Образовательная программа по внеурочной деятельности «Фантазии полет и детских рук творение...»

0
0
Материал опубликован 19 November 2017 в группе

 Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания населения

«Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
 


 

УТВЕРЖДЕНО

 

распоряжением директора

ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ»

 

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Фантазии полет и детских рук творенье»

возраст обучающихся 11-17 лет

срок реализации – 1 года

Автор-составитель:

Бакланова Т. Н.,

Инструктор по труду

Ипатово, 2017 год

Пояснительная записка

Программа «Творческой мастерской» (дополнительное образование) составлена в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской̆ Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной̆ отсталостью; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской̆ Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной̆ отсталостью.

Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)

Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

Реализация АООП образовательного учреждения осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

Актуальность:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость».

Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения прикладного искусства по технике Канзаши и бисероплетение ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Основные трудности умеренно умственно отсталых детей при ре­шении задач: а) слабое принятие задачи, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность; б) от­сутствие ориентировки в задаче, т. е. понимания связей между звенья­ми; в) неспособность к «осмысленной» организации своей деятельно­сти по выполнению задачи, т. е. последовательного перехода от одного действия к другому, осуществления связи между действиями, приме­нения адекватных способов действия, неумение правильно использо­вать наглядные средства для решения задачи.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО.  Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом инструктор по труду или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы воспитанникам в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.

1.2. Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Продолжительность занятия 40 – 50 минут.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

- свободного выбора.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.

Задачи:

- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;

- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;

- формирование интереса к творческой деятельности;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.

3. Прогнозируемый результат:

- скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

 -  приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на базовом, так и на более высоком уровне.

- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление помещений, зала для проведения праздничных утренников и др.

- практическое применение своих умений и навыков.

4. Отличительные особенности программы:

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа творческой мастерской должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей с умственной отсталостью.

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по программе творческой мастерской дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных техник рукоделия (декоративно прикладного искусства). В план работы включены такие виды деятельности: работа с атласными лентами (Канзаши), декупаж, вытывание (ажурное вырезание из бумаги), бисероплетение, вышивка (бисером и мулине).

5. Особенности возрастной группы учащихся (6 – 17 лет):

Возраст детей и их психологические особен­ности

Дети с умственной отсталостью имеют свои психологические особенности. В любом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:

-неустойчивое внимание;

-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;

- пониженная работоспособность;

- нарушение эмоционально-волевой сферы.

Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого обучающего.

Занятия по программе обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.

Особенности набора детей: свободный

6. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками социальных знаний о взаимодействии в коллективе.

Второй уровень результатов — получение опыта переживания и позитивного отношения к базовой ценности общества - труду, ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

6.1. Способы оценивания результативности учащихся:

- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

- Выполнение заданий.

Программа способствует

-повышению интереса к культурным традициям народов;

-развитию познавательной и творческой активности детей;

-формированию нравственных ценностей;

-расширению политехнических знаний;

-повышению культуры общения детей;

-укреплению веры детей в свои способности.

7. Учебно - тематический план

п./п.

Тема

Всего часов

теоретических

практических

1

Декупаж

27

6

21

2

Канзаши

24

2

22

4

Бисероплетение

27

3

25

5

Вышивка

24

3

21

Итого:

102

   

8. Содержание основных разделов программы

8.1. Декупаж

Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники. Декупаж привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Материалы и инструменты, необходимые для работы:

Декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки).

Картинки для декупажа можно найти в множестве источниках: газеты, журналы, книги, салфетки, отпечатанные картинки, оберточная бумага, открытки, ткань, кружево, декупажные карты, старые фотографии и т.д.

Акриловые краски

Ножницы.

Для вырезания подойдут ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов), канцелярский или специальный (с вращающимся лезвием) нож или бритвенные лезвия. Иногда мотивы из салфеток не вырезают, а вырывают. Для этого надо чуть влажной кисточкой обвести вокруг мотива.

4. Ванночки с поролоном.

5. Клей ПВА, или клей универсальный для декупажа

Обычный клей ПВА. Лучше развести его небольшим количеством воды. Можно также найти специальный клей для декупажа или клей-карандаш. Также подойдет разведенный акриловый лак, разбавленный обойный клей, клейстер, лак для ногтей.

