12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна24
Россия, Алтайский край, Барнаул
1

Формирование биологических понятий на уроках курса «Окружающий мир» при использовании практических методов

Формирование биологических понятий на уроках курса «Окружающий мир» при использовании практических методов

Домашайтис О.В
учитель начальных классов

В современных психолого-дидактических исследованиях освещаются различные подходы к формированию понятий у младших школьников. Однако, уровень подготовки выпускников начальной школы, не в полной мере отвечает современным требованиям и не обеспечивает достаточной базы для дальнейшего успешного овладения знаниями, в том числе и биологическими.

Таким образом, существует необходимость совершенствования биологической подготовки младших школьников, путем систематизации и целенаправленности занятий с использованием практических методов.

Была поставлена цель изучить условия формирования биологических понятий у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» при использовании практических методов.

Мы предположили, что применение практических методов обучения будет способствовать формированию биологических понятий при осуществлении следующих условий:

- учебный процесс будет осуществлен с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов;

- практические методы будут использоваться при соблюдении требований к их проведению.

Был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы. Рассмотрены теоретические аспекты таких характеристик как «представление», «понятие», «биологическое понятие» и «практические методы», описаны уровни сформированности биологических понятий и этапы их формирования у учащихся начальных классов.

В курсе «Окружающий мир» биологические понятия обеспечивают формирование научного взгляда на природу, убеждений в сохранении всех живых существ, укреплении здоровья и культивировании здорового образа жизни. Биологические понятия представляют учащимся не в готовом виде, они формируются и развиваются в процессе обучения.

Основываясь на материалах изученной литературы, были выделены следующие «узловые моменты» формирования понятий у школьников: наблюдение за объектами, выделение существенных признаков объектов, определение понятий, оперирование понятиями и систематизация понятий. Этапы формирования понятий представлены на слайде.

Многие ученые сходятся в мысли, что теоретические знания можно усвоить, только воспроизводя сам процесс их происхождения, получения и оформления, т.е. вновь преобразуя некоторый материал. Для этого и стали использоваться практические методы. Анализ литературы показал, что в основе практических методов лежит познавательная деятельность учащихся. Практические методы удовлетворяют наглядно-образному мышлению младшего школьника и способствуют чувственному фиксированию объектов, а также самостоятельному применению знаний в реальной жизни.

С целью конкретизации биологических понятий формируемых в курсе «Окружающий мир» было проанализировано содержание учебников и тетрадей Андрея Анатольевича Плешакова за 1–4 классы и было выявлено, что большая часть биологических понятий рассматривается в разделе «Эта удивительная природа» с первого по четвертый класс. У детей формируются навыки наблюдения, измерения, проведения опытов, сравнения, классификации. Информация по биологическому содержанию нами обобщена в таблице 1.

Таблица 1

Основные биологические понятия

курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»

Тема

(класс)

Формируемые биологические понятия

Практ.

методы

Задания


1 класс

(1 часть)




1

Что общего у разных растений?

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Яблоня, крыжовник, кабачок, соцветие.

Практ. работа

Используя рисунок в тетради, найдите у растений их части. Покажите, назовите.

2

Что растет на подоконнике?

Комнатные растения.

Гиппеаструм, бегония, саньсевьера, калла, фиалка, кактус.

Практ. работа

С помощью атласа-определителя узнать названия комнатных растений.

3

Что растет на клумбе?

Растения клумб.

Гладиолус, бархатцы, космея, календула, астра, петуния

Практ. работа

С помощью атласа-определителя узнать названия растения клумбы, цветника.


Для выявления уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира был использован тест для 2 класса «Биологические понятия и их признаки», авторы теста Нинель Яковлевна Дмитриева и Аркадий. Николаевич Казаков.

Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 50 г. Барнаула с участием 14 учащихся 2 классов начальной школы.

Были выделены 4 уровня оценки выполнения задания:

4-й уровень – даны три правильных ответа;

3-й уровень – даны два правильных ответа;

2-й уровень – дан один правильный ответ;

1-й уровень – задание не выполнено.

