Статья «Фандрейзинг в школе: поиск новых партнеров»
Фандрейзинг в школе: поиск новых партнеров
Котова Наталья Владимировна,
заместитель директора по учебной работе
средней школы №34 г.Минска
Учитывая актуальность проблемы финансирования современные организации вынуждены осваивать и осуществлять технологию фандрайзинга - деятельности, направленной на поиск финансов для реализации неприбыльных (не имеющие целью получение прибыли) источников, в том числе и для учреждений образования. Для школы поиск ресурсов, особенно материальных, оставаться важной задачей, которую необходимо решать ежедневно. В рамках сложившихся рыночных отношений в учреждениях образования приходиться искать различные способы привлечения внебюджетных средств.
Каждая школа пытается найти свои решения этой проблемы. Создаются органы самоуправления в школе - попечительские советы, устанавливаются связи с шефскими организациями, а также многие школы участвуют в конкурсах на присуждение грантов и реализуют социально значимые проекты. Всё это распространённые явления. А учреждения образования должны принимать комплекс стратегических грамотных методов и процедур поиска дополнительных ресурсов для осуществления и реализации своей деятельности.
Одним из успешным направлений работы по аккумулированию спонсорских средств, развитии альтернативной системы самофинансирования, активным внедрением инновационной деятельности по привлечению внебюджетных средств является система работы средней школы №34 г.Минска. Сегодня школа имеет возможность самостоятельно устанавливать эффективное сотрудничество с общественностью. Но для того, чтобы это сотрудничество состоялось руководство учреждением образования научились решать разные проблемы, необходимые для профессиональной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, проектирования ситуаций, прогнозирование проблем и основных трудностей и т.п.).
Управление деятельностью школе в данном направлении - это, прежде всего, пристальное внимание к материально-техническому обеспечению, аспектам безопасности и эстетики труда, дизайну рабочего и рекреационного пространства. В школе достигли достаточно высокого уровня эстетического оформления и материально - технического обеспечения через активное сотрудничество с шефской организацией, спонсорами и попечительским советом школы с помощью налаженной системы фандрейзинга.
Такое явление как фандрайзинг достаточно редко встречается в практической деятельности современного руководителя. Поэтому становление опыта фандрейзинга в школе осуществлялось через выработку целостной стратегии по привлечению дополнительного финансирования.
Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.
Фандрейзинг
Спонсоринг
Схема аккумулирования внебюджетных средств в школе
ИСТОЧНИКИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Попечительский совет
Доходы от платных образовательных услуг Аренда Попечительский совет
Участие в грантах, конкурсах, социальных проектах Шефская помощь Спонсорская помощь
|
Использование технологии фандрейзинга в учреждении образования предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки и развития деятельности учреждения.
Попечительский совет
Основными задачами фандрайзинга можно считать:
1) привлечение ресурсов для реализации целевых программ;
2) анализ эффективности деятельности организации;
3) накопление новых идей для реализации будущих программ, проектов;
4) повышение имиджа учреждения образования и укрепления доверия к нему;
5) информирование и просвещение общественности относительно проблем, которые решает учреждение образования.
Успешность осуществления фандрайзинга зависит от умения разрабатывать проекты, программы, налаживать контакты с потенциальными партнерами, организациями и фондами, которые могут профинансировать эти проекты
Реализация деятельности в средней школе №34 г.Минска в рамках реализации фандрейзинга осуществляется по следующим направлениям:
Управления в системе менеджмента. Реализация этого направления осуществляется к привлечению решения проблем учреждения образования потенциальных спонсоров, с целью обеспечения его стабильного функционирования и развития. Существующая практика использования внебюджетных средств всегда основана в рамках нормативного поля (ПО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2011 г. № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования»; УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 июля 2005 г. N 300 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ (СПОНСОРСКОЙ) ПОМОЩИ; ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2013 г. № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации»).
Управление персоналом. Обязательным условием управления и рационального использования организационных возможностей стимулирования работников к активности по привлечению внебюджетных средств, поиска спонсоров является использование системы мотивации. Основная цель создания мотивационной системы в учреждении образования заключается в том, чтобы способствовать достижению поставленных целей через мотивацию сотрудников, созданию благоприятной атмосферы для творческой деятельности, привлечению высококвалифицированного персонала.
Управление финансами. Это предоставление платных дополнительных образовательных услуг; использование благотворительной деятельности граждан и организаций; заключение договоров дарения, оказания спонсорской помощи; участие в конкурсах на выделение гранта Мингорисполкома, предоставление в аренду помещений.
При разработке стратегии привлечения средств необходимо реалистично оценивать, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае, и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного спонсора форме.
Первый этап работы начинается по привлечению спонсорских средств осуществляется с разработки содержательной плана привлечения средств, где определяются основные направления работы на год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются результаты.
Второй этап организации фандрайзинговой кампании в школе связан с ее реализацией на практике.
В рамках реализации плана можно использовать ряд действенных методов, которые способствуют установлению положительного контакта с потенциальными спонсорами. Это:
1. Телефандрейзинг - обращение к потенциальным спонсорам и шефам по телефону и по факсу для приглашения на школьное мероприятие, озвучивания какой-либо проблемы, поздравления с праздниками/событиями и т.д.
2. Почтовый фандрейзинг - обращение к потенциальным спонсорам и шефам по почте с какой-либо просьбой, поздравлением и т.д.