6. Кисти синтетические средней жесткости и разной формы

Кисти разных форм и размеров. Удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Прозрачный акриловый лак, кракелюрный лак

Для выравнивания декупажа используется лак. Полиуретановые, акриловые аэрозоли или другие лаки

8. Предметы, или основы для декупажа.

9. валики с поролоновой насадкой, наждачная бумага

Для разглаживания можно воспользоваться небольшим валиком, чтобы устранить складки, излишки клея и разглаживания картинки.

Наждачная бумага используется для шкурки используемого материала.

Содержание учебного материала

1 блок занятий Декупаж, салфеточная техника, прямой декупаж. На занятии даются основные знания о декупаже: история, виды, необходимая информация о материалах и инструментах, которые понадобятся для работы, рассказывается о технике состаривания – кракелюр. Практическая часть занятия - выполнение работы в салфеточной технике, ученики декорируют небольшую деревянную разделочную доску. Форма доски любая, размеры не больше 25 см. по длинной стороне, поверхность должна быть без загрязнений, росписи, лака, воска, масла

2 блок занятий Обратный декупаж и техника жидкое ламинирование. На занятии рассказывается об особенностях работы в технике декупаж на стекле. Ученики выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной поверхности. На этом занятии изучается техника жидкого ламинирования - создание красивого фона с помощью специальной декоративной бумаги. Декорированное блюдо можно использовать по прямому назначению!

5 блок занятий. Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. На занятии рассказывается о специальных материалах для декупажа - декупажных картах, описываются приемы работы с ними, изучается процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. Ученики декорируют деревянную шкатулку. Шкатулка может быть любой формы, с замочками и без, главное, чтобы это было необработанное дерево, т.е. заготовка под декор. Размер не больше 13 см. по длинной стороне.

На занятиях в течение года будут использоваться смешанные техники. Наряду с решением главной задачи (формировать способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение с такими элементами творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками декорирования выполняется в следующих направлениях:

- от декорирования отдельных предметов к составлению сюжетных эпизодов и далее к сюжетному декорированию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения фона в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник декорирования;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

научатся видеть и передавать красоту окружающего мира

использовать цвет как средство выразительности;

применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

художественный вкус, творческие способности и фантазию.

улучшат свои коммуникативные способности.

8.2. Бисероплетение

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Материалы и инструменты:

- Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

- Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

- Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

  - Леска и резинка для плетения браслетов

- Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

- Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

- алебастр для заливки.

- Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

- Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

- кусачки для отрезания проволоки;

- ножницы для бумаги и ниток;

Содержание учебного материала

Вводное занятие

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Плетение на проволоке

  1. Нанизывание на проволоку (основные виды плетения)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

  1. Плоские фигурки животных и птиц

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

  1. Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

Плетение на леске (иглой). Нанизывание на леску иглой (основные виды плетения)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий Анализ моделей. Зарисовка схем.

  1. Плоские игрушки

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

  1. Украшения

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

Деревья из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.

Практическая работа (выполнение изделий из бисера):

Основные техники бисероплетения (монастырское плетение, мозаичное плетение, бисерная сетка, французское плетение, кирпичная техника плетения)

- изготовление простой цепочки на 2-х иголках;

- изготовление цепочки «Цветочки»;

- изготовление сетки на 2 ромба (браслет);

- изготовление цветов из бисера – роза, тюльпан, тигровая лилия, сказочный букет, клематис;

- изготовление деревьев;

- изготовление объемных и плоских игрушек на проволоке и леке.

Ожидаемые результаты:

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы инструментами;

- под руководством инструктора по труду проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять

- контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

- подбирать детали для работы.

8.3. Канзаши

Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии.

  В основе техники канзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из ткани, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции. Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.

Материалы и оборудование:

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, пинцет, линейка, карандаш, свечка для паления краев, булавки, наперсток, клеевой пистолет.

Материал: нитки, пуговицы, клей, бисер, атласные ленты (капрон и органза) и репсовые ленты (ширина в ассортименте), бусины, стразы, пайетки, пенопластовые основы, декоративные горки и др.

