Факультативный курс «Физика вокруг нас» (7–8 классы)

26
0
Материал опубликован 15 November 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"

Рассмотрена на заседании Методического совета

Протокол № 1

«__»________2016г.

 

Согласовано ___________

Зам.директора по УВР

Иванченко В.В.

«01» сентября 2016г.

Утверждаю:

директор  школы

_______Шайдулина О.А. Приказ № 84

«01» сентября 2016 г.

 

 

ПРОГРАММА

факультативного курса «Физика вокруг нас»

для 7-8 класса

на 2016 - 2017  учебный год.

 

Составитель программы: Забелина М. В.

I. Пояснительная записка.

В науке физике используются два основных метода исследования: физический эксперимент и теоретический анализ. Важнейший из них, на мой взгляд, - эксперимент. «Все познание реального мира исходит из опыта и завершается им.» - писал А. Эйнштейн. Итак, физический эксперимент лежит в основе появления и развития всех физических идей и теорий, а, следовательно, и всего физического мировоззрения, всей современной картины мира. Но этим роль эксперимента не исчерпывается. Он не только «двигатель» физической науки, но важнейший рычаг научно-технического  прогресса. В основе почти любой области техники лежат физические явления, открытые физиками - экспериментаторами.И, наконец, физический эксперимент служит средством решения абсолютного большинства конкретных технических проблем на производстве, в научных лабораториях, быту.

В настоящее время обучение учащихся самостоятельному физическому экспериментированию осуществляется фактически только при приведении лабораторных работ. Но при их выполнении учащиеся работают группами. А так как в каждой группе имеется обычно неформальный лидер, который, как правило, не только организует работу, но и выполняет все действия (собирает установку, измеряет нужные величины и т.д.), нередко оказывается, что отдельные ученики не сделали сами ни одной лабораторной работы за весь курс обучения. Кроме того, все лабораторные работы носят воспроизводящий характер, а не творческий. Следуя инструкциям, ученик не задумывается о том, почему и зачем он выполняет то или иное действие. Такая методика снижает интерес учащегося к физике, лишает их инициативы и полного понимания своих действий.

Таким образом, данный факультативный курс предполагает повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.

                                                        II.Планируемый результат. УУД.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

3. коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;

4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;

4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

IIIОсобенности построения курса.

Тематика экспериментальных заданий органически связана с текстом учебника, по которому изучается физика, и с содержанием лабораторных работ. Она достаточно многообразна, поскольку позволяет учитывать разнообразие бытовых измерительных приборов и техники, а также материалов и инструментов, приспособлений повседневного обихода, доступную элементную базу. Экспериментальные задания широко и полно учитывает местные природные и бытовые (технические) возможности и образует интересную для школьников сферу – «физика вокруг нас». Освоение учащихся этой знакомой предметной сферы, рассматриваемой с позиции изучаемых вопросов физики, показывает им важность приобретаемых знаний, развивает любознательность, поддерживает интерес к предмету.

Данный факультативный курс рассчитан на учащихся 7-8 классов, то есть на два года обучения, один час в неделю.

IV.Цель курса.

№ п/п

Содержание

1.

«Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при общении с техническими игрушками, бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями.

2.

Раскрытие функциональных зависимостей, выраженных физическими законами и закономерностями, путем измерения физических величин.

3.

Осознание учащегося возможности управления физическими процессами, происходящими в объектах бытовой техники, с помощью приобретенных физических знаний.

4.

Формирование у школьников умений производить эквивалентные преобразования формул, важных в повседневной жизни.

5.

Изучение функциональных зависимостей между физическими величинами.

6.

Изучение объектов техники.

7.

Измерение параметров разной бытовой техники и выполнение расчетов на основе из значений.

8.

Актуализация физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики.

9.

Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенный объект, с целью составления задач, требующие соответствующих расчетов.

10.

Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства.

11.

Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой техники или профилактическом уходе за ней, ремонт.

12.

