Формы патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС

0
0
Материал опубликован 2 February

Формы патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС

Курицына Тамара Анатольевна

Учитель русского языка и литературы, краеведения

МОУ Юрьевской сош


Я хочу начать свое выступление со слов президента России Путина В.В.: «..воспитание подрастающего поколения  в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны.."(1)

Почему государство сейчас столь пристально уделяет внимание воспитанию подрастающего поколения? На этот вопрос у каждого из нас найдется свой ответ. Перед нами много примеров того, что может случиться, если этому не уделять должного внимания. Кто бы мог подумать лет 20-30 назад, что в современном мире вновь возникнет фашизм, что наши страны-соседи, с которыми у нас общая история, будут нам враждебны. Почему так произошло? Ответ очевиден: подрастающему поколению «вбивают в мозги» новую идеологию, с помощью которой можно легко ослабить государство. Вот поэтому цель школы — воспитать гражданина — патриота Родины. Об этом говорится в Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.)

В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Как учитель русского языка и литературы, краеведения, курса ОДНК , во внеурочной работе я создала систему мероприятий, направленных на формирование и развитие духовно-нравственных основ личности. Сюда входят экскурсии, проекты, акции, приуроченные памятным датам нашей истории, показ советских художественных и документальных фильмов, вошедших в классику нашего кинематографа, участие в мероприятиях патриотической направленности.

1. Экскурсии.

Я предпочитаю организовывать краеведческие экскурсии, позволяющие детям знакомиться с историей родного края, с людьми, прославившими нашу малую родину. Выбирая место , куда мы отправимся, я руководствуюсь, прежде всего, тем, что интересно мне, как учителю литературы и краеведения, стремлюсь познакомить с главными достопримечательностями наших ярославских городов. Экскурсии, в основном, организую в осенние и весенние каникулы.

Например, наш край связан с именем русского поэта Н.А.Некрасова. В 2015 году -это был год Литературы - мы с детьми побывали в доме -музее поэта «Карабиха». Конечно, Н.А.Некрасов - это поэт, с которым мы знакомимся на уроках литературы. Как говорил академик Д.С.Лихачёв:. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной». Эти слова близки, наверно, каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине».

Побывав в частном музее «Музыка и время», дети увидели редкие музыкальные инструменты, колокольчики, часы и были удивлены, что практически все экспонаты находятся в рабочем состоянии. Кто такой Джон Мостославский теперь для них не секрет.

Отдельно хочется сказать о поездке в Центр патриотического воспитания г.Ярославль. Там детям рассказали об Афганской войне, о наших земляках, героях и участниках этой войны. Кроме того дети могли потрогать экспонаты, подержать в руках переносной зрк «Игла»,автомат, рацию и другое. Никто из тех, кто побывал в этом центре, не ушел равнодушным. Все были под большим впечатлением от увиденного и услышанного.

Ростов -самый древний город нашей области. Ростовский Кремль — одно из почитаемых мест нашего края. И здесь дети для себя сделали много открытий: например, как строители смогли поднять колокол «Сысой» на верх колокольни или что натворил ураган в 1953году и как после этого восстанавливали Ростовский Кремль и т. д.

Поселок Борисоглебский известен своим монастырем. Знакомил с этим местом нас экскурсовод Борисоглебской обители, недавно ставшей «Лучшим экскурсоводом» Ярославской области, Наталья Шеина. Это удивительно добрый, мягкий, светлый человек. Она сразу же нашла общий язык с детьми, смогла их заинтересовать, увлечь своим рассказом об истории монастыря. Особенно детям запомнился проникновенный рассказ о преподобном Иринархе Затворнике. Побывав в его келье, увидев вериги, которые он носил на себе, дети были поражены силой духа и воли этого человека. Узнали , что в 1612 году в Борисо-Глебской обители у кельи Иринарха брали благословление в поход на Москву, на освобождение ее от ляхов князь Дмитрий Пожарский и Косьма Минин.

