Статья на тему «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования»
А.В. Колесникова,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 55 «Богатырь»
комбинированного вида города Белово»,
г. Белово, Кемеровская обл.
E-mail: saharok_10@mail.ru
Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования предпосылок естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через детскую деятельность по экспериментированию, а также вопросы диагностики естественно-научной грамотности.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, детская деятельность по экспериментированию, диагностика.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.
Наша задача, педагогов ДОО, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
Однако, в практической работе с детьми, сегодня возникает много проблем и вопросов, связанных с формированием предпосылок естественно-научной грамотности.
На наш взгляд становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.
В нашем дошкольном учреждении мы уделяем особое внимание формированию естественно-научных представлений у детей, т.к. у детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом.
Для более содержательной деятельности по формированию естественно-научных представлений, на основании парциальных программ Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска», нами составлена дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Хочу все знать». Программа позволяет шире исследовать окружающий мир, через опыт личных ощущений, действий, переживаний, экспериментирования с предметами и явлениями окружающего мира, делать на основании этого выводы, рассуждать.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Для организации детского экспериментирования созданы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, «Научная мини – лаборатория», «Картотека экспериментов для старших дошкольников», коллекции объектов и предметов окружающей действительности.
Научная мини-лаборатория способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования.
Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.
Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.
Работа по организации детской деятельности по экспериментированию в формировании естественно-научных представлений у дошкольников выстроена во взаимосвязи трех основных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО:
-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;
-совместная деятельность педагога и детей;
-самостоятельная деятельность детей.
В специально организованной деятельности у детей необходимо вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В совместной деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, при которой дети под руководством взрослого в процессе экспериментирования найдут решения проблемы. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам самостоятельной познавательной деятельности.
Определить уровень сформированности естественно-научных представлений, позволяет использование карт с игровыми диагностическими заданиями. Задания направлены на проверку способностей вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания, умения распознать, оценить, объяснить явления окружающей действительности.
Задания основываются на реальных жизненных ситуациях и объединены в тематические блоки. Каждое задание включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией.
Например, детям предлагаем ситуации из жизни, о том, что разные предметы в воде ведут себя по-разному: одни тонут, другие - всплывают. Дети должны с помощью карандаша сделать отметки в пустых окошках в соответствии со свойством предмета.
Рис.1 Группа заданий «Вода»
Карточки позволяет оценить уровень знаний детей по определенной теме.
Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию способствует повышению их познавательного интереса и, в целом, формированию предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников.
Список литературы
365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. – Мегабокс, 2010. - 309 с. - Текст : непосредственный.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2019. - 192 с. - Текст : непосредственный.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений[Текст]. - М., ТЦ Сфера, 2007. – 56 с. - Текст : непосредственный.
Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. - Текст : непосредственный.
Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград, 2011г. – 333 с. - Текст : непосредственный.
Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г. – 64 с. - Текст: непосредственный.
Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г. – 224с. - Текст: непосредственный.
Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2020. - 129 с. - Текст : непосредственный.