Содержание учебного материала

Введение. История возникновения канзаши. Основные правила техники безопасности при использовании колющих предметов, а также при работе с открытым огнем. На первом занятии дети увидят уже готовые изделия, а также ознакомятся со способами обработки лент.

Раздел 1.Техника безопасности. Острый лепесток канзаши. В это разделе дети ознакомятся со способом сборки острых лепестков, а также, под руководством учителя самостоятельно соберут острый и двойной острый лепесток.Обучающиеся узнают о способах соединения и крепления острых лепестков, способах подборки цветов для наилучшего сочетания в собранном изделие. Способы крепления цветков на заколки и другие аксессуары.

Раздел 2. Повторение техники безопасности. Знакомство с круглыми лепестками канзаши. Способы сборки одинарных и двойных лепестков, их соединения. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия.

Раздел 3. Применение лепестков, с которыми ранее ознакомились обучающиеся, для сборки изделия по образцу (стрекоза, бабочка, собака и др.) Самостоятельная сборка изделия без образца. Способы оплетения и украшения ободка. Техника безопасности.

Раздел 4. Способы сборки лепестка розы из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Изготовление листа. Техника безопасности. Способы склеивания лепестков. Использование собранного цветка для украшения заколки или резинки.

Раздел 5. Использование атласной ленты шириной 2,5 см. и 1см. для сборки различных цветов (герберы, георгина и др.).

Раздел 6. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Применение ранее полученных навыков при изготовлении готового изделия. Презентация учащимися своих работ. Выставка.

Ожидаемые результаты:

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, схемы, таблицы, готовые изделия и т.д.

Обучающиеся должны знать: 

- название изученных материалов и инструментов, их назначение;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила планирования и организации труда;

- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка.

Обучающиеся должны уметь: 

- правильно использовать инструменты в работе;

- строго соблюдать правила безопасности труда;

- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

- экономно и рационально расходовать материалы;

- контролировать правильность выполнения работы.

8.4. Ручная художественная вышивка (бисер, мулине)

Материальное обеспечение:

- нитки мулине, шерстяные;

- иглы № 24, 25, 27;

- наперсток;

- линейка;

- ножницы;

- ткань для вышивки;

- канва для вышивки крестом АИДА;

- пяльцы, клей ПВА;

- дополнительные аксессуары.

Содержание учебного материала

  Вводное занятие

Понятие декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Вышивка в одежде.

  Инструменты и приспособления для вышивания:

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

  Технология выполнения свободных швов

Шов “вперед иголку”.

Шов “строчка”.

Шов “за иголку”.

Стебельчатый” шов.

Тамбурный шов” и его варианты.

Тамбурный шов” и его варианты.

  Технология выполнения счетных швов

Крест простой – редкий.

Цветосочетания

Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции.

Орнамент, цветовой круг.

Колорит.

Самостоятельна работа

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

  Вышивка бисером

Работа с бисером. Виды работ из бисера. Художественные приёмы в вышивке бисером. Вышивка бисером, ткачество. Изготовление декоративных изделий.

Изучение основных техник вышивки бисером:

Закрепление одиночной бусинки

Шов "Вперед иголку"

Шов строчной

Шов стебельчатый

Шов арочный ("Назад иголку")

Шов вприкреп

Шов "Вперед иголку" двусторонний

Шов стебельчато-строчной двусторонний

Шов вприкреп двусторонний

Шов "Монастырский"

Шов обметочный

Закрепление практических навыков

Обводка вышитых мотивов.

Закрепление нитки.

Оформление края изделия.

Оформление вышивки в рамку.

Изготовление декоративной рамки.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

- Уметь вышивать на пяльцах и без них.

- Начинать и заканчивать работу без узлов.

- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

- Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом

- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

  Учащиеся должны знать:

- Виды ручной вышивки.

- Историю и традиции вышивки.

- Способы нанесения рисунка на ткань.

- Способы закрепления нитей.

- Способы выдергивания нитей.

- Способы зашивок.

- Применение мережек, креста, свободных швов.

Прогнозируемые результаты

На занятиях дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации