12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Журавлёва Наталья Николаевна157

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота её не гасла. Б.Рябинин

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

Но главным условием при разработке проекта является учёт региональных и реальных условий и возможностей детского сада.

На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. Поэтому лучший вариант разрабатывать краткосрочные проекты.

Второй этап – пошаговая разработка проекта.

И, третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательно взаимосвязанные мероприятия.

Мне хотелось бы представить один из экологических проектов, реализованный в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. Это информационно-творческий, краткосрочный проект «Природа моего родного края». Тема проекта выбрана мной не случайно. Его содержание знакомит детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы, убеждений, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Проект включает следующие мероприятия: беседы на темы «Что такое природа?», «Деревья нашего края»; целевые прогулки «Наблюдения за сезонными изменениями в природе», «Наблюдение за рябиной»; НОД «Как готовятся звери к зиме», «Хвойные деревья наших лесов»; настольные игры; дидактические игры «Птицы нашего края»; чтение художественной литературы; конструирование из бросового материала «Кормушки для птиц»; труд в природе – установка кормушек для птиц; экологическое развлечение на тему «Лесная прогулка»; рисование на тему «Берегите природу!» и выставку рисунков; консультация для родителей «Учите детей беречь природу».

На заключительном этапе данного проекта мы убедились в том, что:

1.У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности.

2.У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Могут различать живую и неживую природу. Ребята узнали особенности природы Ельниковского района.

3.Появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.

4.Овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели собственные знаки.

5.У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Пополнилась предметно-развивающая среда в группе.

Следует отметить и то, что при использовании проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта (детей, педагогов, родителей):

Педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

Родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

Деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом, я сделала вывод: проектная деятельность - эффективное средство формирования экологической культуры дошкольников.

Методическая разработка проекта «Природа моего родного края» размещена на мине-сайте: http://nsportal.ru/zhuravleva-nn

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя». Предполагает личностное развитие ребёнка. Предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

Программа С. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёнова «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.