Статья «К вопросу о формировании экологической культуры у детей с ОВЗ в рамках специализированной школы»
УДК 373; 376
ББК 74.5
Л 73
К вопросу о формировании экологической культуры у детей с ОВЗ в рамках специализированной школы
The question of ecological culture formation within the framework of specialized school for children with health limitations.
Локтионова Елена Анатольевна
Loktionova Yelena Anatolievna
Областное казенное образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Regional government educational institution “Kursk school for children with health limitations”
Ключевые слова. Экологический кризис, природа и общество, экологическое воспитание, экологическая культура, специализированная школа, дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Key words: Ecological crisis, nature and society, ecological education, ecological culture, specialized school, children with health limitations.
Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрен вопрос о возникновении и формировании экологической культуры в контексте гуманитарных наук. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры являются необходимым условием для развития современного общества. Важно, что в рамках специализированной школы экологическое воспитание занимает важное место.
Annotation:
Within a framework of the article the question of occurrence and formation of ecological culture in the context of human sciences is considered. Ecological education and ecological culture formation are necessary conditions for modern society. It is important that in the framework of specialized school ecological education holds a prominent place.
Экологический кризис, начавшийся в ХХ веке и торжествующий в XXI веке, указывает на главную фундаментальную проблему человечества – взаимодействие природы и общества. Однако уровень осмысленности состояния существующей экологической обстановки остается низким, что является важным показателем культуры современного общества. Поиск решений экологических проблем из естественнонаучной постепенно переходит и в другие области знаний, в том числе и в педагогическую. Ввиду того, что антропогенное вмешательство в окружающую природную среду достигло своего предела, сегодня остро поставлен вопрос о необходимости формировании экологической культуры личности.
Сфера экологической культуры чрезвычайно разнообразна и многогранна, многие ее аспекты еще находятся в стадии разработки и изучения, как в отечественной науке, так и зарубежных исследованиях. Существенный вклад в развитие концептуальных основ формирования экологической культуры вносят исследования в области экологического образования и воспитания Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Л.А. Рапацкой, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского и др.
Понятие «экологическая культура» появилось в науке благодаря известной работе советского ученого, исследователя культуры Когана Л.Н. (1923-1997), которая называлась «Экологическая культура развитого социалистического общества». Учёный высказал свои идеи в докладе на конференции под названием «Идейно-теоретические проблемы научно-технического прогресса», проходившей в Свердловске в 1973 году. Под экологической культурой он понимал «сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации» [2]. Данный подход получил свое дальнейшее развитие и стал объектом дискуссий в различных отраслях знания: экологии, эстетике, психологии и педагогике, этике, культурологии.
Таким образом, экологическая культура – это не просто часть общей культуры. Это отношение к окружающей среде как к непреходящей ценности, важному условию для поддержания духовной жизни человека, для осознания им важности привязанности к родным местам и сохранения наследия предков, а также призыв к гуманистическому характеру человеческой деятельности. Активное формирование экологической культуры, пропаганда экологических принципов и их реализация – вот основные цели, стоящие перед обществом, школой, педагогом.
На сегодняшний день ученые заявляют, что формирование экологической культуры в современном обществе должно происходить и в рамках реализации государственной экологической политики [1]. Ведь существующую ситуацию в культуре можно расценить не только как кризисный период, но и как переходное время в жизни общества, необходимое для выработки качественно новых ценностных ориентиров.
Уровень экологической культуры личности сегодня находится в тесной зависимости от воспитания (а именно экологического). Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» [4].
Моисеев Н.Н. говорит о важности института «Учитель», под которым он подразумевал целостную систему воздействия на человека и его сознание. Сюда ученый относит такие институты как: семья, общество, школа, церковь, трудовая и профессиональная деятельность. «Когда я произношу слово «УЧИТЕЛЬ», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной цивилизации» [3].
Лихачев Б.Т. (1929-1998) рассматривает природу как совершенный объект познания, который доставляет человеку с развитым эстетическим вкусом чувство глубокого духовного наслаждения. Важность сохранения природы, по его мнению, очевидна. Это и обуславливает необходимость активного экологического воспитания, являющегося фундаментом экологической культуры. Лихачев Б.Т. говорит о важности предметов эстетического цикла (литературы, МХК, ИЗО, музыки) в формировании экологического сознания. Искусство, по его мнению, раскрывает эстетическую сущность и неповторимость красоты мира вокруг, влияет на нравственность человека, роднит его с природой.
