Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»

2
0
Материал опубликован 3 June 2022



Формы и методы повышения профессиональной компетентности 

педагога в образовательном учреждении

В современном мире учитель является главной фигурой, от личности и профессионализма которого зависит успешность постижения знаний учащимися. Для реализации различных инноваций в новых условиях педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетенции.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Педагогу необходимо осознавать свои профессиональные возможности и уметь подбирать методики и создавать условия для развития способностей каждого ученика, его личности.

Одним из важнейших компонентов в структуре профессиональной компетентности учителя являются профессиональные знания. Эффективность педагогической деятельности учителя во многом зависит от уровня и качества его знаний в области той науки, основы которой составляет преподаваемый предмет.

Профессиональное развитие предполагает целенаправленное и систематическое образование в течение всей трудовой деятельности, ориентированное на максимальное использование потенциальных возможностей.

Виды повышения квалификации:

- система внешнего профессионального обучения: очное, очно-заочное, дистанционное обучение по повышению квалификации;

- система профессионального обучения внутри учреждения: педагогические советы, заседания НМС и предметных МО, работа в творческих группах, осуществление тьюторского обучения на тематических семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня и др.

- индивидуальная программа самообразования: очное, очно-заочное и дистанционное обучение на вебинарах, конференциях и семинарах современной образовательной тематики.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом индивидуальности каждого конкретного педагога. Самообразование является первой ступенью в совершенствовании профессионального мастерства. Формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами, изучение интернет-ресурсов по вопросам воспитания, участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов, получение консультаций специалистов практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений и др. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, при этом развиваются навыки исследовательской деятельности, которые интегрируются в совместную деятельность учащихся и педагога.

Следующим важнейшим фактором целенаправленного развития профессиональной компетентности педагогов является создание в школе инновационной образовательной среды, которое происходит через включение педагога в инновационную деятельность.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на создание и освоение инноваций, обновление продукции, услуг и производства на различных этапах инновационного процесса. Это что-то новое направлено на повышение качества образования. При этом деятельность педагога направлена на постоянное решение бесчисленного множества профессиональных задач в меняющихся обстоятельствах. Педагог в таких условиях является соучастником процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; кейс-технологии; технологии проблемного обучения; технология «ТРИЗ» и др.

Педагогу приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, подходы воспитания не только детей, но и их родителей. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают профессиональную самореализацию педагогов.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственного профессионального роста компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации