12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Загуменнова Алёна Юрьевна217
6

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНЕТИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ (ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

Загуменнова Алёна Юрьевна

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением иностранных языков",

г. Пермь

e-mail: 89223658293al@gmail.com

Научный руководитель

Линк Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образовании факультета педагогики и методики начального образования,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

e-mail: natalialink@gmail.com


Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения фонетических понятий в начальной школе. Предлагается использовать интерактивные упражнения, разработанные на онлайн-платформе LearningApps. Упражнения представлены в игровой форме, направлены на формирование умения оперировать фонетическими понятиями. Анализируется опыт использования материала в режиме дистанционного обучения во 2 классе.

Ключевые слова и фразы: фонетика; дистанционное обучение; интерактивные упражнения.


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНЕТИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ (ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)


Компьютеризация общества, ограниченность общения приводит, к сожалению, к снижению уровня овладения законами устной речи: стали чаще встречаться орфоэпические ошибки, нечёткое произношение, небрежная интонация. По мнению ученых, все это свидетельствует о необходимости более полного и глубокого изучения в школе вопросов фонетики, усилении внимания к культуре устной звучащей речи.

О значимости изучения фонетики говорили такие известные деятели науки, как И.А. Будуэн де Куртене, Л.В. Щерба, А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Д. Сидоров, Ж.В. Ганиев, С.В. Князев. Мы проанализировали лингвистическую литературу и выяснили, что при изучении языка, человек в первую очередь должен овладеть звуковой системой, а затем довести владение структурными средствами до автоматизма. Поэтому мы определили содержание основных фонетических понятий. Основными составляющими звукового потока являются сегментные и суперсегментные единицы. К сегментным единицам относят звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы. Суперсегментными единицами называются фонетические единицы, которые не являются отрезками речевой цепи, не могут существовать сами по себе, к ним относятся слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

Мы провели анализ программ и учебных пособий по русскому языку в начальной школе и выявили особенности интерпретации в них фонетических понятий. Изучение фонетики начинается с первого класса и включает в себя такие фонетические сегментные и суперсегментные единицы, как звук, слог, ударение.

Исследуя проблему формирования фонетических понятий, мы решили разработать мультимедийный дидактическое материал «Страна звуков» для обучающихся 2-х классов, которое будет способствовать развитию языковой компетенции, в частности, формированию ее фонетического компонента.

В связи с эпидемиологической ситуацией, сложившейся в стране весной 2020 года, был необходим экстренный переход всех школ на дистанционное обучение. Это обусловило разработку дидактического материала на онлайн-платформе, которое позволяет формировать умение оперировать фонетическими понятиями в режиме дистанционного обучения.

Мы использовали сайт LearningApps для создания мультимедийных интерактивных упражнений. Всего разработано 12 упражнений, четыре из которых в рамках нашего исследования мы предложили обучающимся 2-го класса одной из школ г. Чайковского, Пермского края.

Перчислим умения, формируемые с помощью дидактического мультимедийного материала «Страна звуков» (регламентированы ФГОС НОО):

умение различать звуки, выполнять фонетическую транскрипцию;

умение определять твёрдость/мягкость согласного звука, звонкость/глухость, парность;

умение выделять гласные звуки, определять ударный и безударный гласный звук;

умение ставить ударение в словах;

умение делить слова на слоги, определять их количество и т. д. [1].

Приведём несколько примеров упражнений, разработанных на онлайн-платформе LearningApps [2].

Упражнение «Бешеные скачки» предлагает второклассникам поучаствовать в скачках, передвижение в которых зависит от качества ответов на вопросы, связанные со знанием фонетических единиц (см. рис. 1). Каждый правильный ответ приближает участников к финишу. Соревноваться можно с компьютером или друзьями (родителями).

t1606153852aa.png

Рис. 1. Пример интерактивного упражнения «Бешеные скачки»

Следующее упражнение направлено на формирование умения определять ударный слог. Обучающимся предлагаются слова и три коробки, в которые нужно переместить слова в зависимости от ударного слога (см. рис. 2).

t1606153852ab.png

Рис. 2. Пример интерактивного упражнения «Ударение»

Еще одно упражнение «Обучающий тест по фонетике». Учащимся предстоит ответить на 10 вопросов, а затем посмотреть видео, где демонстрируется разбор заданий. Видео можно также посмотреть в случае затруднений (см. рис. 3).

t1606153852ac.png

Рис. 3. Пример интерактивного упражнения

«Обучающий тест по фонетике»

Решая практические задачи нашего исследования, мы провели опытную работу на базе одной из школ г. Чайковского. Она состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе мы взяли ранее разработанную версию входной диагностической работы для бумажного носителя и переработали в Google Форму (онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов). Цель данного этапа – выявление уровня сформированности умения младших школьников оперировать фонетическими понятиями. Мы предложили двум вторым классам выполнить разработанную в Google Форме входную диагностическую работу. Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: по среднему арифметическому и дисперсии можно утверждать, что выбранные группы значительно отличаются друг от друга по уровню сформированности умения оперировать фонетическими понятиями. 2 «в» класс более слабый, с ним мы и будем проводить дальнейшую работу. Следовательно, 2 «в» класс стал экспериментальной группой, а 2 «б» – контрольной.

