Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе на примере урока «Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"»

5
1
Материал опубликован 18 June 2022
Методическая разработка
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе на примере урока «
Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» 5 класс

Щербинина Татьяна Викторовна
Учитель русского языка
и литературы

2022 г.

Аннотация

 

   Методическая разработка посвящена теме «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе».

Данная работа представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых. Методы инновационного обучения – вот основной круг проблем, поднимаемых учителем.

Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

 

Работа может быть полезна начинающим учителям.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

 

В русле методической темы «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» будет вестись разговор об использовании инновационных технологий в обучении литературе.

Современный урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Современный урок - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников. Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.

Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

соответствие концепции гуманизации образования,

преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания,

использование личностно ориентированного обучения,

поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика,

соответствие социокультурной потребности современного общества;

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся,

формирование личностных качеств учащихся,

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества,

развитие различных типов мышления,

формирование качественных знаний, умений-навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса,

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя,

выработка долговременной положительной мотивации к обучению,

включение учащихся в креативную деятельность,

тщательный отбор материала и способ его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение,

проблемное обучение,

развитее критического мышления,

дифференцированный подход к обучению,

создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

креативность (ориентация на творчество),

усвоение знаний в системе,

нетрадиционные формы уроков,

использование наглядности.

 

 Цель: Использование форм и методов обучения на современном учебном занятии по литературе.

Задачи: 1. Умения использовать полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни;

2. Умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.



    Изучив формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе», строю уроки с учётом требований. Урок по теме «Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» содержит разнообразные формы и методы современного урока, которые делают урок ярким и интересным. Возможно применение ко многим УМК.

Я работаю по программам по литературе для 5-11 классов. Авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

Учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях Москва «Просвещение» 2019г

 

Основная часть

 

Технологическая карта урока

 

Учебник

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Часть 1.

Тема программы

Из литературы 19 века. Николай Алексеевич Некрасов.

Тема урока

«Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока

Смешанный

Технология

Используются разнообразные формы и методы работы на уроке, а так же элементы технологии развития «критического мышления».

Методы обучения

Репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, кластер, синквейн, исследовательский.

Методы познания

Логический, анализ, сравнение, моделирование.

Формы работы

Индивидуальная, коллективная, парная.

Материально-техническое обеспечение урока. 

Компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация « Мир детства», толковые словари.

Цель урока

Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А. Некрасова на примере «Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Задачи урока

Обучающие:  раскрыть отношение поэта к крестьянским детям; показать мастерство поэта в изображении крестьянских детей.

Развивающие:  учить анализировать поэтическое произведение; учить выразительному чтению лирического произведения,  ориентироваться в тексте, анализировать его; обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь учащихся, воображение.

Воспитательные: формировать чувство сострадания, уважения к людям, независимо от их социального положения, формировать любовь к труду.

 

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты

 

Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; учатся проверять себя, давать оценку своим действиям; работать индивидуально, в паре, группе; чувствовать и осознавать свой личный вклад в общую работу.

Метапредметные результаты:

Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать отрывок из текста для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Предметные: вспомнить, что известно о Н.А. Некрасове; актуализировать знание терминов, относящихся к стихосложению; учить анализировать лирическое произведение; отрабатывать навык выразительного чтения лирического произведения.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Связь с изобразительным искусством. Прослеживается связь с жизнь.

 

 

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Методы и формы

обучения

Решения дидактических задач

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

Коллективный

Информационно-рецептивный,

-беседа.

Создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Активизация внимания.

Актуализация

опорных знаний

 

Организует проверку домашнего задания

Читают наизусть отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»

 

Индивидуальный

Репродуктивный

Умение владеть интонацией, развивать выразительности речи как средства выражения своих мыслей и чувств

Актуализация

опорных знаний

 

Поговорим о стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»

·   Увидим светлые и тёмные стороны крестьянского детства.

·  Попытаемся выяснить, как видел детство крестьян Николай Некрасов.

 

 

А пока мы присоединимся к Мише, которому… надоело учиться!

Сколько можно! – простонал Миша. – Ну, почему я не родился где-нибудь в деревне, в девятнадцатом веке!

Запах свежего сена, полная свобода, парное молоко по утрам, можно грибы собирать… и никакой надоедливой учёбы!

А ты уверен, что всё так радужно? – поинтересовался Артём.

Конечно, - усмехнулся Миша. – Я же об этом читал.

Вот, например, как описывается детство в одном из произведений Пушкина.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Только игра и никакой учёбы!

Что-то я всё равно сомневаюсь, – нахмурился Артём. – Надо бы спросить у эксперта.

Это у какого? – удивился Миша.

Конечно же, у Некрасова!

Ведь именно Николай Алексеевич Некрасов написал столько замечательных произведений, в которых затрагиваются темы детства.

 

 

Просмотр презентации

«Мир детство»

 

И далеко не всегда детство в этих стихотворениях показано безмятежным и счастливым.

