Урок-практикум как основа формирования эколого-ориентированного специалиста

5
2
Материал опубликован 25 November 2017 в группе

Мастер-класс по проведению урока-практикума.

План

Дисциплина: «Экологические основы природопользования»

Тема: «Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности человека»

Тип урока: практикум.

Вид урока: урок закрепления знаний и практического применения навыков.

Цель:

образовательная: закрепление навыков определения степени загрязнения окружающей среды, умений самостоятельно планировать и анализировать свою деятельность.

развивающая: формирование умений приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения; формирование конструктивного критического мышления.

воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений, нравственно-эстетического отношения к окружающей природной среде.

Обеспечение мастер-класса:

Методическое: учебно-методическое пособие «Уроки-практикумы по

дисциплине «Экологические основы природопользования».

Оборудование и материалы: слайдовые презентации в системе Power

Point, проектор, СD-панель, образцы лишайников.

Ход мастер-класса:

Модель урока (20-25 мин.)

Организационный момент (2 мин.)

Преподаватель сообщает тему занятия.

Актуализация знаний студентов (5-7 мин.).

Фронтальная беседа о загрязнении биосферы объектами хозяйственной деятельности человека.

Какие методы биоиндикации окружающей среды вам известны?

Что такое лихеноиндикация?

Какие лихеноиндикационные методы вам известны?

На каких закономерностях основаны методы оценки загрязненности

атмосферы по встречаемости лишайников?

Назовите предполагаемые загрязнители воздуха в районе

политехнического техникума.

Почему мы видим лишайники чаще всего на старых, корявых деревьях?

Во время беседы преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что существует реакция биологических объектов на загрязняющие вещества и одними из наиболее известных биологических индикаторов являются лишайники, чувствительность которых обусловлена их физиологией и симбиотической природой.

Поисково-исследовательская работа в группах (10-15 мин.).

Группа разделена на 2 подгруппы, которые проводили исследование в разных пунктах: парк «Судостроитель» и территория во дворе техникума.

Студенты отчитываются о проделанной работе, демонстрируют подготовленные материалы, работают с учебно-методическим пособием «Уроки-практикумы по дисциплине «Экологические основы природопользования» (тема 1.3., стр.12), заполняют таблицы, делают выводы.

Тема 1.3. Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности человека.

Цель: научиться методом лихеноиндикации выявлять степень загрязненности окружающей природной среды в изучаемом зеленом насаждении.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Загрязнение - изменение окружающей среды, вызванное как естественными, так и хозяйственной деятельностью человека. Определить степень загрязнения природной среды можно в любом зеленом насаждении с помощью метода лихеноиндикации. Оказывается, существуют такие живые организмы, которые способны изменять свой внешний вид в зависимости от степени загрязненности воздуха - это лишайники. Лихеноиндикация – это метод биоиндикации, в котором биоиндикаторами являются лишайники.

Лишайники – широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью к климатическим факторам и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. Вегетативное тело лишайника - таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников: накипные, листоватые и кустистые.

Слоевище накипного лишайника представляет собой корочку, прочно сросшуюся с субстратом - корой дерева, древесиной, поверхностью камней. Его невозможно отделить от субстрата без повреждения.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных нитей (гиф).

У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, чаще ветвящихся стволиков.

Лишайники способны долгое время пребывать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают, а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения.

Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:

чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (один - два).

чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.

 

При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними листоватые, последними – накипные.

На основании этих закономерностей производится оценка частоты встречаемости и степени покрытия деревьев лишайниками.

Оценка частоты встречаемости и степени покрытия

по пятибалльной шкале (таблица 1).

Частота встречаемости (в %)

Степень покрытия

Балл оценки

менее 5% - очень редко

Очень низкая

1

5-20% - редко

Низкая

2

20-40% - средняя

Средняя

3

40-60% - часто

Высокая

4

60-100% - очень часто

Очень высокая

5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ход работы:

1. Пройдите по исследуемой территории и отметьте, сколько видов лишайников вам встретилось. К какому типу они относятся (кустистые, накипные или листоватые)?

2. Определите частоту встречаемости и степень покрытия лишайниками дерева.

3. Данные занесите в таблицу:

Тип лишайника

Частота встречаемости (в %)

Степень покрытия

Балл оценки

Кустистые

     

Листоватые

     

Накипные

     

4. Сравните ваши данные с данными в таблице методики. Определите балл оценки состояния воздуха. Чем выше балл оценки, тем чище воздух на исследуемой территории.

5. Составьте таблицу для разных участков данного зеленого насаждения:

1) вблизи дороги;

2) в глубине зеленой зоны;

6. Сравните данные. Сделайте вывод о влиянии человека и его деятельности на состояние зеленой зоны.

Полученные результаты исследования групп представлены в презентации.

Рефлексия. Что нового я приобрел, исследуя данную проблему? Что мне дало это занятие?

Теоретическое обоснование применения данного типа урока.

Цель: обмен опытом по повышению мотивации к изучаемой дисциплине через применение уроков-практикумов.

Преподаватель делится опытом организации деятельности студентов на уроках-практикумах при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования». Доклад сопровождается показом презентации.

Урок-практикум как основа формирования практико-ориентированной личности.

Уровень образованности, в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, но следует признать, что большая часть получаемых знаний носит схоластический характер и студенты в большинстве случаев не видят взаимосвязи между получаемой информацией и окружающей их жизнью. Не видя практического применения знаний, последние остаются невостребованными. По моему мнению практическая деятельность студентов должна постоянно сопутствовать освоению нового материала и включена в качестве в качестве лабораторного практикума по дисциплине «Экологические основы природопользования».

