Сравнение программ дополнительной образовательной и внеурочной деятельности
Основание для сравнения |
Дополнительная образовательная программа |
Программа внеурочной деятельности |
Определение основных понятий |
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14). Дополнительная образовательная программа дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки) (273ФЗ, гл.2, ст.12, п.4). |
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. (http://standart.edu.ru/) Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности (http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования |
Описание целевых ориентиров |
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: -формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно нравственного, гражданско- патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N1008). |
Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательно программы (ООП) общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования) |
Описание результатов реализации программ |
Результаты реализации доп. общеобразовательной программы могут быть представлены как: результаты обучения, результаты развития, результаты воспитания. (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)) |
Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как: -результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений; - результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; -результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия (ФГОС общего образования) |
Типология программ |
Типология дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с 273ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. По содержанию: дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям: технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической; Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы области искусств, в области физической культуры и спорта. |
Типология программ внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования) По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности: общекультурному, обще интеллектуальному, социальному, духовно-нравственному, спортивно – оздоровительному. По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву): -комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; -тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); -программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня; -программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.); -индивидуальными |
Структура программ |
общеобразовательной программы Титульный лист Пояснительная записка Учебно тематический план Содержание курса Методическое обеспечение Список литературы (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)) |
Структура программы внеурочной деятельности (нормативно не закреплена) 1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение») Введение Перечень основных разделов с указанием часов Описание содержания занятий Характеристика результатов (3х уровней) 2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО) Пояснительная записка Особенности форм работы Тематическое планирование Содержание программы Формируемые универсальные учебные действия Планируемые результаты (3х уровней) |
Реализация программ |
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в учреждениях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). |
Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: -часть учебного плана, -деятельность специалистов сферы воспитания в рамках -функциональных обязанностей, -дополнительное образование детей, -инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и -внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования). |
Период реализации программ |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования). |
Экспертиза и утверждение программ |
Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе) (273ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)). |
Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено). |