созданы условия для проявления и развития инициативы воспитанников, чтобы они выступали полноправными участниками образовательного процесса. Педагог в этом случае берёт на себя роль:

информатора-эксперта (излагаем суть проблемы, описываем ситуацию, отвечаем на вопросы, отслеживаем результаты процесса и пр.)

организатора - фасилитатора (объединяем в группы по3-4 человека, побуждаем их самостоятельно собирать данные, координируем выполнение заданий);

консультанта (обращаемся к опыту воспитанников, помогаем искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.)

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми мы осуществляем постепенно, с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей дошкольников. Все эти технологии применяют и воспитатели, которые работают со мной на группе, и другие педагоги нашего дошкольного учреждения.

Использование современных образовательных технологий и методик — залог высоких результатов коррекционной работы. 

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Перед педагогами XXI столетия стоят много целей и задач, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, изучать и применять инновационные методы и приемы обучения и воспитания, обязательно использовать различные «педагогические» инструменты для эффективной организации образовательного процесса.

Решение целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и разностороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Из опыта своей работы могу отметить, что для достижений результатов обучения, в моей работе помогают:

Изучение нормативно – правовой, методической литературы.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.

Индивидуальная карта развития ребенка.

Речевые карты развития.

Методические объединения.

Публикации в периодических изданиях.

Педагогические советы и семинары, круглые столы.

Мониторинг развития ребенка.

Одним из важнейших направлений педагогов современности считаю взаимодействие с родителями. Это одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями.

В современном, быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителейпонимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной толерантности.

В настоящее время изменяются формы проведения родительских собраний, способы и методы взаимодействия, но остаются иногда проблемы достучаться до родителей. Многие родители, начитавшись в интернете, не всегда объективной информации, не зная педагогических и психофизических особенностей развития детей данного возраста настаивают на своей точке зрения. Наша задача корректно, доказательно донести нужную информацию родителям.

Творчество взрослого в игре очень важно, так как ребенок начинает подражать креативной манере отношения к действительности. Дети непосредственно воспринимают установки на творческое воображение, перенося это и на другие виды деятельности, например, продуктивную. От этого любая деятельность ребенка становится немножко игровой во внутреннем плане его мыслительной деятельности.

Достижение наибольшей эффективности в работе возможно при индивидуальном подходе к каждому ребенку, учете его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. В ходе работы широко используются аудиозаписи музыкальных произведений, песен, дидактические пособия, строительный материал, предметные и сюжетные картинки.

Я с радостью могу сказать про себя то, что я Педагог XXI столетия, так как в моей характеристике деятельности педагога написано, что:

«…зарекомендовала себя как опытный педагог и умелый организатор. Проявляет высокий уровень профессиональной подготовки, творчества, инициативы. На высоком уровне педагог владеет знаниями основ психологии и педагогики, дошкольной физиологии, нормативно – правовых документов

в области образования, технологиями творческой педагогической деятельности с учетом особенностей образовательного материала и способностей воспитанников. Организует и осуществляет воспитательно – образовательный процесс, содержание которого определяется действующим законодательством, использует методы компетентно – ориентированного подхода в организации работы с детьми, творчески планирует изучение материала. Постоянно демонстрирует понимание сути дошкольного воспитания, умение эффективно и последовательно решать вопросы обучения и воспитания. В рамках реализации темы самообразования овладела широким спектром стратегий развития речи у дошкольников. Применяет инновационные формы проведения занятий, разнообразные методы и приемы активизации речевых, интеллектуальных, двигательных процессов у детей.

Реализует личностно – ориентированный подход к обучающимся, изучает и учитывает в своей педагогической деятельности их индивидуальные особенности, способствует развитию творческих способностей, талантов детей. Внедряет систему педагогических воздействий, основанную на гуманизме и педагогике сотрудничества. Педагог быстро принимает правильные решения в сложных педагогических ситуациях и отстаивать свою точку зрения. Старается всегда быть информированной об инновациях в методике воспитания детей.

Работает в тесном взаимодействии с семьей, предоставляя ей консультативную помощь. Наставлениями и личным примером утверждает уважение к принципам общечеловеческой морали: справедливости, гуманизму, доброте, трудолюбию. Соблюдает нормы педагогической этики, морали, уважает достоинство ребенка. Педагог постоянно работает над повышением профессионального мастерства, активно участвует в методических мероприятиях учреждения и районного методического объединения учителей – логопедов дошкольных учреждений. Как человек, она доброжелательная, ответственная, тактичная. Отмечается общей культурой, высокими нравственными качествами. Пользуется авторитетом среди коллег, воспитанников и их родителей».

Хотелось бы отметить, что моя деятельность, как учителя – логопеда, не была бы эффективной без взаимосвязи с педагогами своего учреждения. Поэтому, заранее, с воспитателями группы, психологом, физкультурным организатором, музыкальным руководителем мы составляем план работы, подбираем литературу, продумываем какие бинарные занятия будем вместе проводить, какие необходимы консультации провести, подготавливаем демонстрационный и наглядный материал и другое.

Выводы:

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого".

Антуан де Сент-Экзюпери.

Главный смысл моей педагогической деятельности – создание ситуации успеха каждому ребенку на каждом занятии. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность. Самое важное – признание самобытности и уникальности каждого обучающегося.

Каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен особый подход. Как педагог XXI свою педагогическую деятельность с детьми строю на доверии, во взаимоотношениях использую личностно – ориентированную модель общения. Необходимо избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – именно так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. ​​​​​​​

Литература:


Приказ№20-ОД 10.02.2016г. «Об утверждении Временного порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учебно-методических учреждений сферы культуры».

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. – сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н., Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»». – Донецк: Истоки, 2018. – 208с.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы /авт.-сост.Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404с.

Развитие коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста средствами интерактивных форм, методов и приемов: методическое пособие/авт.-сост. Котова Л.Н., Пуресина Н. А., Пастерская В. А., Иванова Е. В., Донецк: Истоки, 2017. 80с.

Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272с.- (Развиваем речь).

https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/istorija-vozniknovenija-i-razvitija-pedagogiki /


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.