Фронтальный

Исследователь

ский

Беседа,

просмотр презентации

Умение работать активно, развитие коммуникативных навыков.

Учить делать выводы

Целевая установка

Работа с «Толковым» словарём. Составить кластер со словом «Детство»

-Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ крестьянских детей- их детство, которое мы сегодня охарактеризуем.

-Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом крестьянских детей, созданным с Н.А. Некрасовым?

Учащиеся выясняют смысл слова «детство»

 

Дети составляют кластеры, обмениваются мнениями

 

Дети выходят к доске и представляют созданные ими портреты крестьянских детей.

 

 - Не знаем, но хотелось бы узнать, насколько мы были близки к истине.

 В толковом словаре выясняют смысл слова « образ».

Индивидуальный, фронтальный

Составление кластера.

Проблемный метод

 

 

Беседа, сообщение

 

 

Умение работать с дополнительными источниками, графически систематизировать материал.

 Кластер помогает формировать у учеников самостоятельное мышление. 

Мотивация к дальнейшей деятельности

Нацеливает на дальнейшую работу.

Сообщения учащихся о стихотворении «На Волге».

И увидели, как маленький герой тяжко переживает встречу с жестокой действительностью

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..

 

А вот и стихотворение «Плач детей» – о работе детей на фабрике:

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим — вертим — вертим!

Жизнь детей так тяжела, что они хотят лишь отдохнуть. Но и дома им не дано этого отдыха:

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвём на части сердце ей…

А вот «Школьник» – стихотворение, в котором показывается, какой ценой давалась учёба и насколько она ценилась.

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

 Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Ноги босы, грязно тело,

 

Ну… мало ли, – упорствовал Миша. – Я всё-таки хочу узнать о крестьянском детстве!

А ведь у Некрасова как раз есть стихотворение на эту тему.

Оно так и называется – «Крестьянские дети».

Это стихотворение поэт написал в 1861 году. Как и многие стихи Некрасова, это произведение автобиографично.

То есть, в нем поэт вспоминает эпизоды именно из своей жизни, связанные с крестьянскими детьми.

Ведь Некрасов очень любил охотиться и во время охоты часто встречался с детворой.

Индивидуальный

Репродуктивный

 Сообщения

Учить работать с дополнительной литературой, самостоятельно находить нужный материал.

Формирование новых понятий и способов действий

 Перед чтением текста, организует словарную работу.

Чтение стихотворения «Крестьянские дети»

Объясняют смысл непонятных слов, пользуясь толковым словарём.

Слушают, сравнивают образы, делают выводы. Определяют вид рифмовки ( перекрёстная)

Фронтальный

Исследователь

ский

Умение работать со словарём, воспитания внимания к слову.

Применение понятий и способов действий

Детям предлагается работа в парах.

Пара ищут ответы на вопрос «Как автор убеждает нас в достоверности созданного портрета – крестьянских детей?

 

 

 

 

 

 

Каждый ученик высказывает своё мнение по поводу портрета, созданного им.

Нацеливаю на формулировку общего вывода.

Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей.

И первая часть – это как раз встреча поэта с детьми после охоты.

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

И мы сразу же видим, с какой любовью и теплотой автор говорит о крестьянских детях.

С каким юмором он передаёт их диалог! Дети у Некрасова – живые, любопытные и наблюдательные, в них нет ни следа рабской покорности или забитости.

Более того – дети ещё и насмешничают и относятся к поэту довольно критично.

«Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И, видно, не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой...» — Услышит, молчи!

Сам же поэт любовно называет их «милыми плутами», и для него они так и остаются хитроватыми и насмешливыми, не по годам сообразительными, но всё же очень добрыми.

И этот образ крестьянских детей Некрасов сначала хочет оттенить рассказом о светлых сторонах их детства.

И одна из этих светлых сторон – поэтичность и свобода крестьянского детства.

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Каждой строкой своего стихотворения Некрасов показывает, что жизнь деревенских детей интересна, разнообразна и полна самых красочных событий и впечатлений.

Ещё бы! Ведь каждый новый день несёт деревенским ребятишкам новые игры, новые выдумки и шалости.

Новый проезжий, коробейник, странник, рабочий – это для них целое событие. Они с жадностью выслушивают истории и небылицы.

Встречи приносят и рассказы о других краях, и необыкновенные сплетни. И даже возможность поучиться какому-нибудь ремеслу.

Правда, иногда ремесленниками ребятня становится без спросу…

Прохожий заснёт под свои прибаутки,

Ребята за дело — пилить и строгать!

Иступят пилу — не наточишь и в сутки!

Сломают бурав — и с испугу бежать.

Но деревенские дети и без встреч с прохожими умеют отлично занять себя. Это и купание, и прогулки по лесу, и бесконечность самых разных игр.

Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестрёнку двухлетнюю      Глашку,

Кто тащит на пожню ведёрко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок…

Словом, в жизни крестьянских детей находится много чего и интересного, и радостного.

