Эссе «Я — Учитель»

6
2
Материал опубликован 30 May 2021

Эссе «Я – учитель»


Если бы мне пришлось представить себя, учителя, в образе какого-нибудь предмета, я бы выбирала из чего-то относящегося к творчеству, потому что быть Учителем – значит быть вдохновленным смелым создателем. А еще я обратила бы внимание на что-то достаточно простое, потому что Учитель, сложившийся в моей голове, незамысловато открывает перед детьми простые значения необыкновенных и сложных вещей. Также, например, считал и великий философ, мыслитель Р. У. Эмерсон, говоря о том, что «учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие». И если я – Учитель, то, я наивно нахожу себя в поразительном образе – образе обыкновенного деревянного карандаша, который признателен своими педагогическими способностями и возможностями бессчетному количеству людей и событий.

Итак, в одном маленьком городке, стоящем на берегу реки жил-был Карандашик. Самый обыкновенный – Простой. Он жил в небольшом домике-коробочке со своей большой и дружной семьей. Простой Карандашик с огромным удовольствием ходил в свой детский сад, в котором были интересные занятия, праздники, прогулки, игры с друзьями и, конечно же, добрые и заботливые воспитатели. И это была первая встреча Карандаша с Учителем, которая оставила впечатления в его графитовой душе о важности общения взрослого и детей, о необходимости погружения маленького ребенка в события, о неспешном внимании к миру малышей и о простых знаниях, которые строят мощный фундамент их будущего. И сегодня я нахожу подтверждение этой важности в положениях ФГОС дошкольного образования о «создании условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослым и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности», следуя им в своей педагогической практике.

В семь лет Карандаш пошел в школу и стал прилежным учеником. И здесь он снова встретил Учителя, который обучал его все одиннадцать лет созиданию, саморазвитию, любви к познанию, умственному труду и способности творить что-то новое, не боясь ошибок. Эти уроки Школьного Учителя запечатлелись в душе Простого Карандаша. Еще В.А. Сухомлинский писал, что умственное воспитание «предусматривает приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Именно благодаря умственному воспитанию в своей школе Карандаш твердо был убежден в том, что знания – это его богатство. Отныне он стремился оставлять свои идеи уверенным графитовым следом на чистых полотнах жизни и всегда активно и с интересом работал на результат.

Потом был университет. Карандаш учился, узнавал много нового. Он замечал, как его профессиональное сознание становилось шире, значимее, полнее. Но он не понимал, благодаря кому это было возможно, ведь многое он познавал, казалось, самостоятельно. Учителя, которого Карандаш ожидал здесь увидеть, не было. Тогда он стал присматриваться к окружению и увидел, что его держит Рука, которая помогает в каждой новой учебной ситуации и деятельности объединять знания Карандаша и его одногруппников на едином холсте, поддерживая заполнение этого холста картинками профессионального мышления будущих педагогов. Эта Рука была Учителем-наставником, который научил Карандаша поддерживать развитие мысли и идей других, незаметно организуя пространство для этого. И здесь я не могу не вспомнить мудрые размышления великого философа Ж.-Ж. Руссо, в которых он призывал педагогов «не вдалбливать в головы детей определенные знания, а стремиться к тому, чтобы эти знания дети получили самостоятельно».

Когда студенческие годы оказались позади, Карандаш стал размышлять о своем призвании: «Кем же я буду, где мне работать? А может, я буду вдохновлять художника?.. Вместе с ним мы нарисуем гениальные шедевры. А может, я буду помогать архитектору?.. Мы будем проектировать, моделировать, создавать здания, строить мосты...» Вот так размышляя, Карандаш прочитал объявление: «Требуется педагог для работы в детском саду». «А может это Я?» – подумал Карандаш, мечтательно вспомнив свою влюбленность в добрые глаза и руки своих воспитателей, силу слов и переданных знаний от школьных учителей, мудрость наставничества своих университетских педагогов, величественные мысли известных классиков, философов и педагогов, преподавших ему главные уроки об Учительстве. И тогда он решил: "Я тоже попробую оставить След в создании очень важного для человечества – Личностей..."

Изо дня в день Карандаш трудился в детском саду. Он придумывал идеи для того, чтобы жизнь его малышей была насыщенной, интересной и познавательной. Первоначально это были эскизы возникших в его воображении идей, наброски, в которых он что-то менял, исправлял, изображал заново. Со временем эскизы превращались в завершенные рисунки, картины, которые создавали для его ребятишек единый волшебный мир – мир Книги сказочного дошкольного детства.

Точно так же, как и этот Простой Карандашик, в своей работе уже 13 лет я рисую для детей значимый мир — мир детства. Я погружаю их в познание, творчество, движение и общение. И для этого порой достаточно простых вещей – играть с детьми в игрушки, разговаривать с ними, читать им книжки, рассматривать картинки, предметы, природу, играть в подвижные игры, рисовать, кормить вкусным обедом, укладывать их в маленькие кроватки. А иногда нужно применить сложные инструменты, которые помогают решить трудные задачи в развитии маленького человека.

В рамках преемственности дошкольного и школьного образования я непрерывно исследую пространство и задачи, с которыми мои воспитанники встретятся в школе. Я обнаружила, что современная программа школьного обучения не дает достаточной временной возможности младшему школьнику тщательно натренировать свои умения и навыки письма и чтения в соответствии с его индивидуальными способностями и особенностями психофизиологического профиля. Школа требует от современных детей быстрого включения в навык, тем самым часто провоцируя трудности в обучении и снижая шансы на оптимальную реализацию образовательного потенциала каждого ребенка. Именно поэтому в свою педагогическую практику я встраиваю новые сложные грани базовой сенсомоторной опоры для будущих школьников. И, как оказывается, эти своевременные простые графитовые штрихи моей работы способны сохранить право ребенка на большие успехи в будущем. В связи с этим вспоминаются слова писателя и историка Г. Адамса о том, что «каждый учитель в своем труде прикасается к вечности». Несмотря ни на какие трудности и преграды в деятельности современного Учителя я остаюсь верной своему призванию и надеюсь, что подобно Карандашу, правильно создаю основу значимого – будущей личности Человека, которая, несомненно, продолжится во всех последующих поколениях. Таким образом, воспитывая и развивая маленьких детей, я имею честь прикоснуться к вечному, и, как говорил еще В.А. Сухомлинский, отдаю детям свое сердце.

Иногда мне кажется, что когда мы пользуемся простым карандашом, мы воспринимаем его как что-то само собой разумеющееся, как будто бы он совершенно случайно оказался у нас под рукой и не имеет своей истории и особой значимости. А я, оглядываясь назад, в свою простую историю простых встреч Простого Карандаша с простыми людьми, понимаю, что именно простые вещи дали мне уникальную возможность принадлежать к непростому делу – Учительству.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Образно и поэтично. Не сомневаюсь, что Вы очень творческий и креативный человечек, и воспитанникам Вашим очень повезло, что попали в Ваши руки

30 May 2021

Благодарю за необычное содержание! Интересно изложено...

31 May 2021