В ходе формирующего этапа мы предложили второклассникам экспериментальной группы выполнить такие задания, как «Накорми животных» (см. рис. 4), «Правда или ложь», «Парочки», «Ударный слог». На протяжении двух недель обучающимся высылались ссылки на разработанные в LearningApps упражнения. Общение с обучающимися происходило в социальной сети «Вконтакте». Результаты выполнения заданий ребята присылали в виде фото или скрина экрана.

t1606153852ad.jpg

Рис. 4. Фото-отчёт о выполнении задания «Парочки»

Прокомментируем задания, предложенные нами обучающимся экспериментального класса. В задании «Накорми животных» необходимо “накормить” животных только теми продуктами, в названии которых ударение падает на тот же слог, что и в названии самого животного: [м’идв’э́д’] – [мал’и́на], [л’агу́шка], [арбу́с], [кошка] – [сас’и́ск’и], [мы́шка], [ры́ба].

Следующее задание приглашает младших школьников стать участниками игры «Правда или ложь», в которой необходимо выбрать ответ на предложенные высказывания, касающиеся, например, количества слогов в том или ином слове (см. рис. 5).

t1606153852ae.png

Рис. 5. Задание для дистанционного обучения «Правда или ложь»

Ещё одно упражнение «Парочки» (см. рис.6). Здесь необходимо найти слова, которые отличаются только одним звуком. Обучающиеся поочерёдно открывают карточки до образования всех пар, отличающихся одним звуком. [лук]–[л’ук], [кол’а]–[кол’й’а], [банка]–[бан’ка], [м’эл]–[м’эл’]. Задание направлено на формирование умения различать звуки и буквы, выполнять элементы фонетической транскрипции.

Дети с удовольствием выполняли разработанные нами упражнения, отправляли фото, родители оставляли положительные отзывы.

t1606153852af.jpg

Рис. 6. Фото-отчёт о выполнении задания «Парочки»

На третьем, контрольном, этапе была проведена итоговая диагностическая работа в экспериментальной и контрольной группе. Анализ её результатов показал, что средний балл выполнения заданий экспериментальной группы вырос после проведения дистанционных занятий с 8,5 до 11,08 баллов, а средний балл выполнения заданий контрольной группы вырос с 12,07 до 12,14. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выполнения входной и итоговой диагностических работ


Средний балл входной диагностической работы

Средний балл итоговой диагностической работы

Прирост

2 «в» класс, ставший экспериментальным

8,5

11,08

2,58

2 «б» класс, ставший контрольным

12,07

12,14

0,07


Мы видим, что прирост показателей экспериментальной группы значительно больше прироста показателей контрольной группы. Для определения достоверности совпадений или различий характеристик сравниваемых выборок было целесообразно использовать критерий Крамера-Уэлча. Данный критерий предназначен для проверки гипотезы о значимости различий.

Для этого вычислим по формуле значение t1606153852ag.gif входной и итоговой диагностической работы.

t1606153852ag.gif(входной) = (√(21∙24) ∙ ǀ12,07-8,5ǀ) / (√(21∙7,45 + 24∙7,58)) = ((504)∙3,57) / ((156,45+181,92)) = (22,45∙3,57) / 18,39 = 80,32 / 18,39 4,36

Сравним полученное значение с критическим значением t1606153852ah.gif = 1,96: 4,36 > 1,96, следовательно, характеристики сравниваемых выборок не совпадают на уровне значимости 0,05, то есть группы фактически не равны по уровню сформированности умения оперировать фонетическими понятиями.

t1606153852ag.gif(итоговой) = (√(21∙24) ∙ ǀ12,14-11,58ǀ) / (√(21∙7,18 + 24∙2,32)) = ((504)∙0,56) / ((150,78+55,68)) = (22,45∙0,56) / 14,58 = 12,57 / 14,37 0,87

Сравним полученное значение с критическим значением t1606153852ah.gif= 1,96: 0,87<1,96, следовательно, характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05, то есть группы фактически равны по уровню сформированности умения оперировать фонетическими понятиями.

Итак, результаты сравнения значения наших данных с критерием Крамера-Уэлча позволяют делать вывод о том, что выбранные группы стали практически равны по выбранной характеристике (уровню сформированности умения оперировать фонетическими понятиями) после проведения опытно-экспериментальной работы. Таким образом, можно утверждать, что положительная динамика результатов в экспериментальном классе связана с использованием мультимедийного дидактического материала «Страна звуков» для обучающихся 2-х классов.


Список источников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с. – (Стандарты второго поколения).

Web-приложение для создания интерактивных упражнений LearningApps [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 27.04.2020).





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 26.11.20 в 07:37 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.