12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романова Валентина60

     

Эссе

Учить детей самостоятельно «открывать» знания

Жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные задачи и проблемы. В настоящее время быстро увеличивается объём научных познаний, стремительно нарастает поток информации. Сегодня мышление  просто необходимо человеку прежде  всего  для того, чтобы   отражать  непрерывно изменяющиеся условия  жизни. Как же не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и техники? Возникновение проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.  А может ли образовательное учреждение дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы? Как обеспечить достижение высокого уровня умственного развития, развить способности к самообучению, самообразованию? Необходим поиск резервов умственного развития, прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Каковы главные психолого-педагогические цели проблемного обучения? Во-первых, это необходимость развития мышления, способностей, творческих умений. Во-вторых, знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем необходимо усвоить. В-третьих, работу направить на воспитание активной творческой личности, которая будет уметь видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Изменится ли его роль педагога при проблемном обучении? Дистервег говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно. Лучше, если преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. А проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Работу необходимо направить на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний, усиление внимания. Педагог моделирует творческий процесс, управляет поиском решения проблемы за счет создания проблемной ситуации.

Какую проблемную ситуацию выберет педагог? Как ее создать? В этом случае педагогу необходимо помнить, что проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. («Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»). Возможно создать проблемную ситуацию, когда мнения учащихся в ответе на вопрос или при выполнении практического задания на новый материал расходятся. («Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»). Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. («Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?»). Практическое задание, не сходное с предыдущим помогает создать проблемную ситуацию с противоречием между необходимостью и невозможностью («Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»).

Педагогу важно помнить, что проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Для учащихся учебная проблема должна быть достаточно трудной, но посильной. Важно анализировать имеющиеся знания по данному вопросу. В результате дети активно включаются в добывание недостающей информации. Следующий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием того, как можно решить проблему. Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Зависит ли выбор методов и форм проблемного обучения от характера деятельности педагога и детей? Конечно, необходимо учитывать способ представления проблемной ситуации и степень активности учащихся. Педагог может ставить проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решать, а дети лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Частично-поисковая деятельность подходит  при выполнении эксперимента, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Можно построить работу так, чтобы дети самостоятельно сформулировали проблему и решили ее с последующим контролем педагога, выполнили эксперимент. Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Когда проблемное обучение будет успешным? Если достаточно мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, если работа с возникающими на каждом этапе проблемами посильна для детей, если информация значимая для них, то проблемное обучение принесет успех. Без диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным детьми, проблемное обучение не будет успешным.

В чем преимущества проблемного обучения? Дети самостоятельно добывают знания путем собственной творческой деятельности. Повышается интерес к учебе, развивается продуктивное мышления. А результаты обучения более прочные и действенные. В результате эффективно развивается интеллект, творческие способности, универсальные учебные действия детей. Применение проблемного обучения позволяет снижать нервно-психические нагрузки детей за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Проблемное обучение может применяться в любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Главная ценность в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они учатся самостоятельно «открывать» знания. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.