Урок технологии в 5 классе «Фартук с закругленным срезом на поясе»
ГОКУ СКШ №1 г. Черемхово
Учитель: Залесская Т.И.
Тема урока: Фартук с закругленным срезом на поясе.
Класс: 6
Цель: закрепление навыка выполнения шва в подгибку с закрытым срезом и выполнение стачного шва на фартуке.
Задачи:
-формировать представления учащихся о последовательности обработки изделия «Фартук»;
-воспитывать у учащихся положительные эмоции, связанные с интеллектуальной деятельностью;
-корригировать мыслительную деятельность, развивать речь через словарную работу.
Методы и приемы: беседа, закрепление пройденного материала в форме практической работы.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая технология, информационно - коммуникационная технология, обучение в сотрудничестве, игровая технология, коррекционно-развивающая технология.
Оборудование: рабочие коробки, образец фартука, словарь, технологическая карта, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Организационный момент.
-проверка готовности класса к занятиям;
-контроль посещаемости;
- проверка рабочей одежды.
Актуализация опорных знаний.
- Отгадай загадку.
Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед. (Фартук)
Сообщение темы урока «Фартук с закругленным срезом на поясе»
Вопросы к учащимся:
Для чего служит фартук?
Назовите детали фартука?
От чего зависит количество деталей фартука?
Рассказать виды швов?
Составить план фартука.
Учащиеся записывают последовательность работы в тетрадь.
Словарная работа: фартук на поясе
Объяснение нового материала.
Учитель: Фартук на поясе имеет детали: пояс и нижнюю часть. Нижняя часть может быть различной формы – прямоугольной, закругленным углом. Шьют фартук из хлопчатобумажной ткани (ситца, сатина или льняной). Эти ткани хорошо стираются, утюжатся, очень прочные. При пошиве изделия применяют обтачной, накладной и стачной швы.
Фартук на поясе надевают при уборке помещения, выполнении работ на кухне. Можно сшить и нарядный фартук с красивой отделкой. Такой фартук хорошо подарить в день рождения маме, сестре или подруге.
Вопросы для учащихся:
-для чего служит фартук на поясе?
-какие ткани подходят для пошива фартука?
-чем отличается обычный фартук от нарядного?
Релаксационная пауза. (музыкальное сопровождение)
Сядьте правильно, расправьте плечи. Выполните упражнение:
Рано утром просыпайся (руки в сторону, глубокий вдох).
Себе и людям улыбайся (руки в сторону, глубокий вдох).
Аккуратно одевайся (рука правая, левая вверх, затем вниз).
В школу смело отправляйся (ходьба на месте).
С интересом занимайся (садятся за парты).
Подготовка к практической работе
Анализ образца
Рассмотрите образец фартука, который мы будем изготавливать.
Пошив какого фартука мы сегодня будем выполнять? (фартук без нагрудника на поясе)
Сколько деталей имеет фартук на поясе? (две детали)
Назовите эти детали (нижняя часть и пояс).
Из какой ткани сшит фартук? (бязь)
Работа с иллюстративным материалом «Виды швов»
У каждого из вас на столе лежат карточки с образцами машинных швов. Отберите те, которыми вы будете пользоваться во время работы. Назовите отобранные швы.
Какие швы применяем при пошиве фартука на поясе? (шов вподгибку с закрытым срезом, стачной, накладной)
К каким группам относятся эти швы?
Что такое соединительная группа швов?
Для чего служит краевая группа швов?
Определение последовательности изготовления изделия.
Давайте составим план по пошиву фартука с помощью табличек с выполнением работ. (Учащиеся самостоятельно составляют план технологических операций с помощью табличек с выполнением работ)
Расположите на технологической карте правильную последовательность изготовления фартука
- В правильной ли последовательности расположены этапы изготовления фартука?
Читаем по цепочке план пошива фартука на поясе
Обработать боковые срезы швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва 1 см.
Обработать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом 1см.
Обработать верхний срез поясом стачным (1см) и накладным швом (1-2 мм)
Отутюжить изделие
Практическая работа.
1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности
Можем ли мы приступить к выполнению, практической работы? Почему? (не повторили правила ОТ и ТБ)
- Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Требования безопасности перед началом работы.
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Требования безопасности при работе с иглой.
Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
Шить иголками только с наперстком.
Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности при работе на бытовой швейной машине.
Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
Требования безопасности по окончании работы на бытовой швейной машине.
Отключить электрическую швейную машину от сети.
Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности при пользовании электрического утюга
Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга, электрического коврика на полу, около места для глажения.
Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
Отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не за шнур.
Выполнение практической работы
(Выполняют практическую работу по технологической карте)
(Проверка организации рабочего места учащихся, соблюдения правил TБ правильности и качества выполнения работы.)
Итог урока
Анализ выполнения практической работы.
Какое изделие изготавливаем? (Фартуки)
Назовите план пошива фартука.
Давайте посмотрим ваши работы, сегодня у вас особенно хорошо и аккуратно выполнена работа. Все дети работали хорошо, старались. Технологически операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие отличные оценки
Уборка рабочих мест
Рефлексия деятельности (дети оценивают проделанную работу).