12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тамразян Тамара Тамразовна56
1

Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Тамразян Тамара Тамразовна, воспитатель первой квалификационной категории


Основная особенность дидактических упражнений определена их названием: это упражнения обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактических упражнений не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические упражнения относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических упражнений характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая те или иные дидактические упражнения, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении … также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом нужно учитывать, что полученные знания лучше всего применять в новых условиях, а этому как раз способствуют разнообразные дидактические игры.

Детей младшего дошкольного возраста привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие в дидактических упражнениях зависят от того, насколько дети овладели знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактические упражнения помогут чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознаность усвоения знаний.

Б.П. Никитин условно делит дидактические упражнения на три этапа. Каждому этапу упражнений соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Результативность дидактических упражнений зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о счётной деятельности, уровнем их игровых навыков и умений.

Игровая мотивировка помогает заинтересовать детей младшего дошкольного возраста, создает положительный эмоциональный настрой, способствует лучшему усвоению детьми материала. Значит, что начальное обучение математике должно осуществляться не только в организованной образовательной деятельности, но и в дидактических играх. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, умения и навыки в области математики.

Таким образом, дидактические упражнения создают оптимальные условия для успешного формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. И педагогу, организующему дидактические упражнения, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приёмах руководства этими упражнениями.

                                         

                                   


                                         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Радуга, 2007. - 323 с.

Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина.; - М., Просвещение, 1974 - 368 с.

Усачёв, А.А. Математика для самых маленьких [Текст] / А.А. Усачев - М.: Планета детства, Астрель, АСТ, переиздан 2014. - 64 с.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/ushinskij /. - Дата обращения 15.12.2016.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.