Практикум превращает обучение в особый исследовательский процесс, в результате которого наиболее эффективно формируется проектно-интеллектуальная культура студента, в которой можно выделить следующие составляющие части:

культура самоорганизации,

информационная культура,

исследовательская культура.

Практикум построен на применении статистического, картографического, частично-поискового и исследовательского методов. Названные методы позволяют развивать активную познавательную деятельность потому, что студенты работают с различными источниками информации. На основе статистического метода они создают графики, диаграммы, переводят язык цифр в словесную форму. Картографический метод позволяет основной учебный материал перевести на язык карты. В результате ребята получают изображение основного материала, который предстает перед ними кратко, наглядно, в логической структуре. Студенты дают краткое текстовое пояснение, в котором отражают главное, существенное, объясняют взаимосвязи. Карта и текст взаимно дополняют друг друга, что значительно повышает ценность изучаемого материала.

Развитие названных умений происходит через частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Они развивают продуктивную и творческую деятельность. Исходя из этого, на первый план выходят следующие функции урока-практикума:

значительно повышается уровень самостоятельной познавательной деятельности;

студенты планируют учебные цели и деятельность;

преобладает групповая форма организации познавательной деятельности;

творческое применение знаний и умений;

комплексный характер получения знаний и умений.

На уроке-практикуме идет качественный анализ учебного материала, что позволяет развивать активную познавательную деятельность. В одних случаях студенты анализируют содержание картографического материала, в других - статистические данные и на их основе составляют схемы, логические цепочки и т.п., в третьих – делают описание какого-либо процесса и проводят исследование по выбранному плану. Отсюда можно выделить три формы урока-практикума:

  • Статистический.

    Картографический.

    Описательно-исследовательский.

Все названные уроки имеют общие этапы.

1 этап. Вводный. Мотивационный. Определение целей и осознание предстоящей деятельности.

2 этап. Основной. Практическое освоение знаний и способов деятельности. Работа в группах. Составление схем, графиков, заполнение таблиц и т.д.

3 этап. Обобщение выводов, подведение итогов.

4 этап. Рефлексия.

В ходе уроков-практикумов студенты получают осознанные знания и умения:

по расшифровке символики различных тематических карт;

умения преобразовывать статистические данные в графические изображения, через их группировку и расчет;

составление описания исследуемых процессов по внешним данным;

умения устанавливать взаимосвязи, формулируя выводы.

Урок-практикум основан на самостоятельной познавательной деятельности студентов, в которой они осознают цель своей деятельности и действия, которые они будут выполнять для решения учебной задачи, поэтому мобилизуют все свои знания и умения, эмоционально-волевые качества для достижения поставленной цели. Этому способствует применение следующих методов обучения: репродуктивного, эвристического(частично-поискового) и исследовательского. Соответственно, они изменяют деятельность студентов и преподавателя.

Эвристический метод обучения приближает студентов к самостоятельному разрешению проблем, т.к. предполагает поэлементное усвоение ими опыта творческой деятельности. Большое внимание уделяется деятельности, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предположения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п. Преподаватель в ходе эвристической беседы вовлекает студентов в совместную деятельность, предоставляет возможность самостоятельных действий (поиска). Необходимо подготовить заранее систему вопросов, которые помогут студентам решить конкретную задачу, развить их способности самостоятельно анализировать ситуацию. Эта система вопросов отрабатывается и интерпретируется в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями. Частично-поисковый метод, реализуемый путем эвристической беседы с элементами самостоятельной работы студентов, служит подготовительным этапом к освоению опыта творческой деятельности, готовит студентов к самостоятельному решению проблемных задач.

Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание студентами природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенное событие, явление, процесс. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций. Отсюда исходит незаменимая роль урока-практикума в развитии наблюдательности, аналитико-синтетического мышления, конкретизации теоретических знаний и способов деятельности, умения абстрагировать и обобщать.

В конечном итоге на уроке-практикуме осуществляется комплексный подход к изучению материала на основе развития предметных и общеучебных умений, которые отражены в схеме.

Уровни самостоятельной познавательной деятельности

Метод обучения

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Репродуктивный

Воспроизводящая

Руководящая

Эвристический (Частично-поисковый)

Частично-поисковая

Направляющая

Исследовательский

Полностью самостоятельная

Ограниченная постановкой учебных задач

Самостоятельному поиску связей между уже имеющимися знаниями и изучаемыми явлениями служит исследовательский метод, суть которого можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем. Этот метод позволяет им проявить максимальную самостоятельность в приобретении новых знаний, создании собственных исследовательских проектов.

Педагогическое руководство заключается в четком определении задач мыслительной деятельности, постановке проблемных заданий или эвристических вопросов, создании проблемных ситуаций, вооружении студентов соответствующими приемами мыслительных операций. При таком подходе и будет реализовываться развивающая функция обучения планируемая заранее.

Подведение итогов мастер-класса.

Коллеги обсуждают представленный мастер-класс на представление, задают вопросы.

Методические рекомендации по проведению уроков-практикумов.

Основная форма деятельности на уроке - практическая, студенты

самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Основной способ организации деятельности студентов – групповая.

Преимущественно нужно использовать поисково-исследовательский

метод, проектную технологию и деятельностную практику.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал.

4 December 2017

Приятно, что материал полезен коллегам.

12 December 2017

Похожие публикации