Формирование экологической грамотности на уроках географии
Формирование экологической грамотности на уроках географии
В современном мире, где экологические проблемы становятся всё более актуальными, формирование экологической грамотности у школьников становится одной из важнейших задач образования. География как предмет обладает огромным потенциалом для формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.
Экологическая грамотность – это способность человека понимать и оценивать последствия своих действий для окружающей среды, а также принимать решения, направленные на её сохранение и улучшение. Формирование экологической грамотности должно начинаться с раннего возраста и продолжаться на протяжении всего периода обучения в школе.
Уроки географии предоставляют широкие возможности для формирования экологической грамотности. В процессе изучения географии школьники знакомятся с природными ресурсами, экологическими проблемами и способами их решения. Они учатся анализировать географические данные, выявлять взаимосвязи между различными компонентами природы и делать выводы о состоянии окружающей среды.
География как наука охватывает множество аспектов, связанных с взаимодействием человека и окружающей среды. Уроки географии могут служить платформой для обсуждения важных экологических вопросов, таких как:
Изменение климата: Изучение его причин, последствий и мер по смягчению его воздействия.
Загрязнение окружающей среды: Рассмотрение различных видов загрязнения, их источников и влияние на здоровье человека и экосистемы.
Устойчивое развитие: Обсуждение принципов устойчивого использования природных ресурсов и разработки «зелёных» технологий.
Биоразнообразие: Роль различных экосистем и видов в поддержании экологического баланса.
Методы и подходы
Для эффективного формирования экологической грамотности необходимо использовать различные методы и подходы, способствующие активному вовлечению учащихся в процесс обучения:
Проектная деятельность: Организация проектов, связанных с экологическими проблемами, позволяет учащимся применять свои знания на практике. Это может быть исследование экологического состояния своего района, создание социально значимых инициатив или участие в акциях по уборке территории.
- «Вторая жизнь бытового мусора», Попова Алена, призер НПК
- « Пластик и его влияние на окружающую среду», Дмитриева Юлия
- «Влияние сотового телефона на организм человека», Убушаева Ксения.
Олимпиады и конкурсы по экологии
Ежегодно участвуем во Всероссийской олимпиаде «Эколята-молодые защитники природы»
- Всероссийский экологический диктант
- Межрегиональная олимпиада по байкаловедению
- Региональная олимпиада «Водные ресурсы Восточной Сибири: сохраним природное и культурное наследие»
- Областная научно-практическая конференция «Леса и инновации»
- Региональный фотоконкурс « Берегите лесную красавицу»
Дебаты и дискуссии: Обсуждение актуальных экологических тем способствует развитию критического мышления и помогает учащимся формировать собственное мнение. Например, можно провести дебаты о необходимости использования пластика и его альтернатив.
Вот несколько примеров вопросов для проведения дебатов по теме «Необходимость использования пластика и его альтернатив»:
1. Насколько оправдано использование пластика в повседневной жизни с точки зрения удобства, безопасности и стоимости?
2. Какие аргументы можно привести в пользу использования альтернативных материалов вместо пластика?
3. Действительно ли пластик представляет серьёзную угрозу для окружающей среды и здоровья человека?
4. Можно ли считать, что полный отказ от пластика невозможен или нецелесообразен в современных условиях?
5. Как можно стимулировать производителей и потребителей к использованию альтернативных материалов?
6. Каковы преимущества и недостатки существующих альтернатив пластику?
7. Может ли развитие технологий привести к созданию более безопасных и экологичных видов пластика?
8. В какой степени государство должно регулировать использование пластика и поддерживать разработку альтернативных материалов?
Информационные технологии: Использование цифровых инструментов (например, GIS и различных экологических приложений) позволяет учащимся наглядно изучать изменения окружающей среды и моделировать ситуации, связанные с экологическими рисками.
Экология в телефоне
Междисциплинарный подход: Совмещение географии с другими предметами, такими как биология, химия, экономика, позволяет углубить понимание экологических проблем и их взаимосвязи.
Экологическое образование, интегрированное в курс физической географии 5-6 классов, играет ключевую роль в формировании у школьников целостного представления о Земле как сложной, взаимосвязанной системе. Этот курс не просто знакомит с географическими объектами и явлениями, но и закладывает фундамент экологического мышления, формируя у детей понимание хрупкости и уязвимости природной среды, а также ответственности человека за ее состояние.
В отличие от более поверхностного знакомства с экологическими проблемами на других предметах, курс географии позволяет углубиться в взаимодействие компонентов природы (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и продемонстрировать, как антропогенное воздействие влияет на каждый из них.