Формирование умений выдвигать идеи технического воплощения физических законов.

13.

Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с оборудованием.

14.

Развитие познавательного интереса учащихся к предмету.

15.

Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие.


V. Структура содержания.

№ п/п

Содержание

Количество часов

 

7 класс

34 часа

Модуль № 1

Введение

5 часов

Модуль № 2

Первоначальные сведения о строении вещества

4 часа

Модуль № 3

Движение и силы

8 часов

Модуль № 4

Давление жидкостей и газов

11 часов

Модуль № 5

Работа, мощность, энергия

6 часов

 

8 класс

34 часа

Модуль № 6

Тепловые явления

15 часов

Модуль № 7

Электрические явления

9 часов

Модуль № 8

Электромеханические явления

4 часа

Модуль № 9

Световые явления

6 часов

VI. Учебная деятельность.

№ урока

Тема

Тип  занятия

Цели 

 

I. Введение

1.

Её величество - природа

Изучение нового материала

№ 1, 8, 14

2.

Наблюдения и опыт- источник знаний

Изучение нового материала

№ 1, 8, 14

3.

Приборы – главное оружие естествоиспытателя

Комбинированный

         
         №2, 4, 5

4.

Точные и приближенные измерения. Погрешность

Практическая работа «Определение цены деления прибора»

№ 13, 8, 10

5.

Физика и техника

 конференция

№ 6, 14, 15

 

II. Первоначальные сведения о строении вещества.

6.

Измерение размеров малых тем

Практическая работа

№ 15, 2

7.

Пользование бытовыми измерительными приборами

Практическая работа

№7, 8, 10, 11, 6

8.

Физические характеристики повседневных продуктов питания

Экспериментальные задания по теме

№ 9, 14, 1, 10

9.

Повторительно- обобщающее занятие

Игра «Счастливый случай»

№ 14, 15

 

III. Взаимодействие, движение и силы

10.

Измерение малых тел

Практическая работа

№ 2, 9, 5

11.

Учимся понимать, объяснять, думать и работать.

Занятие - инструктаж

№ 12, 13

12.

Конструирование приборов и приспособлений

Проект

№ 12, 13, 11, 14

13.

Защита проектов

 Деловая игра

№ 14, 15

14.

Экспериментальные задачи по теме «Плотность»

 Решения задач

№ 11, 12, 13

15.

Силы в природе

Конференция

№ 9, 10

16.

Экспериментальные задачи по теме «Силы»

Решения задач

№ 9, 10, 14

17.

Повторительно- обобщающее занятие

Соревнование

№ 14, 15

 

IV. Давление жидкостей и газов.

18.

Экспериментальные задачи по теме «Давление твердых тел»

Решения задач

№ 3, 4, 5

19.

Экспериментальные задачи по теме «Давление жидкостей»

Решения задач

№ 3, 4, 5

20.

Использование сообщающихся сосудов в быту и технике

Конференция

№ 6, 7, 14

21.

Конструирование приборов и приспособлений

Проект

№ 9, 10, 11

22.

Защита проектов

Деловая игра «Конструкторское бюро»

№ 13, 14

23.

Атмосферное давление. Погода и климат

Интегрированный урок физика- география

№ 14, 15

24.

Занимательные задачи на смекалку по теме «Давление»

Урок- соревнование

№ 1, 3, 4, 10

25.

Экспериментальные задачи по теме «Архимедова сила»

Решения задач

№ 1, 3, 4, 10

26.

Выяснение условий плавания тела в жидкости

Практическая работа

№ 3, 4, 10

27.

Из истории воздухоплавания

Конференция

№ 10, 14, 15

28.

Обобщающее занятие

Игра

№ 14, 15

 

V. Работа, мощность, энергия.

29.

Экспериментальные задачи по теме «Работа»

Решения задач

№ 1, 2, 3, 4

30.

Экспериментальные задачи по теме «Мощность»

Решения задач

№ 1, 2, 3, 4, 5, 10

31.

