Эссе «Я — учитель»
Эссе «Я – учитель»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».
Лев Толстой
Утро. Тусклый свет фонарей едва освещает сонный город. Очередной раз шагая на работу, задаю себе вопрос: а что есть для меня школа? Просто работа? Нет. Призвание? Увлечение? Общественное положение? Профессия? Что же? И вдруг возникает неожиданная мысль о том, что каждый день, я ассоциирую школу с чем-то новым. Каждый день, переступая порог альма матер, я будто начинаю путешествие по просторам знаний вместе со своими учениками. Куда сегодня приведет меня «могучий корабль»? В драматический театр под руководством опытного режиссера? Или, может быть, в прекрасный сад с созревающими плодами? Нет, сегодня я в прекрасном Дворце искусств, но красота его заключается не в искусной отделке и богатом убранстве, а во вдохновляющей атмосфере, царящей повсюду…
С первых шагов в класс я погружаюсь в заманчивую тишину, сквозь которую слышно, как терпеливо ждут меня неискушенные слушатели – мои ученики. Я же, как дирижер, заканчиваю последние приготовления, и мы начинаем… Вдохновение! Вот что для меня школа.
Мой «Дворец искусств», в котором я сегодня оказалась, состоит из пяти мощных и крепких колонн: профессионализм, самосовершенствование, индивидуальный подход к каждому ребенку, творческое начало, любовь к детям. Пошатнется одна из них – рухнет вся конструкция. Понимание этого пришло ко мне не сразу. Когда я впервые пришла работать в школу робким учителем английского языка, я и не подозревала, сколькому мне придется научиться самой! Вот так и по сей день: я учу детей, учусь вместе с детьми, учусь от них. Этот замкнутая цепочка никогда не разорвется. Я искренне уверена, что быть для учеников только лишь транслятором информации – не правильно, куда важнее на учить их размышлять.
В моей профессии нет ничего важнее раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки. И это не случайно, очень высокие требования выдвигаются к современным выпускникам школы. Нашей стране нужны конкурентоспособные граждане, участвующие в решении как федеральных, так и мировых задач. России нужны нобелевские лауреаты, выдающиеся ученые, виртуозные политические деятели, талантливые артисты и музыканты, спортсмены. Одним словом, те, кто сможет привести Россию к статусу мировой державы, обеспечить динамичный экономический рост, поднять ее на новый социальный, и духовный уровень. Именно школа является важнейшим элементом в процессе формирования нового общества. А какова же моя роль в этой цепочке? Ее я осознала, еще тогда, когда сама сидела за школьной партой и восхищенно наблюдала за терпеливыми и мудрыми учителями. Они оказали огромное влияние на становление моей жизненной позиции. На мой взгляд, от того, каким будет учитель, зависит будущее ребенка, класса, школы, общества, в конце концов, нет более ответственной профессии, чем профессия педагога! Осознание этого не оставило мне выбора как стать учителем!
Актуальным для меня является следующий вопрос: соответствую ли я образу учителя? Ведь именно педагог является центральной фигурой в системе образования, именно через учителя ребенок познает мир. Какие ассоциации возникают при слове «учитель»? Измученная женщина в сером костюме с невзрачной внешностью, со стопкой тетрадей в руках и уставшим взглядом. Вряд ли такая персона может вдохновить ученика на новые открытия, вызвать интерес к получению новых знаний. Я считаю, что современный учитель должен быть креативным, интересным, с безупречным внешним видом и богатым внутренним миром. И я стараюсь соответствовать этому образу. На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, чуть строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Самое главное, я получать огромное удовольствие от того, что я делаю. Чувствую себя неким творцом, вдохновителем, музыкантом, вкладывающим душу в благодарных слушателей. Это непросто, но когда завоевываешь авторитет у учеников – в этом и заключается великое искусство педагога.
Учить не мыслям, а мыслить– вот мое педагогическое кредо.
Эта идея не отличается новизной, да я и не ставила перед собой цели совершить переворот в системе образования. Я просто очень люблю свое дело – дело творца, вдохновителя, музыканта, вкладывающего душу в благодарных учеников. И нет ничего прекрасней, видеть результаты своей педагогической деятельности.
Сергеева Жанна Валерьевна, учитель английского языка, МАОУ лицей № 34 г. Тюмени