Результаты исследования отражены на диаграммах.


t1605091739aa.png

Диаграмма 1. Результаты исследования уровня усвоенности биологических понятий


t1605091739ab.png

Диаграмма 2. Результаты исследования уровня навыков дифференциации существенных и несущественных признаков биологических понятий

t1605091739ac.png

Диаграмма 3. Результаты исследования уровня умения группировать объекты

окружающего мира по заданному признаку


t1605091739ad.png

Диаграмма 4. Результаты исследования умения классифицировать объекты природы


Результаты экспериментальной проверки сформированности биологических понятий у младших школьников показали, что учащиеся 2 классов усваивают понятия на низком уровне, фактологическом, либо понятия не усвоены.

Проведённая работа по изучению уровня сформированности биологических понятий и результаты тестирования констатирующего этапа позволили определить цель формирующего эксперимента: повысить уровень сформированности биологических понятий у учащихся 2 класса с помощью практических методов.

На уроках использовались методы практических работ, метод наблюдения и метод моделирования. (Верзилин Николай Михайлович)

Пример:

Практическое задание к уроку во 2 классе по теме «Комнатные растения»

Цель: формировать понятие комнатные растения и умение ухода за ними.

Подготовительный этап:

- переставить растения класса в неподходящие для их роста и развития места;

- под каждое растение положить 2 карточки, одна с названием, другая с условиями его произрастания.

Работа проводится в группах.

- Вы обратили внимание, что растения не на своих местах?

- Что будет с растениями, если они будут стоять не на своем месте?

- Как можем определить, где растению будет лучше?

- Как будем работать? (построение алгоритма)

1) По атласу-определителю узнать растение.

2) Сравнить свой ответ с карточкой, если ответ верный, выполняем пункт 3, если нет, обращаемся к атласу или за помощью к учителю.

3) Изучить особенности этого растения.

4) Определить для растения зоны, благоприятные для роста и развития.

5)Сравнить свой ответ с карточкой, если ответ верный, выполняем пункт 6, если нет, обращаемся к атласу или за помощью к учителю.

6) Выявить наличие этих зон в классе.

7) Разместить растение в благоприятной зоне. На слайд.

Для проверки эффективности предложенных заданий было проведено повторное тестирование. При этом использовались те же задания, что и в констатирующем эксперименте. Цель: изучить уровень сформированности биологических понятий на завершающем этапе эксперимента. (слайд 9)

Анализ результатов исследования ответов на первое задание субтеста 1, направленный на изучение уровня сформированности некоторых биологических понятий, показал, что количество учащихся имеющих четвертый уровень сформированности биологических понятий увеличилось на 7,14 % и составило 50,0% школьников (7 человек). Дети дали полные ответы на все вопросы. Третий уровень сформированности биологических понятий выявлен у 28,57%учеников (4 человека), как и на констатирующем этапе, эти дети дали два правильных ответа. Второй уровень сформированности биологических понятий выявлен у 21,43% школьников (3 человека), что на 7,14% больше, чем на констатирующем этапе. Дети дали один правильный ответ. Первый уровень сформированности биологических понятий не выявлен, все школьники справились с заданием. Результаты отражены в диаграмме (рисунок 1).


t1605091739ae.png t1605091739af.png


Рисунок 1. Результаты исследования уровня сформированности  биологических понятий

В ходе эксперимента доказано положительное влияние практических методов на качество усвоения биологических понятий у младших школьников. Предложенные практические задания позволили увеличить интерес школьников к изучаемому предмету, систематизировать знания, а также вывести школьников на операционно-деятельностный уровень сформированности биологических понятий.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу, что использование практических методов обучения будет способствовать формированию биологических понятий, при условии осуществлении учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов, а также использованию практических методов с учетом всех требований к их проведению.

В результате можно сделать вывод:

1) Практические методы необходимо использовать на каждом уроке, наряду с другими методами, что позволит разнообразить деятельность детей, сохранить интерес к изучаемому объекту или явлению, повысить уровень знаний.

2) Практические методы можно использовать на любом этапе урока.

3) Использование практических методов возможно при соблюдении требований к их проведению

Разработанные задания и рекомендации по их проведению, могут использоваться учителями начальных классов на практике.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.