Например, изучая рельеф, ученики не только узнают о процессах его формирования, но и анализируют последствия карьерной добычи полезных ископаемых, эрозии почв, вызванной неправильной сельскохозяйственной практикой, или застройки пойменных территорий. Изучение водоемов выходит за рамки простого описания их характеристик, включая анализ загрязнения вод промышленными стоками и последствия бесконтрольного водозабора. Знакомятся с понятиями рационального и нерационального природопользования.
Практическая работа на местности приобретает особое значение. Выполняя задания по изучению местного ландшафта, школьники учатся проводить наблюдения, собирать и анализировать данные о состоянии окружающей среды. Это могут быть исследования качества почвы, определение видового разнообразия растений и животных, мониторинг состояния водоема или оценка уровня загрязнения воздуха. Такие практические занятия позволяют ученикам не только приобрести навыки научных исследований, но и развивать чувство ответственности перед природой.
Важно подчеркнуть, что экологическое образование в рамках географии должно выходить за рамки простого перечисления экологических проблем. Необходимо формировать у учащихся критическое мышление, способность анализировать информацию из различных источников, выявлять причины экологических проблем и предлагать решения.
Кроме того, необходимо акцентировать внимание на эстетической ценности природы. Дети должны понять, что охрана окружающей среды – это не только необходимость для выживания человечества, но и способ сохранения красоты и разнообразия нашей планеты. Использование художественных методов преподавания, экскурсии в краеведческий музей, на природу, использование мультимедийных средств – все это способствует формированию экологической культуры у учащихся.
Экологическое образование в рамках курса физической географии – это не просто добавление нескольких тем о загрязнении окружающей среды. Это комплексный подход, направленный на формирование у детей целостного мировоззрения, в котором человек является неотъемлемой частью природы, и его деятельность должна быть гармонично вписана в её экосистемы. Только такой подход позволит воспитать ответственное поколение, способное к сохранению нашей планеты для будущих поколений. Важно также учитывать региональные особенности, включая местные проблемы и успешные проекты по охране природы.
Вопросы охраны природы затрагиваются при изучении тем «Вулканы и землетрясения» (естественное загрязнение окружающей среды), «Горы и равнины» (изменение поверхности суши в результате добычи полезных ископаемых и мелиорации), «Глобальный круговорот воды» и «Движение воды в океанах» (загрязнение окружающей среды). «Вода суши» (бережное отношение к воде, меры по охране рек); «Атмосфера и ее строение» (способы поддержания чистоты атмосферы, важность чистоты атмосферы); »Биосфера. Воздействие человека на биосферу» (исчезновение лесов, воздействие человека на биологическую среду обитания, что приводит к нарушению экологического равновесия природы).
География материков и океанов, 7 класс играет большую роль в ориентации ценностей и развитии эстетических представлений о природе, воображения и умения создавать образы территории.
Это означает самостоятельный подбор материалов (небольших заметок, выдержек, иллюстраций и т.д.) из различных источников, содержащих сведения о влиянии хозяйственной деятельности человека на континентальную и морскую природу и мерах по ее охране. Такие задания закрепляют учебный процесс, развивают познавательную активность учащихся и готовят их к дальнейшей проектной работе в старших классах. Вопросы охраны природы изучаются в разделах «Рельеф» (деятельность человека как один из факторов формирования рельефа, усиление влияния человека на рельеф дна) и «Атмосфера и климат Земли» (изменения климата под влиянием хозяйственной деятельности человека: вырубка лесов, создание огромных водохранилищ, изменяющих круговорот воды, изменение газового состава атмосферы, расширение пустынь и т.д.). Прежде чем говорить с детьми о мерах по предотвращению изменения климата, необходимо задать следующие вопросы: Как загрязненный воздух влияет на различные компоненты природы? Что произойдет, если растительность на планете исчезнет?
При изучении темы «Мировой океан – важнейшая часть гидросферы» учителю следует задать следующие вопросы.
- Каковы некоторые последствия загрязнения Мирового океана?
После ответов детей учитель обращает их внимание на то, что источники Мирового океана разнообразны, и рассматривает эти источники вместе с ними. В заключение изучения данной темы следует отметить, что защита вод Мирового океана, как и защита атмосферы и других компонентов, носит международный характер. Все страны несут ответственность за загрязнение морской среды, и всем необходимо принимать меры по защите океанов.
Экологическое образование на уроках географии России, 8-9 класс
В ходе изучения данного курса получают дальнейшее развитие основные направления экологического образования: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.
Содержание девятого класса по экологии можно успешно развивать разными способами, в основном за счет непосредственного расширения экологической информации или введения дополнительной информации при изучении ряда тем.
Например, изучение топливно-энергетического комплекса следует дополнить материалом об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС и расположении районов, подвергшихся радиоактивным осадкам. Использовать уже имеющиеся у детей знания, чтобы рассказать им об экологически чистых способах получения энергии.