3. Индивидуальный фандрейзинг - персональное обращение руководства школы в личной беседе о насущных проблемах.
4. Солофандрайзинг - приобретение поддержки спонсоров (конкретных физических лиц) при реализации, например, образовательных проектов («Будущее-это мы» по работе с высокомотивированными учащимися; «Быстрее, сильнее, выше» по поддержке юных спортсменов и т.д.); проектов по благоустройству школьной территории, учебных кабинетов, а также в установлении личных контактов с необходимыми организациями, людьми.
5. Событийный фандрайзинг - приглашение спонсоров и шефов на различные школьные мероприятия: «Праздник Первого звонка», «Мы так хотим, чтобы школьные годы продлились», «Нам одна дана победа», «Рождественские встречи», фестиваль по поддержке талантливых и одаренных учащихся и педагогов «Одаренность и творчество» и другие. Имеенно в рамках таких встреч основными задачами реализации фандрайзинга будут являться приобретение новых партнеров и друзей школы, а также реальная возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.
6. Сотрудничество с другими организациями с целью развития и продвижения технологий фандрайзинга в рамках партнёрства. Сегодня в школе этот наиболее метод развит в работе с законными представителями школы.
Сегодня в образовательной среде PR-технологии неосознанно используют практически все учреждения образования. Работа с жителями микрорайона по рекрутированию детей в школу, родительские собрания, работа со спонсорами, шефскими организациями, - это яркие примеры связей с общественностью (Public Relations). Однако, чаще всего эти мероприятия в учреждениях образования носят не системный и целенаправленный характер, а скорее локальный и случайный. А для эффективного функционирования и развития учреждения образования эти усилия должны осуществляться на стратегической основе и системно.
Важно отметить, что для реализации фандрейзинга в школе не обойтись без PR-технологий. Это необходимо для того, чтобы потенциальные спонсоры и шефская организация имели четкое представление о работе школы, ее результативности. В этом направлении работы важно информировать спонсоров и шефскую организацию о наиболее важных событиях в школе, значимых победах, достижениях учителей и педагогов и, определенно, о значимости вклада каждого в этих успехах. Для того, чтобы этот процесс был систематическим и целенаправленным необходимо использовать не только приглашения, информационные листы, буклеты, но и сайт учреждения образования.
На сайте школы систематически размещается информационные ссылки на наиболее значимые мероприятия, проекты, акции, которые требуют спонсорской поддержки и внимания: акция «Самый лучший класс-наш!», «Спаси дерево-сейчас!»; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «С болью в сердце…»; фестиваль по поддержке одаренных учащихся «Одаренность и творчество» и .т.д. Также потенциальные спонсоры и представители шефской организаций постоянно являются почётными гостями этих мероприятий. О шефской организации и партнерах школы размещается информация на сайте, а также о помощи, которая была оказана школе, ее значимость.
Помимо сложившихся правил и причин получения дополнительных ресурсов, часто возникают ошибки и просчеты, которые могут помешать конструктивному диалогу с потенциальными спонсорами в получении помощи.
Нам отказывали если: |
Наши действия в этой ситуации |
Мы поздно обратились. |
коммерческие организации спланировали свой PR-бюджет; определились с адресатами благотворительности и расходами. Чтобы попасть в целевые расходы фирмы, потребуется время. В крупных организациях до года, в мелком и среднем бизнесе - до двух-трех месяцев. Вписаться в этот "круг заботы" можно, но нелегко. |
Мы привели общую аргументацию, а конкретные доводы и обоснования просьбы о поддержке не предъявили. |
"Исправить ситуацию" можно, предъявляя бизнес-план, подробную смету, текст проекта, информацию об остронуждающихся в помощи детях и т.п. |
Замечено, что на начальной стадии установления контактов предпочтительнее акцентировать социальную и моральную значимость акции, проекта, мероприятия. |
|
Наше письмо спонсору трудно читается. |
Важно быстро научиться излагать суть письма в краткой лаконичной форме. Просьба - это второй абзац. Письмо не более одной страницы. Ясная цель, четко изложенный замысел проекта найдут понимание и отклик. |
Наше письмо "безадресное". |
Неэффективно направлять письма в целом на предприятие или коммерческую организацию. Не стоит, наверное, делать это, не уточнив предварительно наименование должности (генеральный директор, президент, председатель, руководитель и т.д.), а также имени и отчества начальника. Субординация существует, можно получить отказ только потому, что неверно впечатано имя и отчество руководителя. |
Наше письмо направлено факсом, электронной почтой. |
Письмо не будет рассмотрено, если не была проведена предварительная работа. Хорошо бы не забывать, что в некоторые фирмы писем с просьбой о помощи приходит до ста в день. |
Нередко мы не имеем информации о сферах интересов и приоритетах руководителя фирмы. |
Необходимо точно понимать в какую организацию вы обращаетесь и определить специфику их деятельности для того, чтобы вам не отказали в помощи |
Замечено, что в большинстве случаев бизнес-лидеру важно, чтобы "вложения" были адресными, целевыми, понимаемыми, реалистичными, конкретными, только тогда складываются постоянные отношения, возникает заинтересованность и неформальное участие. |
|
Наша деятельность не связана с деятельностью потенциальных спонсоров |
Многие фирмы поддерживают различные виды деятельности в прямом соответствии с интересами (хобби) своих бизнес-лидеров. Не получается пока просчитать соответствие аудитории проекта, акции покупательской или потребительской аудитории предполагаемого спонсора. |
1