Выступление «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию современных образовательных технологий»
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Шипилкина А.С.
FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE INTEGRATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES.
Shipilkina A.S.
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери.
Представьте - погас свет – закройте глаза, исчезли все звуки – закройте уши - мы находимся в полной тишине и темноте, где не с кем поговорить, посоветоваться, даже поспорить не с кем. А теперь откройте уши, откройте глаза. Вряд ли кто теперь будет сомневаться, что мы нуждаемся в этой роскоши – роскоши общения. А как же еще заявить миру, что я живу, я люблю, я хочу?
Из всех живых существ на нашей планете только человек обладает даром вербального общения. И даже больше – даром освоения иностранных языков. В современном мире знание иностранного языка – это средство общения, сотрудничества, познания и самообразования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения провозгласил курс на радикальные изменения приоритетных целей школьного образования.
Основными целями изучения иностранного языка в общеобразовательной школе являются развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Как организовать урок иностранного языка в соответствие с требованиями стандарта? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом?
Возникает необходимость организовать учебный процесс, способствующий развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, их самостоятельности, творческой активности через интеграцию современных образовательных технологий.
Использование различных педагогических технологий, в том числе сценарно-контекстную, проектную, технологию «Развитие критического мышления», интерактивного обучения, информационные технологии и Интернет ресурсов и других создаёт условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции на всех уровнях общего образования. Наиболее эффективно этому способствует интеграция следующих технологий:
сценарно-контекстной и групповых;
сценарно-контекстной и игровых;
технологии «Развитие критического мышления» и групповых;
информационно-коммуникационных и игровых;
игровых и групповых.
Интеграцию сценарно-контекстной и групповых технологий раскрывают такие приёмы как: «Аквариум», «Круги по воде», «Тонкие и толстые вопросы», «Знаю, хочу узнать, узнаю».
Примерами интеграции технологии «Развитие критического мышления» и групповых технологий являются приёмы «Дерево решений», «Броуновское движение», «Концептуальное колесо», «Свеча». Приём «Броуновское движение» предполагает передвижение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Данный приём используется при изучении тем «Еда», «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывается умение строить грамматические конструкции. Ученик, используя предложенную грамматическую конструкцию, должен собрать необходимую информацию по вопросу, подготовить ответ.
Особое внимание заслуживает приём «Карусель». Дети образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. С помощью этого приёма прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д.
Приём “Шкатулка ответов и вопросов” относится к приёмам интерактивного обучения и сочетает в себе особенности игровых и групповых технологий. В этом случае класс делится на две группы. Первая группа получает карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый ученик должен найти свою пару. Этот приём можно использовать как на уроках изучения нового учебного материала, так и на уроках обобщения и систематизации знаний. Такая работа способствует формированию культуры поведения во время группой деятельности.
На уроках необходимо выстраивать систему оценивания таким образом, чтобы каждый ученик участвовал в контрольно-оценочной деятельности, приобретал навыки и привычку к самооценке.
В начале урока, когда происходит активизация знаний, постановка цели и определение задач учебного материала возможно использование рефлексивных приемов: «Барометр достижений», «Лестница успеха», «Покорение вершин», «Мишень», «Шкала успеха» - которые помогают ребенку определить уровень доступности темы, цели, поставленных задач урока.
На этапе осмысления помогает прием «Эмоциональный светофор». У каждой группы учащихся есть кубик. Если ребенок в процессе выполнения задания поворачивает его зеленой стороной – значит, он сомневается, жёлтой – просит помощи, красной – уверен в своих силах, способен справиться с заданием. После завершения работы учащийся может оценить уровень выполнения задания с помощью цифр, расположенных на других гранях кубика.
На заключительном этапе эффективен приём «Housecleaning» (Уборка в доме), целью которого является обратная связь от участников учебного процесса.
На доске 3 изображения – чемодан, мусорная корзина и мясорубка. Используя листы- стикеры в чемодан учащийся кладет то, что он «вынес» с урока, заберет с собой, будет активно применять. В корзину же он «кладет» то, что считает бесполезным, ненужным. А вот то, что оказалось интересным, но что ребенок еще не готов применять на практике в данный момент он отправляет в мясорубку.
Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует использование в образовательном процессе интерактивных тренажеров, электронных приложений к учебникам, а также электронной формы учебников. Это обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подхода к развитию школьников, включает множество естественных ситуаций общения, создаёт мотивацию и интерес для учащихся.
Подводя итог, хотелось бы упомянуть, что являясь учителем иностранного языка, – предмета, безусловно, приоритетного в современной школе, осознаю большую ответственность за знания моих учеников. Главным кредо в своей педагогической деятельности считаю создание таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и комфортно, значимым и нужным, желающим узнавать и знать, что ему в этом помогут.