Статья «История графики как теоретическая основа реализации принципа историзма в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 19 December 2022

История графики, как теоретическая основа

реализации принципа историзма в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Каюрова А.Н.

воспитатель МБДОУ ДС №24 «Родничок»

г. Норильск, Красноярский край

История возникновения графики берет свое начало в процессе языкового общения в широких временных и пространственных пределах.

Обучение грамоте как особое культурно-образовательное явление возникло в древнейший, еще доисторический период в жизни человечества сразу же вслед за появлением первоначальных видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений, сведений. Еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени. В мире существуют разные типы письма. По предположениям ученых, членораздельной звуковой речью люди владеют сотни тысячи лет, а развитое письмо известно не более 5-6 тысячелетий. Традиционно различают три типа письма: пиктографическое, идеографическое и фонетическое.

Историю возникновения письма рассматривает в своей книге Е. И. Янович: «Изобретение алфавитного письма приписывают финикийцам, жившим в период с III тысячелетия до н.э. по первые века н.э. на ближневосточных берегах Средиземного моря. По преданию, греки заимствовали алфавитное письмо у финикийцев и усовершенствовали его, введя ряд новых знаков. На основе древнегреческого письма складывается алфавитное письмо многих народов мира – всех европейских, многих азиатских, в том числе и славянское (во второй половине IX в.), к нему восходит русское письмо (с конца X в.), непрерывно существующее и развивающееся до настоящего времени» [4, с.10].

В 863 г. Кирилл и Мефодий привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, что сыграло большую роль в создании славянских переводов и распространении славянских церковных книг. Первые славянские азбуки называются глаголица и кириллица.

Буквенный состав древней кириллицы (43 буквы) в целом соответствовал древнеболгарской речи.

Буквы кириллической азбуки в сопоставлении с греческой

Современный русский алфавит – это видоизмененная древняя кириллица. Наиболее важные реформы кириллической азбуки проводились в Петровскую эпоху и в период после Октябрьской социалистической революции.

При первой реформе русской графики, предпринятой в 1710 г. Петром I, был создан гражданский шрифт, упрощавший начертания отдельных церковнославянских букв, исключены некоторые буквы кириллицы – «фита», «кси», «тек», «омега», «ижица». Была введена новая буква э (оборотное), чтобы отличать ее от йотированной е («есть»). Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

Петровские преобразования коснулись следующего: упростилось написание букв, установилось различие прописных и строчных букв (в старой кириллице они не различались), была отменена обязательная постановка ударения, вместо употребления кириллических букв в цифровом значении вводились арабские цифры. Под нажимом Церкви часть устраненных Петром Первым букв все же вернулась в алфавит.

В 1735 г. Академией наук была введена буква й (и краткое), а в 1797 г. знаменитый писатель и историк П. М. Карамзин изобрел букву ё и употребил ее при печатании своих сочинении.

С историей происхождения букв знакомят нас в своей статье авторы Н. В. Воронина и Т. В. Егорова.

«Буквы й, э, ё появились в кириллическом алфавите в XVIII веке. М.В. Ломоносов резко возражал против буквы э («е обороченное»), которая была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, лишь для иноязычных слов, так как в исконно русских словах э, а не е требовалось только для местоимения этот и нескольких междометий: эй, эх. Чтобы не увеличивать азбуку ради «иностранных речений», Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция и т.п., т.е. обойтись старым знаком е «для разных произношений». Эту букву называли «уродом русской азбуки» и другие филологи XVIII века – В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков» [1, с.17].

«Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 году – в стихотворении Н.М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII века. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е.Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук, – писатель же лишь впервые использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак io, появившийся в русском письме под влиянием польской графики: слioзы читается как [сл’озы]» [1, с.18].

«Буквы е «есть» и «ять», исторически обозначавшие разные гласные звуки, в дальнейшем совпали в произношении, что, естественно, обострило орфографические проблемы. Слова «место, владение, наследие» должны были писаться через «ять», но многие писали их по звучанию - с буквой е (как мы сейчас)» [1, с.18].

По мнению М. Р Львова «за более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного ею не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто великое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой – обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквенными знаками разные формы устной речи» [2, с. 228].

В основе методике обучения грамоте лежат науки лингвистического цикла (языкознание), теория литературы, психология и педагогика. Среди разделов языкознания графика выделяется в отдельный раздел. Р. Л. Рождественская дает определение графике: «Графика - учение об изображении звуков речи буквами, тесно связанное с фонетикой» [3, с. 7]. «Термин «графика» употребляется в современном русском языке в узком и широком смыслах:

а) в узком смысле этого слова понимается как рисунок или начертание буквы;

б) в широком толкуется как совокупность всех средств письменности данного языка; знаков, которые используются при письме; система отношений между звуками речи (фонемами) и обозначающими ими буквами.

Современные требования начальной школы стали выше, появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе, не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.

Поэтому обучение грамоте в детском саду — это должен быть целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Раздел языкознания - графика обладает богатым историческим потенциалом, ведь начертательные знаки складывались у разных народов в течении столетий и тысячелетий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Воронина, Н.В. Что мы знаем о нашей письменности / Н.В.Воронина, Т.В.Егорова // Русский язык. – 2005. - №10. – С.16-31

2. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

3. Рождественская Р.Л. Обучение грамоте в начальных классах: учебно-методическое посмобие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Педагогика начального образования» / Р.Л.Рождественская. – Белгород, 2007. – 129с.

4. Янович, Е.И. Русский язык в историческом освещении: учебно-методическое пособие / Е.И.Янович. – Минск, БГУ, 2009. – 208с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации