Дидактическое коррекционное пособие «На лесной опушке» (Формирование элементарных математических представлений)
Всероссийский конкурс
для педагогов коррекционного обучения
на лучшую методическую разработку
«Наглядный материал в коррекционном обучении»
Предисловие
Конспект занятия адресован воспитателям, учителям-дефектологам, педагогам коррекционных школ. Данный материал рекомендуется как для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих отклонений в развитии. Я работаю в реабилитационном центре для несовершеннолетних в отделении для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Это ребята с особенностями в развитии. Мною представлен материал по развитию элементарных математических представлений у детей от 6 лет с учетом становления и развития их познавательной деятельности, психофизического состояния и возможностей. Разнообразный раздаточный материал позволяет детям проявлять фантазию, и в достаточной мере отрабатывать начальные математические умения и навыки.
Пояснительная записка
Название: «На лесной опушке»
Дисциплина: коррекционная педагогика
Тема: формирование элементарных математических представлений
Аудитория: дети в возрасте от 6 до 18 лет
Тип занятия: фронтальное, индивидуальное, групповое, работа парами.
Требуемые для работы знания и умения ребенка: для первого упражнения ребенок должен знать цифры от 1 до 12, знаком со значением знаков + и -
Ожидаемые результаты: у ребёнка сформирован навык счёта от 0 до 12 (количественный, порядковый счет в пределах 12).
- называет числа в прямом порядке до 12, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 12).
-соотносит цифру (0-12) и количество предметов.
- составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, уверенно пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
Цель: отработка начальных математических умений и навыков
Задачи:
- образовательная: способствовать накоплению умений считать до 12, уметь соотносить количество предметов с цифрой; учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
- воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
«На лесной опушке»
Дидактический наглядный материал
Доска с изображением лиственного дерева, ели, двух улиток. Между улитками наклеена липучка (для смены знаков + и -), под ней нарисован знак =.
Раздаточный материал. Белки, шишки, листья, жёлуди, цветы (по 12 штук ), 2 игральных кубика, сменные математические знаки + и -. Печатный раздаточный материал ламинируется.
Как играть:
Педагог устанавливает линейку с цифрами так, чтобы в окошечке находился знак вопроса. А между улиткам укрепляем знак +. Предложите ребенку бросить первый кубик, разместите его на спине улитки. Посчитайте, сколько точек на кубике, отсчитайте такое же количество, например, шишек. Пусть ребёнок разместит в произвольном порядке на ветках елки шишки. Затем попросите бросить второй кубик. Разместите второй кубик на спине другой улитки и также по числу точек разложите шишки на ёлке (или цветы на траве, или белок на траве, под дубом и ветвях деревьев, или листья или жёлуди на дубе). Спросите, сколько всего получилось шишек. Пусть ребенок сдвинет линейку так, чтобы в окошечке появился число, которое соответствует количеству предметов.
Если знак + усвоен и закреплён, то можно сменить + на -. В этом случае правила меняются. Ребёнок бросает сразу два кубика. Раскладывает на "полянке" разный материал, например, белок и шишек; и от большего количества предметов вычитаем меньшее. Линейку сдвигаем так, чтобы в окошке появился правильный ответ.
Рекомендации
Рисунок выполнен акриловыми красками. После нанесения красок на поверхность образуется не тускнеющее, стойкое покрытие, не смывается водой, не пачкает руки и одежду детей. В процессе игры просим ребёнка, по возможности, проговаривать свои действия и называть цвета и оттенки предметов. Обращаем внимание на употребление предлогов: на, под, между, перед, за.