Да! – подтвердил Миша. – Вот оно, полное и беззаботное детство.

Можно сколько угодно есть ягоды, играть с ежами, купаться…

Но даже в этих отрывках, где показывается светлая сторона детства, подчёркивается самостоятельность крестьянских детей.

Если подумать, ведь для них нормально увидеть волка или быть ужаленным змеёй.

Видно, что за детьми никто не присматривает.

Наоборот, на них оставляют младших братиков и сестричек!

Посмотрим на вот такой отрывок:

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рождённой

И в фартуке с поля домой принесённой,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Здесь уже видно, что жизнь деревенских детей сурова с рождения.

Парный,

индивидуальный, фронтальный

 

 

Поисковый метод

 

Работа с книгой

Умение находить нужный материал, вычленять главное, делать выводы, осмысление характера детей, выявление авторской позиции.

Работа в паре

постепенно учит атмосфере доверия

Применение понятий и способов действий

Предлагает учащимся составить синквейн 

по ключевому слову детство

Учащиеся составляют синквейны и озвучивают созданные работы.

Например,

Детство

Удивительное, беззаботное,

Любить, ценить, восхищаться

Достойно уважения

Счастье  

Индивидуальный, коллективный

Составление синквейна, исследователь

ский метод.

 Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. 

Применение понятий и способов действий

Учитель предлагает детям найти следующие отрывки:

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми

Дети готовятся к выразительному чтению стихотворения вслух и анализу каждой части.

Читают выразительно свои отрывки, объясняют.

 

Индивидуальный

Исследователь

ский

 

Самостоятельная работа

Умение отслеживать материал, умение представлять материал.

Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированная на активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.

Применение понятий и способов действий

Анализ стихотворения по частям

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)

5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

Чтение вслух III части, IV части.

Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

Чтение вслух V части  От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».
      — Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
      — Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
      — Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
      — Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?
      Если дети еще не знают термина 
антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.
      — Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:

...Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Индивидуальный, коллективный

Дискуссия.

 

Самостоятельная работа

Умение сравнивать объекты, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

Я считаю таблицу незаменимым способом активизации самостоятельной работы детей на уроках литературы, приемлемой формой систематизации изученного материала, точным инструментом контроля знаний учащихся и прекрасным средством формирования у детей навыков работы с информацией

Подведение итогов урока, рефлексия.

- Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ крестьянских детей?

-.Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа

- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными?

- Какие фразы стали крылатыми?

- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению.

Предлагаю детям оценить свою работу по пятибалльной системе, используя карточка разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3.

Учитель сообщает домашнее задание – написать эссе на тему «Мир детства крестьянских детей»

Итак, что мы запомним сегодня?

·                   В стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов показывает нам как светлые, так и тёмные стороны крестьянского детства.

·                   В его стихотворении мы видим крестьянских детей озорными, обаятельными, изобретательными.

·                   Но они ещё и очень самостоятельны, и им приходится много трудиться.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Дети записывают домашнее задание.

Детство – удивительная, самая прекрасная пора в жизни каждого человека. Пусть же ваше детство будет счастливым и в ваших сердцах распускаются цветы добра, отзывчивости, и эта чаша всегда перевешивает.

Фронтальный

Репродуктивный

 

Беседа

Умение высказывать своё мнение, оценивать свою работу.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Это я пытаюсь добиться каждым своём уроке.

Главное научить детей правильно писать эссе, а это надо начинать с пятого класса.

Уверенное выполнение учащимися этого задания на экзамене требует длительной работы по формированию навыка выражения своих мыслей в письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        

 Использование методических приёмов технологий просто необходимо. Проведя сравнение уроков литературы, проведённых в 5 классе, с использованием разнообразных форм и метод обучения на современном учебном занятии по литературе, можно сделать следующие выводы:

 На уроках с использованием современных приёмов технологии активны все учащиеся.

Знания, приобретаемые в деятельностной форме, запоминаются надолго.

Учащиеся формулируют свои собственные цели и способы их достижения.

 Учащиеся честны в своих рассуждениях, каждый отстаивает свою точку зрения.

Отвергают ненужную и неверную информацию.

Понимают, как различные части информации связаны между собой.

Умеют выделять ошибки в рассуждениях;

Делают выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек. 

 

Используя различные формы, методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке создаёт условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

 Таким образом, инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.


 

Список литературы

 

1. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.

2. Клустер  Д. Что такое критическое мышление? Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. 

3. Некрасов Н.А. Избранное. Ярославль. Верх.-Волж.кн.изд.,1979 г.

4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

5. Ничкова Т.А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка. Москва, «Педагогический поиск», 2012.

6. Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.

7. Зеленский А. Словарь литературных эпитетов. Изд. Грамотей, 2005 г.

8. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь "Дрофа", М., 2000 г.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Интересно и познавательно.

19 June 2022

Похожие публикации