Факультатив «Занимательная информатика» для 9 класса
Дата проведения |
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 четверть Знакомство с интернетом и его возможности |
|||
05.09 |
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информатика |
1 |
12.09 |
2 |
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. |
1 |
19.09 |
3 |
Что такое интернет и Wi-Fi |
1 |
26.09 |
4 |
Подключение мобильного интернета и Wi-Fi |
1 |
03.10 |
5 |
Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете |
1 |
10.10 |
6 |
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. |
1 |
17.10 |
7 |
Знакомство с поисковыми системами: яндекс, хром, гугл |
1 |
24.10 |
8 |
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. |
1 |
2 четверть Электронный дневник |
|||
07.11 |
9 |
Знакомство с сайтом электронный дневник (dnevnik.ru), его возможности. |
1 |
14.11 |
10 |
Регистрация и вход на сайт. Восстановление логина и пароля. |
1 |
21.11 |
11 |
Настройки профиля. |
1 |
28.11 |
12 |
Просмотр домашнего задания и оценок. |
1 |
05.12 |
13 |
Вступление в группы, поиск друзей. |
1 |
12.12 |
14 |
Загрузка файлов. Создание сообщений, заметок. |
1 |
Цифровой фотоаппарат и мобильная камера |
|||
19.12 |
15 |
Знакомимся с цифровым фотоаппаратом: технические особенности фотоаппарата и его возможности, функции. |
1 |
26.12 |
16 |
Особенности фотографий, создание различных изображений. |
1 |
3 четверть |
|||
16.01 |
17 |
Практическое занятие: фотографирование. |
1 |
23.01 |
18 |
Копирование фотографий на ПК и флешку. |
1 |
31.01 |
19 |
Знакомимся с камерой в мобильном телефоне: возможности и функции. |
1 |
06.02 |
20 |
Практическое занятие: фотографирование, загрузка фото в интернет. |
1 |
Приложение РowerPoint |
|||
13.02 |
21 |
Понятие мультимедиа технологии. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. |
1 |
20.02 |
22 |
Возможности и область использования приложения РowerPoint. |
1 |
27.02 |
23 |
Группы инструментов среды РowerPoint. Объекты презентации. |
1 |
06.03 |
24 |
Запуск и настройка приложения РowerPoint. |
1 |
13.03 |
25 |
Назначение панели инструментов. |
1 |
20.03 |
26 |
Дизайн презентации и макеты слайдов. |
1 |
4 четверть |
|||
10.04 |
27 |
Создание фона и текста. |
1 |
17.04 |
28 |
Вставка рисунка и фото в презентацию. |
1 |
24.07 |
29 |
Анимационные эффекты. Создание анимации текста, рисунка. |
1 |
08.05 |
30 |
Создание нескольких слайдов согласно сценарию |
1 |
15.05 |
31 |
Создание презентации из готовых картинок на выбор. |
1 |
22.05 |
32 |
Практическая работа: Создание презентации из фото: «Наш класс». |
1 |
Итого |
32 |
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на учащихся 9-х классов школ коррекционных школ VIII вида и направлен на развитие творческих способностей, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников. Данный курс направлен на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Учащиеся должны овладеть основными умениями работы в интернете, сайтом dnevnik.ru, с цифровым и мобильным фотоаппаратом, с мастером презентаций PowerPoint. Курс рассчитан в объёме 32 часа.
Место и роль курса в обучении.
Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому пользовательская содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика в коррекционном обучении, призвана систематически, постоянно сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели. Опыт применения информационных технологий в коррекционной педагогике показал что, компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию может предоставить педагогу неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационных, технических задач. Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Состояние речи, как письменной, так и устной, у большинства учащихся ниже среднего уровня. При этом их словарный запас существенно различается. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.
Одним из важнейших принципов в обучении детей коррекционного вида является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям коррекционного вида сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме доступной и понятной школьнику, важно дать не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. Процесс обучения информатике выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования учащихся в коррекционных школах VIII вида и специфика их познавательной деятельности (воспитания, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
Рациональное дозирование учебного материала;
Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
Большие и пока малоизученные возможности для успешного изучения предмета информатики (и других общеобразовательных предметов) в специальной школе содержат мультимедиа технологии в силу того, что они позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь – позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы.
Учащиеся классов коррекционного вида обнаруживают способность к усвоению несложных примеров работы на компьютере и переносу этих примеров на аналогичные ситуации.
Неоценимые методические возможности в плане обеспечения коррекционного обучения имеет программ PowerPointа, овладеть которой может практически каждый пользователь. Она относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Применительно к условиям коррекционного обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы. Таким образом, изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возраста к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости. Возможность совмещения текста и графики в PowerPoint позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мысленных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы.
Цели и задачи курса.
Цель курса - научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.
Задачи курса - заинтересовать учащихся предметом информатика, получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области применения компьютера, развитие воображения и логического мышления, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения; привитие трудолюбия усидчивости, коммуникабельности.
Контроль знаний и умений
Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий разного уровня сложности, исходя из возможностей каждого учащегося, что позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой практической контрольной работы.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство с интернетом и его возможности |
8 |
2 |
Электронный дневник |
6 |
3 |
Цифровой фотоаппарат и камера мобильного телефона |
6 |
4 |
Приложение РowerPoint |
12 |
Итого |
32 |
Содержание программы
факультатива «Занимательная информатика»
Программа составлена на основе программ курса информатики и информационных технологий
Н.Д. Угринович Информатика: Учебник 5-7 класс средней общеобразовательной школы,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. и адаптирована для учащихся 9-х классов
Курс рассчитан на 1 часа в неделю, всего – 32 часов в год.
УМК:
Угринович Н.Д. программа по информатике к комплекту учебников по информатике 2-11 класс, М.:, Бином, лаборатория знаний, 2005
Угринович Н.Д., Информатика, Учебник для 5-7 классов, - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г.,ШеинаТ.Ю.Преподавание курса информатики в средней школе, М.: АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс,2006
Симонович С.В.,ЕвсеевГ.А.,Занимательный компьютер, книга для детей, учителей, родителей, М.: БИНОМ,2006