12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Горбушина Наталья Викторовна20

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся требуют от педагога эффективное построение образовательного процесса, применение современных образовательных технологий. На уроках химии для создания оптимальной образовательной среды, мотивации учащихся на учебную деятельность использую элементы системно-деятельностьного подхода.

Системно - деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников. Для этого необходимо поставить перед учащимися очередную учебную проблему не в виде привычного задания, а как загадку, детективную историю, которую нужно разгадать. Вокруг этой проблемы и закручивается основная деятельность учащихся, самостоятельная познавательная или поисковая деятельность, привлечение знаний из других областей обучения.

В содержание урока включаю следующие задачи:

Экспериментальные задачи. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него вдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе обсуждения, беседы.

Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.

Так, при изучении темы «Способы разделения смесей» группам, учащимся выдаются задания, как возможно разделить смеси веществ. Каждая группа получает смесь, изучает состав, классифицирует ее и предлагает возможные способа разделения. Первая группа делает вывод о способах разделения однородных смесей, вторая – о неоднородных. В докладах учащиеся описывали кратко методику исследования, и полученные результаты.

Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении. Так, при изучении темы «Уравнения химических реакций», «Генетическая связь» и др. в предложенных заданиях допускается ошибка, учащимся необходимо ее найти и исправить.

Задачи с «черным ящиком». В качестве содержимого «черного ящика» может быть и тема урока, объект исследования. Например, изучая тему «Воздух», он может быть пуст и обучающиеся должны определить, что будет изучено на уроке.

Задачи с заданием «Найти все, что можно». Например, в 9 классе, предлагаю задачи:

1.Дано термохимическое уравнение разложение малахита

(CuOH)2 CO3   =      2CuO + 2 O  + CO 2 - 47 кДж.

2. В результате реакции серной кислоты с магнием, образовалось 37г сульфата магния.

Найти все, что можно. Все с интересом приступают к работе и находят различные величины в разном порядке и зачастую разными путями.

Задачи, позволяющие овладеть методом познания.

Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.

На уроке стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.

Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой ученикам очевидна.

Для этой же цели, на уроках часто применяю следующие приемы:

Лови ошибку. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся и их готовность вмешаться в учительский монолог.

Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Например, каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из химических величин из правой части предыдущей формулы. Цепочка может выглядеть так: V=Vmn, n= m/M, и т.д.

В своей работе часто использую методы:

Частично - поисковый (привлекаю учащихся к самостоятельному решению части какой-либо проблемы);

Метод проблемного обучения (учащиеся активно работают над проблемой, поставленной учителем)

Коллективная мыслительная деятельность;

Исследовательский метод (творческая, поисковая деятельность учащихся).

Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного опыта или лабораторной работы, с этой целью собрана дидактическиематериалы с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.

Например, предлагаю ряд индивидуальных творческих заданий с элементами практических исследований, наблюдений:

Придумать и красиво оформить (с рисунками или фотографиями) несколько качественных задач по различным темам (определение йода в продуктах питания, рН среды и т.д. ).

Найти в интернете или сделать самому фотографию химического явления, опыта и описать его по обобщённому плану (из раздела учебника «В свободное время»).

Подготовить и красиво оформить занимательный материал «Это интересно!» по разным темам.

Подготовить занимательную мини презентацию («Такая разная вода», «Выращивание кристаллов», «Химия в поэзии», «Химические загадки» и т.д.).

В целях развития творческого потенциала и аналитических способностей учащихся использую нестандартные формы урока: «урок – игра», «урок – викторина», «урок-путешествие». Также учащиеся охотно составляют ребусы, кроссворды, готовят сообщения к уроку, используя дополнительную литературу.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные, проверочные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Результаты оценки знаний своевременно довожу до учащихся, комментирую. Намечаю пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценке знаний.

Продуманная внутренняя логика, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала позволяют добиваться положительных результатов.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.