Статья «ГТО — в поисках новых подходов»

1
0
Материал опубликован 13 November 2018

Е.Н. Хайменова магистрант НГПУ,

учитель физической культуры НГПЛ им.А.С. Пушкина

«ВФСК ГТО – в поиске новых подходов»

Аннотация. Статья посвящается проблеме ВФСК ГТО в современной России. Затрагивается тема низкой мотивации и отсутствия интереса к спорту молодежи 20 века. Автор проводит мониторинг среди лицеистов об их отношении к спорту и представляет нашему вниманию разные точки зрения, а так же эксперимент, где в одной группе (классе учеников) в вариативной части урока выполняется более часто упражнения со статической нагрузкой и работа с собственным весом, а другая группа учеников занимается по стандартной образовательной программе. В результате эксперимента автор достиг увеличения мотивации и желание учеников сдавать нормы ВФСК ГТО.

Цель данной работы - Разработка и развитие научно-методического обоснования модульной технологии развития скоростно-силовых качеств и впоследствии увеличение мотивации к сдаче норм ВФСК ГТО.

Ключевые слова: физическая культура, ВФСК ГТО, здоровье, модульная технология, мониторинг, статика, динамика, скорость, сила

«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) – всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу советской государственной системы физического воспитания, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях СССР. [1]

Изучение истории комплекса ГТО даёт нам представление о том, какое оно имело большое значение для развития ориентации советского человека на здоровый образ жизни, было структурой, в которую вливался каждый гражданин с детства. Стремление соответствовать нормативам ГТО поддерживалось всеми предприятиями и организациями Советского Союза. Находиться в спортивной форме на достойном уровне считалось необходимостью, а иметь значок ГТО было почетно.
ГТО, сразу после введения в 1931 году, дал свои результаты. Процент занимающихся физкультурой граждан значительно увеличился, а лозунг «От значка ГТО - к олимпийской медали!» реально работал. Но уже в 70-80 годах мотивация, как и идеология, ослабли. Наметился спад интереса к ГТО. Появились глупые шутки про ГТО, процент сдавших нормативы завышался, и отличительный знак уже не являлся предметом гордости советского гражданина.
С распадом СССР развалилась и установка на спортивные достижения ради плодотворного труда и защиты отечества. Воспитание привычки к здоровому образу жизни не находило широкой поддержки государства и было оставлено семье и, как следствие, не развивалось должным образом. Установка советского гражданина на саморазвитие для общего будущего сменилась на индивидуалистические установки, направленные на выживание и личное благополучие в новом обществе.
Для того, что бы понять, как восстановить ценный опыт ГТО как мощного воспитательного механизма, по моему мнению, необходимо знать, какие мотивы саморазвития движут современными молодыми людьми, для чего они готовы заниматься физкультурой и спортом, ведь невозможно насильно заставить человека быть здоровым и спортивным.
«Надо, чтобы это было добровольно. Задача не в том, что прыгнул ты или пробежал, а в том, что у тебя появляется мотив для физического развития. Это очень важно. Поэтому мы только за добровольность…». [2]

Я не могу не согласиться, поскольку самостоятельно принятое решение выбрать здоровый образ жизни закладывает крепкий фундамент в становлении физически развитого и здорового человека. Для выявления мотивации лицеистов для занятия физической культурой и потребности сдачи норм ГТО, мною был проведен мониторинг подростков моего лицея в возрасте от 14 до 17 лет. В опросе участвовали 150 учеников средней и старшей школы. Лицеистам предлагалось выбрать наиболее подходящие для них высказывания об отношении к физической культуре и ВФСК ГТО.
Результаты мониторинга показывают, что большинство лицеистов считают физическую культуру нужной для личного совершенствования. Их ведущим мотивом является гармоничное развитие собственной личности, здоровье, привлекательность (76%). На второе место выходит социальный мотив – дружеское общение и конкуренция в процессе спортивных занятий (36,7%). Небольшая часть учащихся (2,7%) планируют связать свою жизнь и трудовую деятельность со спортом.
Меньшая из части опрошенных лицеистов считает занятия физической культурой не нужным предметом. 4,7% - это лицеисты, страдающие какими либо заболеваниями и освобожденные от занятий, 8,5% считают занятия травмоопасными и предпочитают сохранять своё здоровье не участвуя в учебной деятельности, а 6,5% вообще не имеют мотивов к занятиям физической культурой и считают это тягостной обязанностью.
Также большинство лицеистов считают нужным сдавать нормативы ГТО, и на первом месте лидирует приоритет при поступлении в ВУЗы (53,2%), на второе место выходит мотив индивидуального развития и значимости собственных достижений (27%), и на третьем месте остаётся социальный мотив (12,8%).

