12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дуброва Татьяна Евгеньевна878
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей

г. Лобня Московской области

Методическая разработка

урока технологии «Моделирование фартука»

(5 класс)

Составитель: Дуброва Татьяна Евгеньевна,

учитель технологии высшей категории


 

2017

Пояснительная записка.

Моделирование одежды – увлекательный, но сложный процесс, особенно для пятиклассниц. Кажется, это так просто – нарисовал эскиз, и фартук уже готов. На самом деле, от идеи до сшитого по всем правилам технологии фартука достаточно далеко. Я разработала урок, на котором знакомлю учеников с понятиями «художественное и техническое моделирование», способами изменения конструкции фартука. Ученики выполняют и творческую работу – создают свою модель в виде эскиза и макета из цветной бумаги. Урок направлен на развитие познавательной и практической деятельности учащихся.

Тема урока: «Моделирование фартука».

Цель урока: создать условия для изучения и систематизации учебной информации по теме. Познакомить учащихся со способами моделирования фартука.

Задачи:

образовательные: активизировать познавательную деятельность учащихся;

показать способы моделирования фартука на основе базовой конструкции;

развивающие: формировать художественное воображение, чувство меры, навыки работы в группе;

воспитывающие: вырабатывать умение слушать учителя и товарища; формировать художественный вкус и творческое отношение к выполнению задания.

Тип урока:изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.

Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, игровые приемы, практическая работа учащихся.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая работа.

Оборудование урока:образцы фасонов фартука, эскизы, шаблоны, линейки закройщика, цветная бумага, клей.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя. Актуализация прежних знаний.

Учитель:На прошлом уроке вы познакомились с конструированием фартука. Давайте вспомним, что называют конструированием?

- Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?

- Какой линией обводят чертеж, почему?

- Какой линейкой мы пользовались для построения чертежа, почему?

В прошлый раз нам очень пригодились знания математики и умение четко проводить линии, а сегодня понадобится умение хорошо рисовать, потому что сегодня мы займемся моделированием фартука.

III. Изучение нового материала.

Учитель:Как вы думаете, что означает «моделировать одежду», «моделировать фартук»?

Ответы учащихся.

Учитель:Моделирование одежды – это разработка эскиза изделия с изготовлением его образца.

Занимается моделированием одежды художник-модельер. Он может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. Что же он должен принимать во внимание? Потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, требования моды. Иногда нам кажется, что быть модельером просто, достаточно уметь хорошо рисовать. Это не совсем так: модельер должен знать анатомию человека, его пропорции, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.

Процесс создания любого изделия начинается с эскиза, т.е. с рисунка будущей модели. Этот этап называется художественным моделированием. Далее эскиз изучают по плану, чтобы представить, как он будет выглядеть в реальности:

- название, назначение;

- стиль;

- ткань;

- особенности деталей;

- отделка.

Как вы думаете, что такое стиль, отделка?

Ответы учеников.

После изучения эскиза модели приступают к разработке фасона – изменению выкройки основы, т.е. к техническому моделированию.В нашем случае основные элементы технического моделирования – это:

- изменение длины изделия;

- изменение фасона фартука (цельнокроеный или на поясе);

- изменение формы нагрудника;

- изменение формы низа фартука;

- изменение формы карманов.

Давайте рассмотрим, как можно изменить простой чертеж фартука.

Учащиеся под руководством учителя изучают приемы технического моделирования по учебнику.

Работа с карточками-заданиями.

Учитель раздает карточки-задания, предлагает ученикам внимательно их рассмотреть и предложить варианты сочетания деталей фартука, объяснить свой выбор.

Упражнение по техническому моделированию. Работа в тетради. Ученики работают на горизонтально расположеннойстранице. Подписывают тему урока «Моделирование фартука».

Учитель раздает шаблоны фартука.

Задание: Обвести шаблоны на цветной бумагеи аккуратно вырезать. Наклеить в тетрадь, располагая их через равные промежутки.

Учитель показывает, как можно изменить простой крой фартука, выполняя эту работу на доске, ученики копируют приемы в тетради с помощью линейки закройщика. Учитель демонстрирует на бумажных макетах, какие модели при этом получаются.

Учитель демонстрирует различные варианты моделирования фартука.

Учитель: А теперь вы попробуете себя в роли и художника и технолога, потому что мы будем заниматься разработкой фасона фартука. Каждый из вас сможет придумать и нарисовать свою модель, а затем описать ее внешний вид. Но не забывайте о назначении фартука и чувстве меры, ведь вам придется шить его своими руками.

IV. Практическая работа.

1. Художественное моделирование. Разработка модели на основе чертежа фартука. Учащиеся рисуют эскиз в тетради, выбирая крой и цветовое решение.

2. Техническое моделирование. Учащиеся выполняют моделирование на основе чертежа в соответствии с выбранной моделью. Используют шаблон. В итоге должен получиться макет фартука из цветной бумаги.

Учитель консультирует выполнение задания.

3. Описание модели. На основе эскиза учащиеся делают описание внешнего вида своей модели по плану:

- название, назначение;

- ткань;

- особенности деталей;

- отделка.

Учитель во время работы делает целевые обходы, направляя деятельность учащихся и контролируя правильность выполнения задания.

V.Итог урока.Рефлексия.

1. Выставка-обсуждение работ. Учащиеся раскладывают свои эскизы, обсуждают выполнение задания.

- Какой фасон выбрали, почему?

- Реально ли сшить такое изделие?

- Какая ткань больше подходит для изготовления фартука (вид, цвет), почему?

- Как можно украсить выбранные модели, нужно ли их чем-то дополнять?

2. Выставление оценок, их аргументация.

VI. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнали, что создание любого изделия начинается с художественного моделирования, расчета чертежа базовой конструкции и технического моделирования. Теперь, когда вы определились с фасоном фартука, можно выбирать нужную ткань и покупать все необходимое для его изготовления.

Анализ урока. Каждый год мы с пятиклассницами шьем фартуки. Девочки полны идей. Необходимо научить их объяснять свой выбор изделия, этому и помогает данный урок по моделированию. Изучив материал, ученицы делают эскиз и макет, описывают свою модель. После этого они начинают более реально представлять выбранный фасон изделия и объем предстоящей работы. В итоге получаются красивые и практичные фартуки, которые мы в дальнейшем используем на уроках кулинарии.

Приложение.

Рекомендации по подбору отделки:

Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать однотонной, причем она должна совпадать с одним из цветов ткани.

Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым цветами.

И наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

Виды отделок для фартука.

1. Тесьма и вьюнчик.

2. Аппликация

3. Декоративная строчка.

4. Бейки и канты.

5. Вышивка, кружева.

6. Оборки и воланы.

Бейки и канты.

Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.

Гладкокрашеные бейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками. Канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают по краям деталей-карманов, нагрудника и нижней части фартука.

Вышивка и кружева.

Украшающие стежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей) или по какому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой или бейкой.

Отделка кружевами придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить из-под обработанного края изделия.

Оборки и воланы.

Их делают из основной или отделочной ткани. Оборки и воланы можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.

Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.