Статья «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей в ГБПОУ ЧМТТ»

Журавлева Юлия Викторовна,
преподаватель высшей категории
химии и биологии,
ГБПОУ «Челябинского механико-
технологического техникума»
г. Челябинск, Российская Федерация
Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей в ГБПОУ ЧМТТ
Аннотация:
Воспитательная деятельность в учебном заведении осуществляется взаимодействием родителей и педагогов. В статье рассказывается о формах и методах сотрудничества кураторов с родителями в ГБПОУ ЧМТТ.
Ключевые слова: воспитание, сотрудничество педагогов с родителями.
В настоящее время, воспитание в образовании занимает одно из важных мест. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс воздействия коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Важнейшей задачей воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Многие думают, что главным воспитателем в учебном заведении становится классный руководитель или куратор – человек, компетентный в решении педагогических задач. Но, не слишком ли преувеличена роль образовательной организации в этом отношении. Студенты приходят обучаться в учебное заведение с уже сформированными качествами личности. Доказательством тому служат дети-маугли. В 1920 г. в Индии были обнаружены в волчьем логове две девочки — 2 лет и 7−8 лет - социализация, которых прошла малоуспешно: удалось в течение двух лет научить ходить на двух ногах, одеваться, мыться и выучить несколько слов. Родители должны понимать, что деятельность педагогов заключается в коррекции поведения и в развитии интеллектуального, творческого потенциала. Именно с приходом в учебное заведение, многие родители считают себя свободными от воспитания детей, мало уделяют им времени, считая их уже взрослыми. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" статья 44 гласит о преимущественном праве родителей на обучение и воспитание детей. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а следовательно, «...органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». И родители, и педагоги оказывают воспитательное воздействие, но основным ключом этого взаимодействия должно быть одно направление.
Лучшим способом взаимодействия родителей и представителей образовательных организаций должно быть сотрудничество. Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка. Основная цель всех форм совместной деятельности образовательного учреждения с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать. В работах A.C. Макаренко выделяются две главные задачи: научить родителей правильно воспитывать своих детей и найти пути результативного взаимодействия семьи и школы.
Главная задача воспитания ребенка для родителя – это выбрать направление развития потенциала ребенка, а у педагога – увлечь, поддержать начинания, удержать интерес, направить, познакомить с вариантами направлений дальнейшего развития в данной области, научить самостоятельно развиваться в данной деятельности. В этом ключе у родителя остается роль: поддерживать ребенка морально и материально, контролировать соблюдение режима дня. В чем же может быть выражено сотрудничество родителей и педагогов? Со стороны родителей это интерес к деятельности ребенка. Со стороны педагогов информирование родителей о трудностях, успехах и неудачах.
Формы сотрудничества предполагают взаимодействие родителей и педагогов. Групповая форма - проведение родительских собраний, которые могут быть в форме лекции, беседы, диспута, дискуссии, деловой игры, тренинга. На собраниях могут быть организованы встречи с учителями - предметниками, администрацией, специалистами: медиками, психологами, социальными работниками...
Взаимодействие родителей, детей, педагогов может быть выражено в различных видах деятельности: игровой, познавательной, досуговой, оздоровительной, трудовой и других. Это организация провождения совместного времени, например: эстафет, конкурсов, концертов, субботников, ярмарок или фестивалей приготовления пирогов, салатов, национальных блюд, технических изобретений. А также совместные посещения: театров, выставок, экскурсий.
В ГБПОУ Челябинском механико-технологическом техникуме регулярно проводятся родительские собрания. Кураторы на первом собрании в сентябре знакомятся с родителями, проводят тренинги на знакомство родителей между собой, зачитывают устав. На втором родительском собрании напоминают о психологических особенностях детей в возрасте 16-17 лет. Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями и читает лекцию о стилях взаимоотношений детей и родителей, причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми, об ошибках взаимоотношений детей и родителей, о способах улучшить взаимоотношения с ребёнком. Последующие родительские собрания организуются по плану: организационные – планирование совместного мероприятия; тематические; итоговые; общетехникумовские.
Один из наиболее удачных способов общения родителей это организованные родительские встречи – форма работы, которая направлена на сплочение родительского коллектива. Родительская встреча – это повод общения с родителями имеющих детей в одной возрастной категории, вечер воспоминаний детства собственного и детства ребенка, поиск ответов на вопросы, которые встают перед родителями. Организуется без участия студентов, после первого родительского собрания в октябре, марте – 1 курса и в ноябре 2 курса. Удачно проходят встречи по темам:
Увлечения в нашей семье (с проведением мастер-классов от родителей учебной группы по предварительному согласованию).
Семейные праздники и традиции (с организацией чаепития).
Запреты и свободы в семье. Поручения, обязанности каждого члена семьи.