Другой способ – задавать экологические вопросы по конкретным разделам, темам, картам, диаграммам и фотографиям в учебнике.
Например, при изучении климата России можно усилить экологическую направленность обучения, задав следующие вопросы:
- Из каких регионов поступает воздух в Россию?
- Почему борьба за чистый воздух стала одной из важнейших проблем человечества?
- Назвать причины загрязнения воздуха.
При изучении темы «Вода в России» внимание учащихся направлено на решение проблем рационального использования водных ресурсов, их охраны, разумного и экономного использования в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
На уроках географии учащиеся должны не только получать новые знания о природе и обществе, но и искать новые пути решения этих проблем.
Местные экологические проблемы занимают особое место среди многих экологических проблем. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для глубокого осознания и расширения экологических знаний.
Выбор спорных региональных экологических проблем очень широк, но можно назвать следующие темы
- Проблема озера Байкал;
- Проблема реки Волги.
Изучение региональных проблем можно проводить и через организацию деловых игр. Примером может служить экологическая игра «Планета людей в кризисе». Девиз такой игры – «Что ты можешь сделать, чтобы защитить свою планету».
Задача таких игр – расширить и углубить знания учащихся о проблемах охраны природы России и ее регионов, заинтересовать их природоохранной тематикой. Деловые игры основаны на трудовых усилиях и интеллектуальном напряжении. Такие игры можно использовать для развития творческих способностей и рассудительности, формирования интереса к современным экологическим проблемам и создания возможностей для участия в поиске перспективных решений.
Необходимой частью экологического образования является знакомство учащихся с местной экологией и краеведением.
Изучение этой темы можно сделать более интересным, если использовать на уроке материалы из предыдущей практики. Класс делится на группы, и каждой группе учитель дает следующие задания:
- собирать информацию о флоре и фауне района;
- собирать информацию о флоре и фауне своей местности;
- анализировать меры по охране флоры и фауны своей местности;
- разрабатывают план мероприятий по охране флоры и фауны своей местности;
Сбор информации о местной флоре и фауне; использование краеведческой литературы, дополненной собственными наблюдениями учащихся. Приветствуется зарисовка и фотографирование растений и растительных сообществ. После обобщения отчетов учащихся учитель представляет план действий по сохранению местной флоры и фауны, который реализуется во внеурочное время.
«Взаимодействие природы и общества. Пути решения экологических проблем», 10 класс – очень важная тема в экологическом образовании. В начале урока учитель разъясняет значение понятия «экологические проблемы». Учитель задает вопрос:
- «Слышали ли вы о науке экологии и знаете ли вы, какие проблемы решает экология?».
Объясните взаимодействие природы и общества, используя конкретные примеры. Вы также можете задать учащимся такие вопросы, как:
- Каковы последствия вырубки лесов?
Ученики приводят множество примеров природных изменений, которые происходят в результате вырубки лесов. Однако они не всегда перечисляют последствия в логическом порядке. Поэтому задача учителя – установить причинно-следственную связь между рассматриваемыми явлениями. Обобщение ответов происходит в форме доказательства следствий, вытекающих из причин. Например.
- Какова роль леса в природе? А также следующие вопросы.
- Что происходит после вырубки леса? Ученики делают умозаключения по заданным вопросам. Затем учитель ставит перед детьми важный вопрос:
- Как люди должны использовать леса, чтобы предотвратить эти изменения в природе?
Завершая разговор о влиянии деятельности человека на природу, необходимо показать, как измененная человеком природа влияет на жизнь и здоровье школьников. Вмешательство человека в природу требует не только достаточных знаний о законах природы, но и большой любви к ней. Знания можно получить в школе, из многочисленных книг и фильмов. Но любовь к природе возможна только через общение с ней. Вся красота, которую дарит нам природа, останется с нами на всю жизнь».
Формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, который должен продолжаться и после окончания школы. Однако именно в школьном возрасте закладываются основы экологического сознания и ответственности за будущее нашей планеты. Уроки географии играют важную роль в этом процессе, предоставляя школьникам знания, навыки и мотивацию для сохранения окружающей среды.
Формирование экологической грамотности на уроках географии играет ключевую роль в подготовке ответственного поколения, готового к решению сложных задач, касающихся окружающей среды. Применяя разнообразные методы и подходы, учителя могут вдохновить учащихся на действия, направленные на сохранение нашей планеты. Таким образом, уроки географии становятся не только возможностью получить знания, но и платформой для активного участия в создании устойчивого будущего.
Список использованных источников
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/271825/1/126-128.pdf
https://www.1urok.ru/categories/5/articles/28576
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologo-orientirovannyh-komponentov-i-umeniy-pri-izuchenii-geografii-v-shkole