Опираясь на основополагающие принципы, выдвинутыми учеными и педагогами, в рамках своей профессиональной деятельности в специализированной школе с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), я постаралась систематизировать работу по формированию экологической культуры. Несомненно, специализированные школы имеют свои особенности и в методике преподавания, и в формах совместной деятельности, которая должна носить прежде всего корректирующий характер. Однако обучающиеся с ОВЗ также остро нуждаются в формировании экологических представлений, как и другие дети в нашем обществе.
В рамках совместной деятельности «педагог-ребенок» в моей практике сформировалась определенная система, которая достигает главные цели – развитие интереса к природному окружающему миру, расширение эмоциональных и интеллектуальных представлений о нем. Именно данные доминанты, по моему убеждению, являются основой для формирования экологической культуры у детей с ОВЗ.
Во-первых, одно из интересных и важных направлений – привлечение внимания детей с ОВЗ к экологическим темам, отражающим региональную специфику. Так, наиболее запоминающимся стало занятие, посвященное удивительной птице, символу нашего края – соловью. А последующее посещение «Музея соловья» закрепило и углубило знания, полученные на уроке.
Второе направление – активная пропаганда на занятиях и внеклассных мероприятиях бережного отношения к природной среде. Так, на моих уроках стали традиционными мероприятия, посвященные дню Земли, дню Воды, дню Света. Думается, что таким образом обучающиеся с ОВЗ включаются и в мировые экологические акции.
Не менее значимыми являются мероприятия, способствующие консолидации обучающихся вокруг проблем экологии и экологической культуры. Например, акция «Покормите птиц» связана не только с созданием кормушек на школьном участке; она также воспитывает чувство заботы и желания помочь в зимний период пернатым друзьям. Безусловно, изучение птиц, их особенностей, повадок также является следствием данной акции.
Не менее интересным в моей профессиональной деятельности является и мероприятие «Цветик-семицветик», в рамках которого мы с обучающимися осенью сажаем в горшочки цветы, а потом ухаживаем за ними в течение всего учебного года.
Положительным опытом своей работы считаю проведение конкурсов рисунков, связанных с определенной экологической тематикой. Так, в этом учебном году был проведен конкурс плакатов, посвященный теме «Чистый город». Следует отметить, что обучающиеся с ОВЗ создают достойные рисунки, отражающие заданную проблему.
Безусловно, одной из доминирующих форм работы является совместное создание различных средств наглядной агитации (например, буклеты, плакаты, открытки). Так, доп.урок «Стрелецкая степь», проведенный мною для детей с ОВЗ, был связан с изучением подготовленного визуального материала (картинок), который впоследствии каждый наклеивал на собственную карту Стрелецкой степи. Интересно, что всех детей удивил звездчатый гриб, своей формой и внешними особенностями.
К сожалению, в рамках данной статьи невозможно перечислить все возможные формы и методы работы по формированию экологической культуры у детей с ОВЗ. Я остановилась на наиболее интересных.
Роль экологического образования и воспитания в современном обществе сложно переоценить. Педагоги рассматривают формирование экологической культуры как сложный и длительный процесс утверждения экологического мировоззрения в сознании, чувствах, мышлении и действиях человека.
Педагог Зверев И.Д. подчеркивает важность индивидуальной и социальной ответственности в качестве показателей экологической культуры. Убеждена, что в проведенных и описанных мероприятиях, конкурсах, акций мы действительно постепенно формируем достаточный уровень индивидуальной экокультуры и помогаем детям с ОВЗ быть членами общества.
Итак, мы подробно рассмотрели вопрос о важном и значимом понятии современного общества «экологическая культура», кратко представили анализ данного феномена в контексте педагогической науки, систематизировали собственный опыт работы.
Литература
Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт,1999.
Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1993. С.12.
Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С.4.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. – С. 373.
Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: Эль–Фа, 1999. С.72.