Конструирование приборов и приспособлений

Урок- творчества (использование конструктора)

№ 10, 11, 12

32.

Защита проектов

Деловая игра

№ 6, 14, 15

33.

Экспериментальные задачи по теме «Энергия»

Решения задач

№ 5, 8, 9

34.

Обобщающее занятие.

Игра

№ 14, 15

8 класс

 

VI. Тепловые явления

1.

Удивительный и грозный мир природы

Комбинированный урок

№ 1, 8, 14

2.

Наблюдение и опыт - источник наших знаний

Комбинированный урок

№ 1, 8, 14

3.

Математика помогает физике

Урок - консультация

№ 13, 8, 10

4.

Основы МКТ

Комбинированный урок

№ 6, 14, 15

5.

Температура. Путешествие по температурной шкале

Игра

№ 14, 15, 6, 7, 8

6.

Игра Счастливый случай»

Игра

№ 14, 15

7.

Теплопередача в природе и технике

Конференция

№ 6, 7, 8

8.

Использование энергии Солнца на Земле

Конференция

№ 11, 12

9.

Несколько слов о биофизике

Конференция

№ 11, 12

10.

Экспериментальные задачи на смекалку

Решение задач

№ 13, 4

11.

 «Наблюдение процессов нагревания, плавления, охлаждения, отвердения»

Практическая работа

№ 13, 4, 3

12.

«Определение удельной теплоты плавления парафина»

Практическая работа

№ 13, 4, 3

13.

«Зависимость скорости испарения жидкости от определенных параметров»

Практическая работа

№ 13, 4, 3

14.

 «Определение влажности воздуха»

Практическая работа

№ 3, 4, 6, 14

15.

Повторительно - обобщающий урок.

Игра

№ 14, 15

16.

Первые шаги в электротехнику

Комбинированный

№ 14, 15

17.

Электрические цепи. Сборка электроцепей.

Практическая работа

№ 5,13,14,15

18.

Электроизмерительные приборы

Практическая работа

№ 5,13,14,15

19.

Экспериментальные задачи

Решение творческих задач

№ 4,10,13,14

20.

Биоэлектричество

Конференция

№ 14

21.

 «Последовательное соединение проводников»

Практическая работа

№ 5,13,14,15

22.

Лабораторная работа «Параллельное соединение проводников»

Практическая работа

№ 5,13,14,15

       

23.

Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников»

Практическая работа

№ 5,13,14,15

24.

Обобщающее занятие

Игра

№ 14

25.

Изучение магнитных полей

Практическая работа

№ 10,11,14

26.

Магниты на службе человека

Конференция

№ 3,8,10

27.

Конструирование приборов и      приспособлений

        № 11, 12, 13, 14

28.

Защита проектов

Конференция

№ 14, 15

29.

Оптические приборы

Комбинированный 

№ 3,8,10

30.

Линзы

Комбинированный 

№ 6,12,13

31.

Экспериментальные задачи

Решение задач

№ 9,12

32

Конструирование приборов и приспособлений

Проект

№ 11, 12, 13, 14

33

Защита проектов

Деловая игра

№ 14, 15

34.

Контроль знаний и умений учащихся

Контрольные экспериментальные задания

№ 2,3,15





VIIСписок литературы.


 
1.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор              М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, Астрель, 2008.-475

2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор              М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, 2007.-432

3.Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В. Аганов.- М.: Дом пелагогики,1998.

4.Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.

5.Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман.- М.: Дрофа,2010.

6.Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова.- М.: АСТ, Астрель,2010.

7.Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин.- М.: Просвещение,2002.

8.Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.

9.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1971.

10. Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и другие. Фронтальные лабораторные задания по физике в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя/ Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова.-М.: Просвещение, 1996.

11. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса,2003.

 Цифровые образовательные ресурсы.

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/  

2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

3.Российский общеобразовательный портал.  http://www.school.edu.ru/ 

4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.       http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/  .

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.