Статья на тему «Формирование 4 компетенций на уроках литературы»
Формирование 4К на уроках литературы.
Новичихина Вероника Александровна
Учитель русского языка и литературы Гимназии г. Лабытнанги
Актуальностью данной работы является то, что современные требования в образовании Российской Федерации (РФ), связанны с необходимостью развития коммуникативной, креативной, критической и командной компетенций обучающихся. Согласно учебным результатам ФГОС необходимо развивать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития креативного и критического мышления, умея коммуницировать между собой и осуществлять командное взаимодействие. Данные навыки были провозглашены базовыми для российского образования компетенциями, часто называемыми в научной литературе 4К.
Необходимость развивать компетенции «4К» признана международным образовательным сообществом. В 2010 году AmericanManagementAssociation подтвердила актуальность предложенной концепции 4К в своем исследовании. В России о 4К компетенциях активно заговорили примерно с 2014 года на научных и образовательных конференциях[1]. Активно идеи 4К в образовании сегодня продвигаются Фондом новых форм развития образования, учрежденным Приказом Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 [3], благотворительным фондом «Вклад в будущее» [4], учредителем которого выступает Сбербанк России, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и др.
Большой вклад в разработку инструментов оценивания 4К внесли Пинская М. А., Михайлова А. М. [2] Креативная и критическая компетентность как составная часть функциональной грамотности представлена в работах Г.С. Ковалевой[5].
Соотнесение метапредметных результатов обучения, заданных ФГОС, и характеристик навыков «4К» позволяет сделать вывод о том, что они близки и настолько пересекаются, что инструменты для оценки уровня сформированности «4К» позволяют оценить метапредметные результаты образовательного стандарта. В прежних ФГОС метапредметные и результаты обобщенно описывались, а уже в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение обещающегося выявлять проблемы для решения учебных и жизненных ситуаций.
В качестве важных учебных результатов во ФГОС заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития креативности и формирования критического мышления. Данные компетенции являются навыками высокого порядка и стимулируют укрепление аналитического потенциала страны.
Формирование у обучающихся этих важнейших компетенций возможно лишь в определенной системе, то есть, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Эффективно формировать и развивать 4К компетенции возможно при помощи методики EduScrum. Основная идея обучения в EduScrum заключается в осознанном усвоении нового материала обучающимися через их тесное взаимодействие с другими участниками учебного процесса, а также в изучении ими своих собственных возможностей. Учитель «определяет» задания, направляет учебные группы, контролирует и дает совет. Такой подход к обучению позволяет обучающимся нести ответственность за свои действия, что приводит к повышению качества знаний.
Таким образом, целью данной работы является создание условий для формирования коммуникативной, командной, креативной и критической компетенций обучающихся посредством методики EduScrum на уроках литературы.
На сегодняшний день в образовательном процессе отсутствует единый подход и систематическое использование формирования данных компетенций для обучающихся на уроках литературы. Нами было проведено психологическое тестирование среди обучающихся 7 класса, направленное на определение уровня сформированности критического и креативного мышления, определения своей роли в команде, сформированности коммуникативных навыков. В ходе психологического исследования (результаты представлены на диаграмме 1) было выявлено, что у большинства обучающихся компетенции критического мышления, креативного мышления и кооперации не достигают среднего значения, а уровень коммуникативной компетенции не достигает 50 %. После полученных результатов стало очевидно, что необходимо создать условия для эффективных средств обучения, которые позволили бы формировать у школьников 4К компетенции. В помощь по формированию 4К приходит методика EduScrum.
Диаграмма 1.
Результаты психологических исследований
Использование методики EduScrum, позволит достаточно быстро и эффективно организовать урок, в котором роль учителя будет уже не как транслятора знаний, а в какой-то степени навигатора образовательного процесса.
Обучение с применением данной методики позволяет ученикам овладеть компетенциями целеполагания и планирования, командного взаимодействия, коммуникации, самоорганизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование методики EduScrum на уроках литературы позволит решить проблему формирования и развития критической, креативной, командной и коммуникативной компетенций.
Список используемой литературы
Борисенко, С. В. Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе / С. В. Борисенко, Т. В. Семеновских. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 559-561
Пинская, М. А. Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. - сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. - Москва: Российский учебник, 2019. - 76 [4] c
Интернет-ресурсы
Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования" путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=695559#01 6428287988908896
Международный научный журнал «Синергия наук» 4. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36736023
В журнале «Вестник образования России» опубликованы статьи Галины Сергеевны Ковалевой, руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования», руководителя проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» [Электронный ресурс]- URL: http://skiv.instrao.ru/content/news/86/
5