Статья «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ»
Формирование у дошкольников умения устанавливать
причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Из опыта работы Яновой Т.В.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен быть интеллектуально развит и должен уметь:
видеть проблему и ставить вопросы;
доказывать;
делать выводы;
высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Актуальность данной темы в современное время очевидна. Интеллектуальное развитие ребенка — одна из основных задач педагогов, родителей. Владение способами и средствами познания дает ребенку возможность адекватно отражать, осознавать информационное пространство современного мира и ориентироваться в нем. Интеллектуально-познавательное действие совершается как во внешней, практической форме, так и в форме внутреннего умственного действия. Ведущие педагоги считают интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного развития человека, фактором повышения качества знаний, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Овладение интеллектуальными умениями способствует преодолению учебной нагрузки в школе за счет гибкости мышления. Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания. Любая деятельность человека имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие педагоги рассматривают умственные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи и отношения и др.
Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.
Рассуждение - вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других
Умозаключение - вид рассуждения, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные суждения
Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в обосновании определенного положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна
Задачи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно прогнозировать возможные изменения в состоянии объектов, явлений, событий и их причины, умения моделировать причинно-следственные связи между объектами, можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе, особенно в работе с детьми коррекционной группы.
Цель работы: развитие творческой и мыслительной активности, формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя методы и приёмы технологии ТРИЗ.
Формирование у ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Нельзя ожидать положительного результата, если игровые упражнения проводятся от случая к случаю. Для формирования умение устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений необходим системный подход.
Работу по формированию у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи начала с изучения соответствующей литературы, интернет – ресурсов, опыта других коллег.
Для успешного решения своей задачи пополнила соответствующую предметно - развивающую среду: изготовила развивающие дидактические игры «Задай вопрос», «Карусель вопросов», «Наши волшебники», пособие «Причина-следствие (многообразие)». Пополнила картинный материал.
Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений.
В старшей и подготовительной к школе группах необходимо учить детей путем рассуждений строить цепочки взаимосвязей разного вида, формировать умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений в состояния объектов, развивать способность моделировать причинно-следственные связи и отношения. Педагогу нужно учить их рассуждать, высказывать умозаключения, делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне.
В течение учебного года использую реальные возможности и специально создаю ситуации, посредством которых учу детей строить предположения на основе их знаний о свойствах материалов, сущности явлений, помогая им рассуждать, опираясь на них.
Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы. Например, дети знают, что суп едят металлической ложкой, потому что она имеет удобную форму и размер. Вместе с детьми выясняем, можно ли использовать для этого деревянную ложку, десертную, стеклянную, можно ли есть суп картонной ложкой, шумовкой. Дети устанавливают взаимосвязь материала и действия, которое необходимо выполнить, формы и функции предмета, строят предположения о том, что еще можно есть ложкой и почему (кашу, мороженое, торт, пудинг).
Дети знают из опыта, что резиновые предметы держатся на воде, но не все понимают, почему резиновые ластик или попрыгунчик опускаются на дно и тонут. Вместе с детьми устанавливаем опытным путем, что в надувной лодке, спасательном круге, резиновой игрушке есть воздух, за счет которого эти предметы плавают на воде и не тонут. Стоит выпустить воздух и предмет погружается в воду. На основе имеющегося опыта дети старшего дошкольного возраста могут прогнозировать возможные последствия какого-либо действия, события или явления. К примеру, дети хорошо знают, что будет, если попадешь под дождь без зонта. Предлагаю им подумать над тем, в каких ситуациях еще могут намокнуть одежда, тело человека. Отвечая на эти вопросы, дети мобилизуют свои знания, опыт, имеющиеся у них сведения об окружающем мире в поисках нужных взаимосвязей. Они приходят к выводу, что не только под дождем можно намокнуть, но и если упадешь в реку, лужу, попадешь под град или снег, который затем растает, превратится в воду, а в воде намокает большинство предметов.
Необходимо использовать любые ситуации, чтобы развивать у детей способность прогнозировать последствия событий. К примеру, пережидая на веранде дождь, размышляем, что было бы, если бы он очень долго не кончался. Или во время игры в группе предлагаю детям представить, что бы они стали делать, если бы вдруг из группы исчезли все игрушки. В следующий раз (перед обедом) дети предполагают, что было бы, если бы в магазинах продавались только сладости и на обед дети ели бы все время только конфеты, пирожные, варенье.
Сначала я использовала простые, знакомые детям взаимосвязи. Например, говорю детям на прогулке: «Скажите, что может случиться, если кто-то ест снег?» Помимо самой простой связи, на которую, очевидно, сразу укажут дети, — человек простудит горло и заболеет, подсказываю еще одну: «Что можно заметить, если снег растопить и рассмотреть воду?» Таким образом подвожу детей к еще одному последствию действия: снег грязный, в нем много микробов, от которых можно заболеть, поэтому его нельзя есть.
При затруднении детей в моделировании причин и следствий явлений провожу с ними индивидуальную работу, начиная с наглядно представленных простых взаимосвязей. Например, предлагаю показать сначала соответствующими картинками, а затем условными обозначениями отношения между хорошо знакомыми детям событиями и явлениями: пошел дождь — появились лужи; выпал снег — дети строят горку или лепят снеговика; светит солнышко — цветут цветы и т.д.
Дети не всегда могут сами предположить, каковы причины явления или его последствия. В таких случаях участвую в рассуждениях вместе с ними. Умение взрослого направить мысль ребенка, правильно поставить вопрос поможет детям понять зависимости и сделать необходимые выводы
Для обучения выстраиванию цепочек взаимосвязей использую приемы методики ТРИЗ, позволяющим детям не просто искать причинно-следственные зависимости, но проявлять при этом воображение, изобретательность. Это игры типа «Найди связь», «Невероятные фантазии».
В работе с детьми использую словесные игры типа «Закончи (продолжи) предложение», «Почему это произошло», «По какой причине произошли два события?», в ходе которых дети учатся понимать и объяснять причинно-следственные связи.
Также организую игры на прогнозирование возможных последствий чего-либо: «Что произойдет, если...».
Игра типа «Домино» развивает у детей умения устанавливать связи между объектами. Главное требование игры — обязательно пояснять свое действие: «Я кладу эту картинку, потому что...».
Один из эффективных способов формирования у старших дошкольников умения самостоятельно прогнозировать изменения в состоянии объектов, явлении, событии и их причины — создание проблемных ситуаций. Решая такие ситуации, дети учатся анализировать и сравнивать данные, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
В ходе работы над темой были изготовлены дидактические игры «Задай вопрос», «Карусель вопросов», «Наши волшебники», пособие «Причина-следствие (многообразие)». Был пополнен картинный материал; создана методическая папка с подборкой дидактических игр, конспектов и рекомендациями для родителей.
Результатом педагогической деятельности является то, что дети самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) умеют устанавливать и объяснять прямые и обратные наглядно представленные и скрытые связи, оперируя имеющимся опытом; способны прогнозировать возможные варианты последствий того или иного действия; владеют способами моделирования изменений объектов и событий, благодаря использованию игр, основанных на ТРИЗ-технологии.
Игры, основанные на ТРИЗ-технологии, помогают понимать и объяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между объектами, прогнозируют возможные последствия чего-либо. Игры подбирались в первую очередь такие, чтобы играть можно было в любое свободное время: перед занятием, на прогулке, как небольшая часть занятия.
Это свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ в работе с детьми.
Бакулина Майя Владимировна