Эссе «Я-учитель»

2
0
Материал опубликован 27 December 2017

 Эссе «Я- учитель»

 

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги».
(А.С. Макаренко)

         Я  не мечтала  с  детства  стать учителем. Но для  меня эта   профессия  всегда  была уважаемой и   почетной.  С  большой благодарностью   вспоминаю всех своих учителей. Они были     образцом  для  подражания. Гаврилов Василий Лукьянович, учитель истории, вдохновлял своей простотой, человечностью и глубоким  знанием  предмета. А какую решительность, смелость и неординарность  математического мышления несла  в себе Балабай Жанна  Григорьевна.  Сколько мудрости,  жизненного опыта, закаленного в  боях Великой Отечественной войны,  исходило от талантливейшего преподавателя изобразительного искусства  и  физической  культуры  Кузнецова  Новомира Геннадьевича. Как же  мне хотелось побеждать в  спортивных соревнованиях, чтобы  видеть одобрение в  его глазах. Мне казалось, что это я  делаю не  для  себя, а  для  него.

         И  жизнь расставила  все  на  свои  места.  По окончании университета  судьба дала мне  право  быть учителем. В настоящее время  я работаю в  маленькой школе с  разными  по уровню развития детьми. Я часто задаю себе вопросы: Как стать хорошим учителем? Как  обрести  то самое  педагогическое мастерство,  которое ,как говорил А .С. Макаренко,  « не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». А что же для этого нужно?  Знаю точно, профессия учителя не терпит шаблона, не  терпит отставания  от времени. Знаю также, что этому  мастерству  нужно учиться всю  жизнь.

         Сегодня, в условиях модернизации образования, возникла необходимость воспитания гармоничной  творческой личности с активной  жизненной позицией,  способной  к  саморазвитию и самосовершенствованию. Именно,  сегодня  к  мастерству  педагога общество предъявляет особые требования. Причем, требования к личности  учителя, что во времена Макаренко, что в  мои школьные годы, что в  настоящее время  остаются, как  истина,  всегда неизменными:  педагоги  убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди.  А вот  мастерами , я думаю,  они становятся не только в силу своих личных качеств, профессиональных  знаний, но и  свободы творчества, умения  идти  в  ногу  со временем. 

         Что  в  настоящее время  может  принести воспитаннику лишённый  творчества  учитель?  Считаю,  нужно уходить от традиционных методов обучения, так как изменился  сам ученик, изменились  условия  его жизни.   И здесь очень  важно   учитывать  особенности  ситуаций современной жизни,   индивидуальность ученика, каждый раз находить те приёмы, которые в большей мере может  повлиять на формирование его личности. Нельзя  один и  тот же  прием  обучения  применять трафаретно. Необходим постоянный  поиск творческих вариантов.

 Поэтому все хорошее в  ученике  приходится  всегда  проектировать. Да, я  часто  осуществляю проекты, которые ни в одном плане  учебно-воспитательной  работы не  прописаны. Я против задач с однозначным  решением. Нет, я  не  против  ЕГЭ.  Это своего рода хороший  трамплин в выборе новых профессий, и уверена -   не единственный  показатель  результативности  обучения   ученика. Поэтому  я  за  открытые задачи, которые заставляют тренировать  не  только  мозговые рефлексы, но и задумываться, исследовать, смотреть на  вещи с точки зрения человечности. Такие задачи не усыпляют, а  бодрят, формируют активную жизненную позицию.

         Может, кто-то скажет,  что это лишняя выматывающая неблагодарная работа. К тому  же  наш труд может зависеть от разных обстоятельств. Семья, заботы  о близких и родных людях, быстрый темп жизни, усталость, обилие бумажной работы, изменившиеся дети и родители…Можно много найти   оправданий своему  разочарованию.

         А если все-таки посмотреть на все  это  с другой стороны.  Неужели наши  дети,  их дальнейшая   жизнь  могут стать заложниками нашего профессионального саморазрушения. Как научить при этом  детей  верить в  себя? Ведь  для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в то, что он делает, любить то , что он делает. Вот в  этом  и заключается настоящее  призвание - быть учителем. Можно на  каком-то  этапе  по-человечески просто устать, но не потерять надежду и  любовь. Настоящая  любовь никогда не проходит. Это  именно она возвращает нас  в  школьные  годы, это она  несет в  себе  благодарность и уважение, это она заставляет идти в ногу со временем.

         И не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский.

Все начинается с учителя! А значит - с меня!  И от этого еще удивительнее представляется мне моя судьба…


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.