Программа внеурочной деятельности «Флоренс Найтингейл - основатель сестринского дела»
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
Проектная работа
Программа внеурочной деятельности
«Флоренс Найтингейл - основатель сестринского дела»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
1 курс
Выполнила: Попукайло Ольга Александровна
Должность: преподаватель истории
г. Стерлитамак
Актуальность проекта.
Профессия медицинской сестры развивалась на протяжении многих веков: менялись методы работы, роль, которую играли сестры, отношение к ним. Неизменным оставалось одно: ее суть, которая заключается в заботе и помощи.
Самые первые медсестры, разумеется, не имели специального образования. В Европе роль ухаживающих за больными, бедными и умирающими часто брали на себя служительницы при церквях и монахини. Появлялись даже целые ордены, посвящавшие себя именно уходу за нуждающимися. В XVIII-XIX веках задача сестер милосердия расширилась: они начали ухаживать за солдатами, пострадавшими в ходе многочисленных войн. Поворотным моментом в восприятии роли медицинских сестер стала деятельность британской аристократки по имени Флоренс Найтингейл.
Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.
Объект проекта: информированность студентов 1 курса ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж» о создании и развитии сестринского дела в Англии и других странах мира
Предмет исследования: история сестринского дела Ф. Найтингейл
Цель исследования:
1)изучение уровня осведомленности студентов медицинского колледжа об основах сестринского дела.
2) формирование представления о истории сестринского дела в Англии, о развитии сестринского процесса в 19 веке.
3) развитие умений и навыков у студентов обобщать, анализировать информацию о истории сестринского процесса.
В процессе работы были использованы следующие методы:
теоретические (изучение справочной литературы и информационных источников, поиск и систематизация информации о истории развития сестринского дела; сравнение, анализ, обобщение собранной информации)
практические (разработка анкеты для проведения общественного опроса; проведение анкетирования среди студентов медицинского колледжа; обобщение, анализ результатов опроса).
Методы исследования: изучение информационных источников и литературы, анкетирование студентов.
Цель, предмет, объект, гипотеза и методы исследования определи следующие задачи:
изучить и обобщить информацию из различных источников об основах сестринского дела
проанализировать влияние работ Ф. Найтингейл на развитие современной медицины
разработать анкету о сестринским деле, создать презентацию о Ф. Найтингейл как основоположнице сестринского дела
провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа
Продукт: анкета, мультимедийная презентация
Междисциплинарные связи: с УД «История», «Введение в специальность»
Сроки реализации: с сентября по ноябрь
Предполагаемые результаты: информирование студентов об истории и развитии сестринского дела для повышения уровня профессионального образования и взаимосвязи учебных дисциплин.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
№ п/п | Название этапа | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя | Сроки исполнен. | Результат |
I. | Подготовительный (мотивация, выбор темы) | Выбор темы, обсуждение | Мотивирует студентов. Консультирует | сентябрь | выполнено |
II. | Поисковый (целеполагание, предварительное планирование) | Уточняют цели, задачи, актуальность проекта. Составляет план выполнения проекта | Наблюдает и консультирует | октябрь | выполнено |
III. | Аналитический (информацион ный) | Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант | Наблюдает, направляет и консультирует | октябрь | выполнено |
IV. | Практический (реализация проекта) | Выполняют и оформляют проект | Наблюдает. Отвечает на вопросы студентов. | октябрь | выполнено |
V. | Контрольный (оценка результатов проекта) | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) | ноябрь | выполнено |
VI. | Презентационный (защита проекта) | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта | ноябрь | выполнено |
Список литературы и источников:
1) Medi.ru: [сайт] – URL https://medi.ru/info/6080/ (дата обращения 10.05.2017)
2)yamedsestra.ru [сайт] – URL http://yamedsestra.ru/index.php?id=84&Itemid=25&option=com_content&view=article
3) wikipedia.org [сайт] – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Найтингейл,_Флоренс
4) Notes on matters affecting the health, efficiency, and hospital administration of the British Army [электронный ресурс] // Gallica.bnf.fr [сайт] – URL http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8561918
5) Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии : учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальностям 060109.51 "Сестринское дело", 060101.52 "Лечебное дело", 060102.51 "Акушерское дело" по дисциплине "Основы сестринского дела" / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под общ. ред. В. В. Морозова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 733 с
Приложение 1:
Анкета для социологического опроса:
Вопрос 1: В каком году родилась Флоренс Найтингейл?
А) 1820 Б) 1833 В) 1818 Г) 1824
Вопрос 2: Какой из перечисленных языков Ф. Найтингейл не изучала?
А) древнегреческий Б) немецкий В)латинский Г)польский
Вопрос 3: В каком году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне?
А) 1860 Б) 1856 В) 1855 Г)1866
Вопрос 4: Международный день медицинской сестры –
А) 23 апреля Б) 12 мая В) 6 июля Г) 12 августа
Вопрос 5: «Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not» написана в:
А) 1858 Б)1866 В)1860 Г)1870
Вопрос 6: Приготовление еды, по словам Ф. Найтингейл, должно преследовать __ цели:
А)4 Б)2 В)1 Г)3
Вопрос 7: Создавая основы сестринского дела, Ф. Найтингейл определила:
А) модель подготовки сестринского персонала
Б) влияние санитарно-гигиенических факторов на здоровье человека
В) 2 области по уходу за больными
Г) функции общества при уходе за больными