Давыдова Л.В., Рыльский район

Я - УЧИТЕЛЬ

20 лет назад… Кажется, немного и немало…А уже 2016… В 1986 году поступила в Курский государственный педагогический институт, а сегодня я учитель математики, учитель сельской школы, которую закончила моя мама, моя старшая сестра, я и моя дочь. Желание стать учителем зародилось в далёком, далеком детстве. Сначала я обучала грамоте своих кукол, сама писала за них крючочки, палочки, ставила им отметки. И вот я вожатая у подшефных октябрят! Их горящие, пытливые, ждущие наших встреч глаза помню до сих пор. Являясь председателем совета отряда, чувствовала ответственность за успехи одноклассников, назначенная председателем совета дружины – ответственность за пионерскую работу всей школы. Затем комсомольская работа… Мне всегда нравилось быть в гуще детских событий и дел. Учеба в педагогическом институте стала логическим продолжением насыщенной школьной жизни. Впереди стройотряды, работа с трудными подростками в детском доме №1 города Курска, работа в профкоме физико-математического факультета...И, наконец, долгожданная школа... Начну со строчек (встретились в сети интернет)

Многие не хотят и слышать о школе

после десятилетия за партой,

 Мечтают выпрыгнуть из школьной рутины

классно-урочного стандарта,

Тысячи не верят в образовательные реформы,

Обвиняя нынешних учителей.

Тысячи не принимают школьные нормы,

Но почти все приводят сюда своих детей.

Маловато романтики, не правда ли? Чего ждать от того, чему не доверяешь? Ведь отдаешь в школу самое дорогое - ребенка. От безысходности и по привычке… Или в надежде, что повезет… Попадется хороший учитель…

Быть учителем и называться хорошим педагогом, по-моему, не одно и то же …Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Я считаю, что в наше стремительно меняющееся время главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – основные черты современного учителя. Увлечь, заинтересовать ребят своим предметом, обозначить нравственные ориентиры – вот что особенно важно в учительской профессии. Ученики – не просто класс, это зрительный зал, а учитель - сценарист, режиссёр, актер своего урока. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития его способностей. Я часто обращаюсь к словам А. Г. Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». Невозможно без такого качества, как искренность. Никакие знания методик и технологий не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников с полуслова. Учитель не только учит самостоятельно добывать знания обучающихся, включать их в поисковую, научную, проектную, творческую деятельность, но он живёт рядом со своими учениками на протяжении школьных лет их жизни. Именно поэтому важна чуткость учителя, понимание детских проблем. Чему я хочу и чему могу научить своих учеников? Может быть, верить в себя, в свои силы… Творческие работы Вероники и Полины, проекты Карины и Кирилла, исследования на уроках математики, решение открытых задач дают им такую возможность.

Я учу красоте. Ведь математика – самая красивая наука. В ней прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость формул, изящество теорем, геометрическая выразительность. Пусть кому-то из детей трудно дается решение математических задач и нахождение производных, но если они смогли открыть для себя что-то новое, удивиться на уроке, получить удовольствие от выполненного задания, то встреча с математикой прошла для них не зря. Я учу познанию. Роджер Бэкон говорил, что «человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам; более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества, а потому не ищет от него лекарства". Богатство идей, универсальность методов и подходов, умение анализировать, думать, делать предположения и заключения – вот что дает человеку математика. Я учу мыслить. Мы исследуем не открытую задачу, а учимся понимать, что все происходящее в жизни нужно рассматривать с разных сторон. Необходимо предвидеть и прогнозировать. Получив результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование. Внимание и наблюдательность, сравнение, выбор лучшего, логика необходимы не только на уроках математики, но и в жизни каждого человека.

Я учу своих учеников общению. Мы доказываем не теорему Пифагора несколькими способами, а осознаем и понимаем, что проблему можно решить и вариантов решения может быть много. Главное - уметь договариваться, а это и есть толерантность. Математика – один из языков описания действительности, овладев которым, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации. Я учу ответственности, так как считаю, что доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умение логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют у человека четкие нравственные принципы и установки. Такой человек, возможно, не пойдет на поводу у сомнительных организаций, не станет жертвой интернет-мошенников, его не заманят никакие секты и террористические организации. Я учу детей доброте. На занятиях, решая в группах какую-нибудь сложную задачу, обучающиеся учатся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признают за другим право на ошибку. Вокруг нас много зла, жестокости, непонимания: религиозные распри, войны, санкции… Может быть, пора вернуть добро хотя бы в школу? Мне кажется, для этого в школу надо вернуть ребенка. Складывается такое ощущение, что наша образовательная организация существует для инструкций, отчетов, результатов ЕГЭ, репутации учебного заведения, ремонта… А ведь главное действующее лицо в школе – это Ученик, маленький человек, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. Я согласна со словами Льва Толстого, что учитель должен быть «мостом, связующим звеном поколений». Чувствую себя таким «мостом», мне нравится им быть!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.