И в нашем родном Угличе много удивительных мест, связанных с историей нашей страны. Мы побывали в Музее Гидроэнергетики. И там было сделано много «открытий»: какое значение имела в годы войны наша Угличская ГЭС, кто ее строил, и т. д.

После каждой поездки я раздаю детям анкету «Твои впечатления об экскурсии». Дети выражают свое мнение об увиденном и услышанном, делятся эмоциями, высказывают свои пожелания. Кстати, участвовать в экскурсии я предлагаю всем, независимо от того, как учится ребенок. Ведь нередко экскурсией поощряют тех, кто хорошо учится. Считаю такой подход ошибочным. Многие родители благодарят за то, что их дети приезжают домой с позитивным настроением, восторженно рассказывают близким о том, что видели, что узнали нового.

В планах у меня поездки в г.Переславль, с.Великое, с.Заозерье, в самое красивое село России — Вятское. И еще хотелось бы побывать в Ивановской на Лехте школе, которую называют школой духовно-нравственного воспитания. Там имеется музей артефактов времен Великой Отечественной войны. И что удивительно, эти экспонаты были найдены школьным поисковым отрядом «Пересвет»во время экспедиций в Новгородскую область, где проходили ожесточенные бои с немцами.

2.Проекты, над которыми мы с детьми работали и работаем, подразумевают живое общение с жителями нашей волости. Один из таких проектов «Современный читатель — какой он?». Дети брали интервью у местных жителей. Многое узнали о людях, живущих рядом, были удивлены тому, как много знают пожилые люди классических произведений и помнят наизусть те стихи, которые учили в школе много лет назад. Помимо проекта дети смонтировали видеоролик на эту же тему. Следующий проект, над которым будем работать, «Путчинский льнозавод в воспоминаниях современников». Вновь нам предстоит встреча с жителями нашей Путчинской земли, которые трудились на этом заводе.

3. Третий год 15 февраля, в день вывода Советских войск из Афганистана, мы с детьми посещаем захоронение воина-афганца Юрия Орлова в деревне Выползово Переславского района, что в 6-ти километрах от нашей школы. Там я рассказываю не только о Юре ( он мой одноклассник), о его подвиге, но и о других воинах -афганцах, наших земляках. Затем дети возлагают цветы.

Также ежегодно на 9 мая мы проводим акцию «Георгиевская ленточка». Вместе с детьми едем на кладбище в д.Старово и прикрепляем Георгиевские ленточки на памятники воинов, захороненных на нашей земле.

Я собрала небольшую фильмотеку, куда вошли художественные и документальные фильмы, ставшие классикой нашего кинематографа. Мне пришлось столкнутся с тем, что наши дети практически ничего не знают о советском кино, не знают фильмов, вошедших в классику кинематографа. Например, фильм «Офицеры» ,казалось бы, знают все, но если вы спросите о нем современных детей, то увидите, что его ,практически, никто не смотрел.После просмотра у нас идет обсуждение увиденного, детям предлагаю написать мини -сочинение. Как-то я предложила старшеклассникам посмотреть отрывки из фильма П.Лунгина «Остров». И, удивительно, но этот фильм заинтересовал всех детей, и каждый его посмотрел. Конечно, использую фрагменты из фильмов на своих уроках при изучении произведений литературы.

И напоследок хочется сказать спасибо тем, кто организовывает мероприятия патриотической направленности. Мы с удовольствием участвуем в таких конкурсах. Осенью с командой 7 класса заняли 3-е место в квест-игре «В начале было Слово..», с командой 10 класса также участвовали в исторической квест-игре «Битва за Москву», где заняли 2-е место. В прошлые годы мы увлеченно готовились к Открытым интернет-марафонам. Во время подготовки к этим мероприятиям нам приходилось работать с книгами, искать материал в интенете, посещять читальный зал библиотеки. Вся эта работа ребятам была интересна, я никого не заставляла, дети сами искали информацию, открывали что-то новое для себя.

В заключение хочется сказать, что эти формы работы интересны и детям, и нам, педагогам.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации