Философия сестринского дела как основа для формирования этико-деонтологических принципов в обучении средних медработников

1
0
Материал опубликован 7 December 2020

Философия сестринского дела как основа для формирования

этико-деонтологических принципов в обучении

средних медработников

Капустина Ольга Александровна

преподаватель дисциплин

профессионального цикла

Партизанский филиал КГБПОУ «ВБМК»


Реформа сестринского дела в отечественном здравоохранении развернулась в нескольких направлениях. Это сестринское образование, сестринская практика и научные исследования в сестринском деле. По ходу реформы закономерно зрело осознание новых этических проблем сестринского дела. Целью реформы является обретение отечественными медсестрами автономии и самодостаточности. Вместе с реформами в профессиональную лексику отечественных медиков вошло понятие «Философия сестринского дела» - это выраженный в понятиях дух этой профессии, определение её миссии в обществе и лежащей в её основе системе ценностей.

Философия сестринского дела, в свою очередь, отражает мировоззрение сестры в отношении её деятельности, формирование целостности взгляда на сестринское дело, на роль и место в нём сестринского персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения – человек, больной, здоровый или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями. Человек, имеющий право на активную, гармоничную жизнь и развитие, на получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального положения. Эта философия основана на общечеловеческих принципах этики и морали. Большое внимание здесь уделяется отношению медицинской сестры к пациенту как к человеку, к личности. Основными принципами философии сестринского дела являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Философия сестринского дела даёт определение сестринским обязанностям, целям и личным качествам медицинской сестры.

Согласно международной до­говоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:

1.Пациент

2.Сестра, сестринское дело

3.Окружающая среда

4.Здоровье

Пациент  человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра  специалист с профессиональным образовани­ем, разделяющая философию сестринского дела и имею­щая право на сестринскую работу.

Сестринское дело  часть медицинского ухода за паци­ентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здо­ровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда  совокупность природных, соци­альных, психологических и духовных факторов и показа­телей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье  динамическая гармония личности с окру­жающей средой, достигнутая посредством адаптации, сред­ство жизни.

Философия сестринского дела устанавливает:

этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать анатомию пациента, говорить правду и т.п.);

цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т.п.);

моральные качества или добродетели (мудрость, сострадание, милосердие, терпение и т.д.).

Областями компетенции медицинской сестры являются: оказание помощи, диагностика и наблюдение, просвещение и обучение, умение эффективно работать в стремительно меняющейся обстановке, лечебные процедуры и режим, соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса, организационные вопросы. Работая с разными категориями пациентов, современная медицинская сестра создает атмосферу уважительного отношения к прошлому и настоящему пациента, его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.

Главной идеей философии сестринского дела является привитие любви к своей профессии, и понимаю её. Изучение сестринского процесса несёт новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, и оно выражается в основных требованиях к выпускникам:

1. Умение мыслить в пределах своей компетенции и самостоятельно принимать решения.

2. Виртуозно владеть манипуляционной техникой.

3. Грамотно строить общение с пациентами и коллегами.

Решение ситуационных задач способствует принятию правильного решения в условиях дефицита времени, выбору из большей информации той, которая необходима для решения данной ситуации.

При проведении фронтальных опросов и блиц-опросов, вырабатывается умение давать чёткие и ясные формулировки, а также связно и логично излагать свои мысли.

Для виртуозного владения манипуляционной техникой стремимся доводить до автоматизма выполнение манипуляций, повышая работоспособность студентов за счёт алгоритмичности действий.

Способность располагать к себе людей и вызывать у них доверие, быстро находить нужный тон и целесообразную форму общения, умение вести деловую беседу – все эти коммуникативные способности вырабатываются при использовании психологической подготовки пациентов, знакомство с правилами внешней и внутренней культуры, с правилами и методами терапевтического общения, руководствуясь основными принципами философии сестринского дела – «Уважение к жизни, достоинству и нравам пациента» и опираясь на философию и сестринского дела – фундамент всех аспектов профессиональной деятельности медсестер.



Список литературы:

Гребенев, А.Л. Основы общего ухода за больными. Учебное пособие. [Текст] / А.Л. Гребенев, А.А. Шептулин. – М.: Медицина. 2014. – 289 с.

Задворнова, О.Л. Справочник медицинской сестры [Текст]. – М.: Новая волна, 2015. – 185 с.

Мухина,С.А. Теоретические основы сестринского дела [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 366 с.

Обуховец,Т.П. Основы сестринского дела [Текст]: учебник для средних медицинских учебных заведений учебник для средних медицинских учебных заведений / Т.П.Обуховец. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 280 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации