Эссе «Я - учитель»
Давыдова Л.В., Рыльский район
Я - УЧИТЕЛЬ
20 лет назад… Кажется, немного и немало…А уже 2016… В 1986 году поступила в Курский государственный педагогический институт, а сегодня я учитель математики, учитель сельской школы, которую закончила моя мама, моя старшая сестра, я и моя дочь. Желание стать учителем зародилось в далёком, далеком детстве. Сначала я обучала грамоте своих кукол, сама писала за них крючочки, палочки, ставила им отметки. И вот я вожатая у подшефных октябрят! Их горящие, пытливые, ждущие наших встреч глаза помню до сих пор. Являясь председателем совета отряда, чувствовала ответственность за успехи одноклассников, назначенная председателем совета дружины – ответственность за пионерскую работу всей школы. Затем комсомольская работа… Мне всегда нравилось быть в гуще детских событий и дел. Учеба в педагогическом институте стала логическим продолжением насыщенной школьной жизни. Впереди стройотряды, работа с трудными подростками в детском доме №1 города Курска, работа в профкоме физико-математического факультета...И, наконец, долгожданная школа... Начну со строчек (встретились в сети интернет)
Многие не хотят и слышать о школе после десятилетия за партой, Мечтают выпрыгнуть из школьной рутины классно-урочного стандарта, Тысячи не верят в образовательные реформы, Обвиняя нынешних учителей. Тысячи не принимают школьные нормы, Но почти все приводят сюда своих детей. |
Маловато романтики, не правда ли? Чего ждать от того, чему не доверяешь? Ведь отдаешь в школу самое дорогое - ребенка. От безысходности и по привычке… Или в надежде, что повезет… Попадется хороший учитель…
Быть учителем и называться хорошим педагогом, по-моему, не одно и то же …Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Я считаю, что в наше стремительно меняющееся время главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – основные черты современного учителя. Увлечь, заинтересовать ребят своим предметом, обозначить нравственные ориентиры – вот что особенно важно в учительской профессии. Ученики – не просто класс, это зрительный зал, а учитель - сценарист, режиссёр, актер своего урока. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития его способностей. Я часто обращаюсь к словам А. Г. Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». Невозможно без такого качества, как искренность. Никакие знания методик и технологий не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников с полуслова. Учитель не только учит самостоятельно добывать знания обучающихся, включать их в поисковую, научную, проектную, творческую деятельность, но он живёт рядом со своими учениками на протяжении школьных лет их жизни. Именно поэтому важна чуткость учителя, понимание детских проблем. Чему я хочу и чему могу научить своих учеников? Может быть, верить в себя, в свои силы… Творческие работы Вероники и Полины, проекты Карины и Кирилла, исследования на уроках математики, решение открытых задач дают им такую возможность.
Я учу красоте. Ведь математика – самая красивая наука. В ней прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость формул, изящество теорем, геометрическая выразительность. Пусть кому-то из детей трудно дается решение математических задач и нахождение производных, но если они смогли открыть для себя что-то новое, удивиться на уроке, получить удовольствие от выполненного задания, то встреча с математикой прошла для них не зря. Я учу познанию. Роджер Бэкон говорил, что «человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам; более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества, а потому не ищет от него лекарства". Богатство идей, универсальность методов и подходов, умение анализировать, думать, делать предположения и заключения – вот что дает человеку математика. Я учу мыслить. Мы исследуем не открытую задачу, а учимся понимать, что все происходящее в жизни нужно рассматривать с разных сторон. Необходимо предвидеть и прогнозировать. Получив результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование. Внимание и наблюдательность, сравнение, выбор лучшего, логика необходимы не только на уроках математики, но и в жизни каждого человека.
Я учу своих учеников общению. Мы доказываем не теорему Пифагора несколькими способами, а осознаем и понимаем, что проблему можно решить и вариантов решения может быть много. Главное - уметь договариваться, а это и есть толерантность. Математика – один из языков описания действительности, овладев которым, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации. Я учу ответственности, так как считаю, что доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умение логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют у человека четкие нравственные принципы и установки. Такой человек, возможно, не пойдет на поводу у сомнительных организаций, не станет жертвой интернет-мошенников, его не заманят никакие секты и террористические организации. Я учу детей доброте. На занятиях, решая в группах какую-нибудь сложную задачу, обучающиеся учатся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признают за другим право на ошибку. Вокруг нас много зла, жестокости, непонимания: религиозные распри, войны, санкции… Может быть, пора вернуть добро хотя бы в школу? Мне кажется, для этого в школу надо вернуть ребенка. Складывается такое ощущение, что наша образовательная организация существует для инструкций, отчетов, результатов ЕГЭ, репутации учебного заведения, ремонта… А ведь главное действующее лицо в школе – это Ученик, маленький человек, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. Я согласна со словами Льва Толстого, что учитель должен быть «мостом, связующим звеном поколений». Чувствую себя таким «мостом», мне нравится им быть!