Достаточно часто можно обнаружить незнание ребенка о профессии родителей. В рамках классного часа проводится знакомство с профессиями родителей студентов. Как правило, мы приглашаем родителей с просьбой рассказать о своей профессии. Не все родители готовы выйти на беседу со студентами (достаточно, если три-четыре человека откликнуться). До встречи родители, давшие согласие, получают список вопросов, которые будут заданы при встрече: как давно вы работаете по данной профессии? Что говорили ваши родители о вашем выборе профессии? Кем вы мечтали быть в детстве? Есть ли у вас желание поменять профессию, если - да, то кем бы вы хотели работать? Готовы ли вы сейчас пройти обучение по другой специальности? Какие плюсы в вашей профессии? Какие минусы в вашей профессии? Хотели бы вы чтобы ваши дети продолжили династию? Надо сказать, что больше всего эта встреча становится значимой для студента выступающего родителя. Кроме подобных встреч в нашем техникуме, организуются тематические выездные экскурсии, походы в театр, в филармонию, в кинотеатры - на которые приглашаются родители. Данные мероприятия необходимы для дальнейшего обмена впечатлениями, эмоционального контакта, знакомством родителей со средой студента.
Популярны у нас конкурсы видеороликов. Студенты высылают в свою группу VK фото с родителями по тематическим направлениям: поздравление мамам (ко дню матери, к 8 марта), поздравление папам (23 февраля), здоровый образ жизни, и инициативная группа объединяет в одно видео, затем ролики выставляются на сайте техникума на голосование. Победителей награждают грамотами.
Эффективной формой работы является и индивидуальное общение при личных встречах и при использовании средств связи.
Все это, необходимые мероприятия для укрепления внутрисемейных связей, на основе которых и осуществляется воспитание. Приобретение взаимодоверия, взаимопонимания, взаимопомощи - улучшают семейный микроклимат. Только совместное общение и совместная деятельность может помочь лучше понимать друг друга.
Одним из факторов успеха учебной группы является тесное взаимодействие куратора с родителями.
Источники
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://ivo.garant.ru/#/document/406737453/paragraph/51:4
Иглина, Л. В. Цели, задачи и ценности воспитания в современных условиях // International scientific review. 2015. №5 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-zadachi-i-tsennosti-vospitaniya-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 29.05.2023).
Макаренко, А.С. Методика организации воспитательной работы / А.С. Макаренко. – Киев: Махаон, 1990. – 366 с.
Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – Киев: Рад. Школа, 1973. – 424 с.
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/10/30/energizatory-i-treningovye-uprazhneniya
Примеры используемых упражнений
Упражнение «Карусель» для разрядки, снижения социальной дистанции, при знакомстве родителей между собой.
Инструкция: Группа делится на две команды. Одна команда образует внутренний круг, вторая – внешний, участник большого круга стоит лицом к участнику внутреннего круга другой команды. Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен поприветствовать, пожать руку, назвать свое имя и сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоит во внутреннем кругу, благодарят партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова и с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока не обойдут весь круг и не окажутся напротив того, с кого начали. А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего круга должны поменяться местами и начать все сначала.
Упражнение «Семейные роли». На осознание значимости своих членов семьи.
Заполните таблицу, проставив галочки или плюсы у исполнителя каждой роли.
Таблица 1. Функциональные роли всех членов семьи
Функциональные роли | Семейные роли | ||
мама | папа | сын/дочь | |
Организатор домашнего хозяйства | | | |
Закупает продукты | | | |
Зарабатывает деньги | | | |
Казначей | | | |
Убирает квартиру | | | |
Выносит мусор | | | |
Повар | | | |
Убирает со стола | | | |
Моет посуду | | | |
Организатор праздников и развлечений | | | |
«Мальчик на побегушках» | | | |
Человек, принимающий решения | | | |
Чинит сломанное | | | |
Организатор преобразований: перестановок мебели, инициатор ремонта в квартире | | | |
Больше всех по времени находится дома | | | |
Занимает компьютер по работе | | | |
Занимает компьютер для игр | | | |
Приглашает друзей домой | | | |
Оплачивает счета за коммунальные расходы | | | |
Ходит на родительские собрания | | | |
Выгуливает животного | | | |
Убирает за животным туалет | | | |
Чаще всего лежит на диване | | | |
Раньше всех встает утром | | | |
Позже всех ложиться спать | | | |
Итого: | | | |
Таблица 2. Роли взаимодействия
Роли взаимодействия | Семейные роли | ||
мама | папа | сын/дочь | |
Буфер, посредник в конфликтах | | | |
Любитель поболтать | | | |
Сторонник строгой дисциплины | | | |
Главный обвинитель | | | |
Одинокий волк | | | |
Утешающий обиженных | | | |
Уклоняющийся от обсуждения проблем | | | |
Создающий другим неприятности | | | |
Приносящий жертвы ради других | | | |
Семейный вулкан | | | |
Затаивающий обиду | | | |
Шутник | | | |
Буфер, посредник в конфликтах | | | |
Любитель поболтать | | | |
Первый идет на встречу при разногласии | | | |
Итого: | | | |
Анализ семейных ролей
Посчитать у кого каких ролей больше.
Посмотреть, есть ли противоречивые роли у одних и тех же членов семьи.
Какие роли взяли вы сами?
Какие роли навязаны вам?
Как их вам навязали?
Что удивило?
Что обрадовало?
Что огорчило?
Как можно изменить и что можно сделать для нормализации обстановки?
С какими чувствами сейчас?
5