12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пономарева Татьяна Юрьевна15








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Культуротворческое и эстетическое воспитание учащихся





ВЫПОЛНИЛА:

Пономарева Татьяна Юрьевна,

МБОУ СОШ № 276 г. Гаджиево

 





Мурманск

2020

Содержание

Введение …………………………………………………………….……..3

Организация работы классного руководителя по культуротворческому и эстетическому воспитанию младших школьников ……………………………………………………………………...5

2. Формы работы с младшими школьниками по культуротворческому и эстетическому воспитанию……………………….8

3. Работа классного руководителя с родителями по культуротворческому и эстетическому воспитанию……………………...11

Заключение………………………………………………….……………12

Литература………………………………………………………………..13



































Введение

Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности – так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационно-ценностное отношение ребенка к культуре. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: содержание работы классного руководителя по формированию культуротворческого и эстетического воспитания у младших школьников.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА: культуротворческое и эстетическое воспитание младших школьников классов.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА: содержание работы классного руководителя по формированию культуротворческого и эстетического воспитания у младших школьников классов.


ЦЕЛЬ: изучить систему работы классного руководителя по формированию культуротворческого и эстетического воспитания у младших школьников.

ЗАДАЧИ:

раскрыть особенности работы классного руководителя с обучающимися младших классов;

дать характеристику понятия «культуротворческое и эстетическое воспитание», раскрыть содержание культуротворческого и эстетического воспитания младших школьников;

показать процесс формирования культуротворческого и эстетического воспитания у младших школьников.

Участники проекта: классный руководитель, младшие школьники.

Предполагаемый продукт проекта: методические материалы по организации работы классного руководителя с младшими школьниками классов по культуротворческому и эстетическому воспитанию.















Организация работы классного руководителя по культуротворческому и эстетическому воспитанию младших школьников

1. Особенности работы классного руководителя по культуротворческому и эстетическому воспитанию младших школьников

Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма – характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуации в обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей. Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении, наименее защищенном с нравственной стороны. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социально-культурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.  

Доминантою общества XXІ столетия стало обращение к культуре и духовному миру человека, в частности, ориентация на культуру как важный фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности, как поиск путей выхода из кризиса.

В связи с этим, актуально объявление 2019 года годом Театра. Как отмечает В. В. Путин, проведение Года Театра станет знаковым для нашей страны для повышения и укрепления роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества, беречь наши традиции.

В сложившейся ситуации приобретает особую актуальность культуротворческое воспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся, описанное в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях:

-  формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей.

Процессы культуроосвоения и культуросозидания в жизни тесно взаимосвязаны и не противопоставляются в воспитательном процессе. В целом культуротворческая ориентация воспитания позволяет включать в социокультурное пространство школы новые пласты культуры, различные стили художественного мышления, многообразие творческой деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и его духовно-нравственного и деятельно-волевого отношения к окружающему миру.

Младший школьный возраст деятельный, младший школьник активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества: чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры.

Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной образовательной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни.

Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
























2. Формы работы с младшими школьниками по культуротворческому и эстетическому воспитанию

Задачи эстетического воспитания и образования решаются всеми учебными предметами и видами учебно-познавательной и досуговой деятельности как в рамках традиционных, так и инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий. Такие формы и методы эстетического воспитания ставят личность учащегося в центр педагогической системы и обеспечивают комфортные и бесконфликтные условия ее развития.

Особое значение имеют предметы художественно-эстетического цикла, на которых используются формы и методы преподавания всех предметов, а также те, с помощью которых становится возможным реализовать цель, задачи и принципы эстетического развития личности, его психологические особенности и закономерности.

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике МЕТОДЫ 

Наглядные;

Словесные;

Практические.

С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

В эстетическом воспитании и образовании ведущую роль играют наглядные методыс помощью которых происходит непосредственное общение ученика с произведениями искусства. Само произведение оказывает воспитательное влияние, вызывая в ребенке эмоциональные реакции, заставляя его задуматься над вопросами и своего бытия тоже. И чем больше ребенок будет общаться с высоко-художественными произведениями искусства, тем в большей степени он «напитывается» эстетическими впечатлениями, формируется его эстетический идеал и вкус. Наглядные методы эстетического воспитания и образования создают условия для непосредственного восприятия прекрасного в искусстве, природе, окружающей жизни. С этой точки зрения, данные методы можно считать ведущими.

Однако опыт показывает, что необходимы и словесные комментарии со стороны педагога, так как у большинства школьников всё же отсутствует эстетический опыт, умения выражать свои чувства, немногие умеют анализировать свои впечатления, выражать свои суждения и оценки. Всё это обосновывает необходимость словесных методов.

Педагог делится своими размышления об увиденном, услышанном. Порой, это может быть похоже на «анатомию» искусства, однако эти размышления следует отличать от формального анализа. Во-первых, учитель сам должен понимать данный вид и жанр искусства, во-вторых, произведение искусства должно быть личностно прочувствовано.

Наш класс имеет театральную направленность. Мы принимаем участие в конкурсах чтецов и театральных миниатюр. Мы занимаем призовые и первые места. Еще в нашем классе есть традиция – ставить спектакли по прочитанным нами произведениям. Мы показывали «Золушку», перевоплощались в героев сказки «Щелкунчик», «12 месяцев», были героями произведения Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», выступили с произведением Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», проводили общешкольные акции «Белая ромашка» и «Засветись». На уроках литературного чтения мы часто перевоплощаемся в героев прочитанных произведений. Например, в героев басен Крылова.


























3. Работа классного руководителя с родителями по культуротворческому и эстетическому воспитанию

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. Создан творческий коллектив «Дружные совята». В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. В эти занятия вовлечены родители. Они делают декорации, шьют костюмы, тем самым приобщаются к театру и духовному богатству культуры. Дети выступают в роли артистов. Играют на сцене, ездят на муниципальные конкурсы театральных миниатюр, занимают первые и призовые места.

Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.







Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа.

Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны, начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая "шнурками на ботинках". Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и театральное искусство, так как искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.













Литература

Стандарт

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

Книги одного автора

Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1-4 классы. –М.: Эксмо, 2016. – 432 с.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2015. – 192 с.

Книги двух и более авторов

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под Ред. Сластенина В.А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 576 с.

Словари и энциклопедии

Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.- 257 с.

Интернет- ресурсы

Бим-Бад Б.М. Педагогический терминологический словарь http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1453/Классный_руководительHYPERLINK "http://pedagogical_dictionary.academic.ru/"Педагогический терминологический словарь

Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru

Фестиваль педагогических идей «открытый урок» www.festival.1september.ru

1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.