Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету «Химия» в 11 классе
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ПРЕДМЕТУ
11 класс
Предмет: химия
Дата: январь
Тема: "Нахождение массы ингредиентов основы Блокадного хлеба".
Урок №: 44
Цели и задачи урока: закрепление ключевых понятий (масса, массовая доля), обучение логически рассуждать при решении расчетных задач, формирование умений делать выводы и обобщения, побуждение учеников к применению
полученных знаний в нестандартных ситуациях, воспитание патриотизма, дружеских отношений в коллективе.
Требуемые материалы: плакаты и выдержки из газет 1941 года, ингредиенты одного из рецептов
основы для Блокадного хлеба, весы, раствор соляной кислоты
Учебные цели: решение экспериментальных задач. Форма урока: групповая.
Технология: технология обучения в
сотрудничестве.
УУД
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.
Регулятивные: прогнозирование и достижение результата.
Познавательные: умение анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний; знать понятия, уметь выделять существенные характеристики объектов, уметь структурировать свои знания.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.
Межпредметные связи: история, физика.
Планируемые результаты
Предметные: знать, что такое массовая доля, раствор, смесь, растворенное вещество и растворитель; уметь обращаться с соляной кислотой.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыла обучения.
Межпредметные: умение планировать и регулировать свою деятельность, определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.
Организационный момент
Ход урока
Приветствие учителя, распределение обучающихся по группам. Повторение правил работы в группе, правил обращения с оборудованием.
- Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по теме "Массовая доля вещества в растворе (смеси), а также обсуждение значимых событий Великой Отечественной войны. Обсуждение плакатов и выдержек из газет.
Определение темы урока. Вопросы для фронтальной беседы:
Какие виды смесей вы знаете? (Жидкие, твердые, газообразные)
Дайте определение аморфным веществам. (Это вещества не имеющие четкой температуры плавления, при нагревании постепенно размягчаются и переходят в тягучее состояние)
Какие события Великой Отечественной войны ассоциируются у вас с январем? (Снятие блокады Ленинграда).
Как вы считаете для чего мы разделились на группы и получили разные наборы ингредиентов, весы? (Определение массы вещества в смеси, или определение массы ингредиентов с Блокадном хлебе. Учитель фиксирует на доске высказывания обучающихся, соединяет и формулирует правильную цель урока)
Планируемые результаты:
Коммуникативные - умение формировать и излагать свои мысли в устной форме.
Познавательные: умение анализировать и ориентироваться в своей системе знаний и неожиданной новой.
- Первичное усвоение новых знаний
Учитель организовывает работу учеников в группах. Проговаривает цели и задачи урока, записывает основные формулы для решения задач, помогает правильно оформить условие.
m (р-ра) = m (р-ля) + m (р.в-ва)
w (р.в-ва) = (m (р.в-ва) / m (р-ра) x 100%
Обучающиеся работают в группах, изучают рецепты основы Блокадного хлеба. Распределив обязанности принимаются за решение задач. Ведется запись в рабочих листах по группам, которая впоследствии копируется и вклеивается в рабочие тетради.
Примечание: наборы ингредиентов по группам отличаются, а также немного не совпадают с рецептом.
Планируемы результаты:
Познавательные - умение работать с текстом, добывать информацию из плакатов и рецептов. Развитие функциональной грамотности.
Коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь справляться с задачей.
- Первичная проверка понимания знаний, умений.
Учитель проводит фронтальный опрос результатов групповой деятельности, проверяет решение поставленных задач. Объясняет как можно применить полученные результаты в реальной жизни. Предлагает обучающимся своими руками собрать основу Блокадного хлеба, используя эти данные.
Обучающиеся представляют полученные результаты на доске, сравнивают, сопоставляют. Переходят к следующему этапу, взвешивание.
Планируемые результаты:
Коммуникативные - умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные - уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); уметь выделять существенные характеристики объектов.
Личностные - развитие патриотизма, уважения к ленинградцам.
- Закрепление нового материала.
Учитель только контролирует работу в группах, направляет и подсказывает в случае необходимости. Обучающиеся решают экспериментальную задачу, работают с оборудованием и ингредиентами.
Записывают в рабочие листы результаты.
Планируемые результаты:
Познавательные - умение анализировать.
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные - прогнозирование результата и оценивание уровня знаний, достижение результата.
Информация о домашнем задании.
Учитель предлагает просмотреть документальные фильмы о Блокаде Ленинграда, изучить роль химиков 1941 года.
Рефлексия:
Учитель задает вопросы, затрагивает роль химии в Великой Отечественной войне, подводит итоги. Обучающиеся устно отвечают, высказывают свое отношение к уроку, затрагивают патриотическую тему.
Визуализация результатов. Оценивание.
Планируемые результаты:
Коммуникативные - умение формировать излагать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.
Познавательные - умение использовать знания в реальной жизни.
учитель химии МБОУ СОШ №43 Илюхина Мария Анатольевна 2021г.