« Знаки ГТО из кармана достаньте, прикрепите сюда на грудь. Это то, чем можно и нужно гордиться!»[3]

Чудесная фраза, не правда ли? Меня, например, она очень воодушевляет.

Случайно прочитав именно эту цитату, в 2017-2018 учебном году я решила провести эксперимент. Работая в параллелях 10 классов, я выбрала два класса. Один класс, я условно обозначила его «С », он считался менее спортивным классом, выполнял программу специальных упражнений блочно, то есть работал по усиленной физическими упражнениями программе, модульного блока, что предусмотрено в вариативной части программы. Другой класс, условно «В», более сильный по физической выносливости класс, работал по стандартной учебно-физкультурной программе занятий. Программа класса « С» представляла собой 3 разных модуля, где каждый модуль включал в себя нагрузку на разные группы мышц. Первый модуль - «модуль развития выносливости», второй модуль - «модуль развития скорости», третий модуль - «модуль развития силы». В каждый модуль были включены упражнения, где статика чередуется с динамикой, а так же упражнения с собственным весом. По программе лицея на занятия физической культурой выделяется три часа в неделю, на каждый час предусмотрен свой модуль, каждую неделю модуль повторялся, но изменялось количество повторений и подходов. В течение учебного года мы с ребятами класса «С» применяли контрольно - измерительные тестирования и вели дневник самочувствия. Класс «С» с самого начала нашего исследования отмечал усталость и мышечную боль, что в спортивном мире считается – « мышечной радостью», иногда лицеисты не хотели выполнять программу, но мы продолжали программу, превозмогая лень и боль, и только лишь после контрольных тестов и сравнения своих показателей с классом «В», дети начали сами мотивировать себя и отступать уже не собирались.

И вот результат! 18 сентября 2018 года мы сдали первые 6 видов из 9 добровольного тестирования норм ГТО, и хотя изначально класс «В» был более спортивным, в классе «С» желание поучаствовать в добровольном тестировании изъявило больше желающих. Для примера: из класса «В» участвовали 5 учеников, а из класса «С» - 9.

На сегодняшний день мы сдали не все виды, но по результатам на данный момент в классе «С» на золотой знак отличия претендует -5 учеников, и в классе «В» -1. Конечно, большую роль в результатах играют так же и занятия в дополнительных спортивных секциях, но для меня успехом уже можно назвать возникшую мотивацию и интерес у учеников.

Считаю, что эксперимент прошел удачно.

Так же в этом году я решила показать и личный пример! Зарегистрировавшись на сайте, я вместе с учениками сдавала нормы ГТО и теперь тоже претендую на золотой знак отличия! 

 

Литература

Большая Советская Энциклопедия – 1931 г 3 изд. Том 5

2. V Международный конгресс учителей физической культуры под девизом "ГТО в школу!" [Текст] / В. Ш. Каганов // Физическая культура в школе. - 2016. - №2. - С. 31-33.

3. Из общения со школьниками – авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремленная в будущее», 11.06.2018 Президент РФ В.В. Путин
 

© Хайменова Е.Н. 2018

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.