12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1039
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
1

Формирование активной жизненной позиции у студентов - важнейшая цель воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях

УДК 37.018


Бойкив Наталья Юрьевна

Заместитель директора ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»

Кандидат биологических наук

г. Донецк

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ - ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования активной жизненной позиции в процессе гражданского воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Отмечено, что процесс воспитания не отделим от учебного процесса.


Ключевые слова: гражданская позиция, воспитание, активная жизненная позиция, учебно-воспитательный процесс.


Важное место в жизни молодых людей занимает образование, и, конечно, их образовательное учреждение, которое, как сложный социальный организм, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Именно поэтому важно организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении так, чтобы он был максимально эффективным.

В соответствии со статьей 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и республики, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [2].

Согласно идеям развития современного профессионального образования в основе перехода на образовательные стандарты нового поколения лежат концепции личностно ориентированного обучения и социального воспитания обучающихся, реализация которых позволяет создать необходимые условия для формирования социальной активности личности. С этим связано формирование активной жизненной позиции личности, становление осознанного самостоятельного выбора, ориентация всего педагогического процесса на ситуацию успеха, личностно - деятельностный подход. Условия учреждения среднего профессионального образования (СПО) создают особую среду в организации учебно- воспитательного процесса средствами учебных и производственных практик, наставничества, студенческого самоуправления

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей образовательных учреждений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость

Поэтому новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции.

Современная педагогика определяет целью воспитания активной гражданской позиции подготовку студентов к жизни в демократически правовом государстве и гражданском обществе. При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы семьи, личности, общества. Образование становится гуманистическим.

Сегодня формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов осуществляется путем целенаправленного создания и развития сложной целостной (социокультурной) динамичной системы профессиональной подготовки, включающей в себя создание благоприятных условий для развития гражданственности будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта, формирование его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента, являющейся субъектом и главным элементом данной системы [3].

Сегодня мы наблюдаем изменение целевых установок, а именно: переход от главной цели - всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения - к формированию личности студента, развитию его способностей, научному мировоззрению. Ведь специалисты среднего звена – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий. Поэтому одним из ведущих направлений обновления содержания и структуры среднего специального образования становится исследовательская деятельность, которая рассматривается как стиль жизни современного человека, неотъемлемая характеристика его личности, входящая в структуру представлений о профессионализме. Исследовательская деятельность студентов средних специальных учебных заведений организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения ими учебного материала, формирования исследовательских умений [1].

В процессе подготовки специалиста важно не только вооружить его профессиональными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, но и сформировать у него соответствующее мировоззрение, моральные, правовые, трудовые, эстетические и другие качества личности. Эффективность воспитательной работы в значительной мере зависит от правильно выстроенного процесса воспитания, продуманного выбора форм и методов его реализации.

Обучение, формирование гражданской позиции будущего специалиста сейчас приходится осуществлять в непростых условиях. В первую очередь это касается его морально-этической характеристики. Существует истина - воспитание не может быть отделено от социально-экономической среды, в котором оно происходит. Ибо морально-этические нормы, другие составляющие процесса воспитание черпаются из среды обитания.

Гражданская позиция - это мировоззрение, порожденное глубоким осмыслением исторического прошлого с учетом особенностей развития сообщества в конкретном времени и на далекую перспективу, подкрепленное прочным научной подоплекой. Это путеводная звезда для сознательных действий, поступков во благо человека, в интересах широкой общественности за лучшее будущее. Гражданская позиция – это психологическая характеристика личности. Она отражает способность на основе исторического и собственного опыта, убеждений, с учетом закономерностей развития общества, природы, на основе полученной информации, научного подхода принимать верное решение с точки зрения его положительного влияния на настоящее и в будущем. Речь идет об активной, наступательной, творческой гражданской позиции. При ней не должно иметь место выжидания, пассивного наблюдения.

Кропотливый труд формирования гражданской позиции у будущих специалистов стал бы значительно весомее и эффективнее, если бы окружающая среда каждый день пополнялась лишь положительным сдвигами на выбранном пути. По разным причинам этого не случается. В это нелегкое время возможных сомнений и колебаний рядом с молодежью каждый раз должен находиться коллектив наставников и убедительно доказывать закономерность и временность негативных проявлений. Существенно повлиять на прогрессивное развитие сообщества они не в состоянии. Впереди перспектива. Приблизить ее могут лишь объединив усилия. К этому следует призывать молодежь, будущих специалистов, объединенных национальной идеей, которая должна воплощаться в жизнь активной гражданской позицией каждого.

Гражданско-патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Существует проблема подбора кадров - педагогов, воспитателей. Воспитывать стало труднее. Все творческие усилия наставников по созданию деловой, прогрессивной, продуманной, направленной линии воспитания часто разрушается событиями настоящего. Искусство преподавателя, наставника в данном случае всегда должно сводиться к умению найти доходчивые слова и возможности логически объяснить событие, явление, занести его в ряд возможных закономерностей и завершить разговор настройкой студентов на позитивную работу. Именно наставника, педагога, воспитателя считают центральной фигурой воспитания гражданской позиции. Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов. Однако, если из уст преподавателя, наставника срываются нотки фальши, или его действия расходятся с изречениями -воспитательную работу стоит считать утерянной.

Сегодня следует говорить о целесообразности сделать каждое занятие со студентами не зависимо от характера труда - воспитательным. Воспитательная работа не должна сводиться к организации отдельных воспитательных часов. Это настораживает студентов, тратит их дефицитное время, порождает негативизм. Работа не должна выглядеть случайной. Каждый раз, готовясь к занятию, преподаватель должен тщательно продумать и планировать воспитательную сторону работы. В ходе обучения студенты включаются в процесс урочной и внеурочной деятельности так, чтобы они не были посторонними наблюдателями, а были участниками процесса деятельности. Студенты участвуют в тематических конференциях, диспутах, семинарах, уроках-деловых играх.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Воспитание активной гражданской позиции у студентов должно происходить в течение всего периода обучения и осуществляться по сквозной программе.

2. Воспитательную работу следует сосредоточить в группах студентов и осуществлять каждый день без отрыва от процесса обучения.

3. Методика воспитания студентов может быть разной. Однако важнейшим должна оставаться гуманитарная направленность воспитания.


Список использованных источников

1. Адашева Н.В.Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. Среднее профессиональное образование, 2009. - №10.- С. 55-57.

2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

3. Осанова Т.Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/12/28/formirovanie-aktivnoy-zhiznennoy

4. Остапенко И. А. Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 456–460.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.