12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
хайрутдинова галия хусаиновна15
1

Формирования рефлексивных умений на уроках математики при использовании дидактических игр.



Г.Х.Хайрутдинова,

учитель математики

МОУ Ишеевский многопрофильный

лицей им. Джорджадзе

(Ульяновский район)


Формирования рефлексивных умений на уроках

математики при использовании дидактических игр.


Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы.

Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса − организация и включение в урок дидактических игр.

На уроках математики в 5-7 классах я использую различные дидактические игры. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Чтобы дидактическая игра являлась средством активизации познавательной активности, при ее использовании должны соблюдаться ряд условий, которые позволяют педагогу вызвать у ребенка интерес к знаниям:

наличие у учащихся некоторого объема знаний;

наличие у детей навыков учебно-игровой деятельности;

понимание целей и задач дидактической игры;

соответствие компонентов и параметров игры возрастным психологическим особенностям учащихся;

осознание учащимися учебной значимости данной дидактической игры;

наличие рефлексии;

ребенок по окончанию игры, должен осознавать новые знания, которые он получил в ходе игры, т.е. «что нового узнал?».

Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик:

1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;

2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;

3) критически оценивает сделанное;

4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Для осуществления эффективной рефлексивной деятельности

ученик должен обладать определенными умениями, которые называются рефлексивными умениями .
Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически.

Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
рефлексия деятельна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность.

Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.

Я хочу рассказать о некоторых играх, применяемых мною на уроках математики.

Часто уроки начинаю с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно на время в пределах 7-8 мин., в зависимости от целей и возможностей урока. Викторина состоит из трех групп вопросов, соответствующих трем уровням знаний учащихся. «Стоимость» правильного ответа на эти вопросы также разная: за правильный ответ на вопрос первого уровня сложности присуждается 1 балл, второго уровня - 2 балла, третьего - 3-5 баллов, в зависимости от сложности вопроса или задачи и оригинальности и красоты решения.

В целях экономии времени на уроке условия приемов, задач и вопросы представляю учащимся на карточках. Ответы учащиеся крупно записывают на листочках и по команде учителя показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общее количество баллов каждому ряду. Чтобы викторина не превратилась в самоцель, чтобы она служила главной задаче - обучению учащихся на уроке, я вызываю учеников к доске для обоснования своих ответов. Интерес к работе возрастает, если разрыв в баллах между рядами небольшой, а потому для обоснования ответа лучше приглашать к доске ученика с того ряда, где баллов заработано меньше, так как за эти ответы начисляются баллы.

Общий итог викторины иногда подводится сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока, в последнем случае очки начисляются во время всего урока за все ответы с места. Викторина помогает мне сразу увидеть характер ошибок учеников. [2;с.53]

При устном счете можно использовать уже решенные примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому и задание называется «НАЙДИ ОШИБКУ». Перед началом урока записываю примеры на доске, или можно проецировать на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило.

Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями:

а) 0,134*1000 = 13,4 а) 3,2*100 = 0,032

б) 16,12:4 = 4,3 б) 27,18:3 = 9,6

в) 1,06+0,4 = 1,1 в) 2,7+0,03 = 2,73

г) 5,72-0,2 = 5,7 г) 3,61-0,1 = 3,6

д) 16,5:0,1 = 1,65 д) 5:100 = 500

Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д.

Большой проблемой становится для учителя, так и для ученика недостаточные навыки хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. [5;с.74]

Для преодоления этих недостатков я использую в 5-7 классах следующие игры, вот одна из этих игр:

Игра “ Молчанка”. На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны эта игра помогает дисциплинировать учеников. Вот некоторые из этих упражнений.

Тема: “ Степень с натуральным показателем”.

а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4?

б) Что больше 25 или 52?

в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения: x3 = -8; x4=81?

г) При каком значении x верно равенство: (34)x =810; 82х= 512?

Тема: “Многочлены”.

а) Назовите старший член многочлена: -5x + 0,001x8 +300x6 +1; 0.8y2 –y10 +1.

б) Какова степень многочлена: x4y2 +y6 -2x6-3xy5; 8ab+3ab2-b4?

в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество: *( 4b2-7b+8)=28b3-49b2+56b; *(3y2+8y-7)=36y5+*+*?

г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов: x2+6x+1; p2-p-1?

Игра “Лесенка”. Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.

Отработке вычислительных навыков способствует и игра “Рыбалка”. Из ватмана вырезаю несколько рыбок. На каждой рыбке записываю по 4 вычислительных примера. Из четырех предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта “ вылавливают” примеры с ответом, например,100, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 160.

По теме “Признаки делимости” я использую игру “Не собьюсь”. Играет весь класс (либо 10-15 человек). Считают по порядку до 30 (или до любого заданного учителем числа). Вместо числа, делящегося на 3 или оканчивающегося на 3, нужно сказать “ не собьюсь”. Тот , кто ошибся, выбывает из игры. И игра начинается сначала. Побеждает тот, кто остается последним. Можно заменять числа, кратные 2;4;5;9;10…. Вот еще одна игра “Знаю”. Можно его играть командой, всем классом, вдвоем. Надо сосчитать до заданного числа. Но вместо чисел, являющихся полным квадратом, и чисел, делящихся на 3 (либо на 2; 5; 9; 10) называют слово “знаю”. Побеждает тот, который остается последним. [4;с.105]

Используя дидактические игры, мне легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Дети слабоуспевающие, робкие и застенчивые охотно включаются в подобные игры. [1;с.106]

Дидактические игры, используемые мною на уроках математики сказываются на планируемых результатах математического образования. Повлияли на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.

Нужно всегда помнить о том, что Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. "Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению". [7, c. 47]

Анализируя свою деятельность по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 -6 классах, я пришла к выводу.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным.
В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.

Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, становление познавательных универсальных учебных действий.

Известный российский психолог Я.Л. Коломенский отмечал, что действие, усвоенное учащимся в процессе учебно-познавательной деятельности, становится умением. [6, с. 98-102]

Литература:

1.Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

2.Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2005.

3.Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

4.Математика – газета №19, 2003, «Игровые уроки» 5-11 класс.

5.Оникул П.Р. «19 игр по математике», Союз, Санкт-Петербург, 1999г.

6.. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей начальной школы: Пособие для учителей и психологов./ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько - М.: Просвещение, 2008. -190 с.

7. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов./ Г.С. Абрамова - М.: Пер Сэ, 2001. - 238 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.