Статья «Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»
Дорофеева Н.А.,
Нагавкина М.А.
Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: В статье представлены результаты работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испытывают трудности в развитии ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Авторы приходят к выводу, что родителям требуется помощь и актуальные формы для воспитания нравственных качеств у дошкольников.
Ключевые слова: нравственное воспитание, семья, формы работы с родителями.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Преобладающее большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка в детском саду. Многие из них интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». И педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине.
На сегодняшний день в воспитании детей появились негативные тенденции – современные родители сами формируют эгоизм у детей: «Это только тебе», «Никому не давай игрушку». Родители не предают значение тому, что ребенок забыл поделиться, дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Но ведь доброта и милосердие – это высочайшие ценности человека, которые обязаны привить своим детям родители. Это отмечал В.А.Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…» [1, с.12].
Следовательно, правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника.
Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности родителей. Задача педагога – активно взаимодействовать с семьей и идти в одном направлении, преследуя общие цели в воспитании нравственных качеств у детей. Это отмечал В.А.Загик: «Положительные результаты в воспитании детей, достигаются при умелом сочетании работы педагога с семьей…»[3, с.19].
Работа воспитателя не может быть успешной без помощи родителей. Для включения семьи в совместную воспитательную деятельность мы используем следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Методы и приемы: консультации и индивидуальные беседы с родителями: «Будьте добрым примером для своего ребенка!», «Любите своего ребенка!».
Родителям было предложено заполнить анкеты «Как воспитать добрые чувства у ребенка», «Воспитание чувства доброты».
В группе проводились родительские собрания в нетрадиционной форме: семинар - практикум «Доброта живёт повсюду»; викторина «Секреты дружбы». Использовали такие познавательные формы, как «Дни добрых дел»; «Почта «Доверия».
Для педагогов нашего детского сада эффективным средством является использование «Электронного сборника по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», который был разработан воспитателями в рамках деятельности бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» (РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС»). Электронный сборник размещен на сайте детского сада и доступен для педагогов и родителей.
Родители принимают активное участие в сборе материала для оформления альбомов «Я и моя семья», «Наши добрые дела», « От улыбки станет всем светлей»; фотовыставках: «Папа, мама, я – дружная семья»; в фотомонтажах «Мы такие разные».
Досуговые формы оказались самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Проведение таких совместных тематических праздников, как «Добрые дела веками живут», «День рождения»; в развлечении «Семейные посиделки». Родители приняли активное участие в показах театрализованных спектаклей «Теремок», «Волк и семеро козлят». В семейно-групповых проектах: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Мама – солнышко моё», «С папой хорошо!», что позволяет формировать у детей доброту и заботу о других.
Мы считаем, что самым важным аспектом воспитания доброго отношения является пример поведения самих родителей, их отношение друг к другу, старшим членам семьи.
Ведь ребенок улавливает каждую мелочь (улыбку на лице мамы, плохое слово, сказанное отцом). Взрослые должны ежедневно на своем примере воспитывать у детей стремление быть добрыми и порядочными, чтобы помочь ребенку не только творить добро, но и мыслить по законам доброты.
Хорошие результаты в работе по воспитанию нравственных качеств дает использование художественной литературы, особенно сказок. Поэтому родителям предоставляются произведения для домашнего чтения детям. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Взаимодействие родителей и детского сада – длительный процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем движение к намеченной цели.
Список литературы:
1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
2. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Сертакова Н. М Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Санкт-Петербург Детство пресс - 2013г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Дорофеева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории, Нагавкина М.А., воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка», р.п. Полтавка, Омская область.