Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи
Перспективное планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.
Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.
Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.
Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:
- подготовительный;
- этап вызывания звука;
- этап автоматизации звука;
- этап дифференциации звуков;
-этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.
Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).
Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.
I этап (подготовительный)
В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:
формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;
развитие чувства темпа и ритма;
нормализация речевого дыхания и голосообразования;
знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;
развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков
развитие основных двигательных навыков;
подготовка к анализу звукового состава слова.
II этап. Постановка звука (вызывание звука).
В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:
развитие фонематического слуха и восприятия;
формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
развитие силы и подвижности органов артикуляции;
нормализация речевого дыхания и голосообразования;
вызывание (постановку) звука;
усвоение доступных ритмических моделей;
формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
развитие ВПФ (психологической базы речи).
III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:
закрепление навыка правильного звукопроизношения;
нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;
формирование фонологической компетенции;
расширение лексико - грамматической компетенции;
развитие связной речи;
развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
развитие основных двигательных навыков и координации;
развитие ВПФ (психологической базы речи);
развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза
IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.
На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
закрепление правильного произношения и различения звуков;
нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи
расширение лексико-грамматической компетенции;
развитие связной речи;
развитие основных двигательных навыков и координации;
развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
развитие навыков языкового анализа и синтеза;
развитие ВПФ (психологической базы речи);
V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.
Количество занятий так же индивидуально для каждого ребенка и основными направлениями коррекционно-развивающей работы на этом этапе являются:
формирование у ребенка стойких умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ (психологической базы речи);
Планирование отражает в себе все основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.
Используемая литература:
Герасимова В. А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб. 2002
Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ
Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» – Ростов-на-Дону, «Феникс», С-Пб., «Союз» 2004
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – С-Пб., «Союз» 2004
Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.Пб.,1997
Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет – М., «ГНОМ и Д» 2003
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999
Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Москва «Просвещение» 2008
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||
Подготовительный этап Общее количество занятий: ФН (дислалия) 6-7 дизартрия 8-14 |
1. Формирование психологической готовности к занятиям. |
1. Установка на совместную с учителем-логопедом деятельность по устранению недостатков речи и регулярные занятия в кабинете. |
|||
1 |
1. Формирование понятий «Речь, «Звуки речи». 2. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 3. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха и мягкой голосовой атаки. 5. Развитие пальцевой моторики. |
1. Беседа о том, что такое « речь», как она формируется, какие звуки являются звуками речи и как они произносятся (демонстрация плаката с изображением ротовой полости и др.). 2.Артикуляционная гимнастика. Обучение приемам выполнения упражнений общего комплекса (статические и динамические упражнения). 3.Дыхательная гимнастика (с тактильным контролем); игры: "Веселая вертушка", "Загони шарик в лунку", "Свисток"; Фиксированный выдох со звуками: х-х-х, ф-ф-ф. 4. « Пропевка» гласных звуков (со средней силой голоса) У – У, АУ – АУ, АИУ Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе. 5. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с резиночкой, бусами и др. |
|||
2 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Развитие тактильного восприятия. 3.Развитие зрительно-моторной координации. 4. Развитие чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма хлопков). |
1.Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения). 2. Игра «Волшебный мешочек». 3.Обведение шаблонов, рисунков по пунктиру, штриховка и др. 4. Ритмические хлопки «Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты услышал», «1 11 111 1111», «Прослушай серию хлопков» . Подбор карточки к данному ритмическому рисунку. (с опорой на наглядность) |
|||
3 |
1. Дальнейшее знакомство с понятием «звук». 2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух неречевых звуков. 3. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 4. Развитие пальцевой моторики. |
1.Беседа с детьми / ребенком о том, какие звуки слышатся и производятся (речевые и неречевые), способах их формирования 2. Игра «Угадай какая коробочка сейчас звучала», «Найди пару звучащему коробку» «Отбери две одинаково звучащие коробочки»; «Отгадай, что звучит». 3. Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения). 4. Пальчиковая гимнастика, игры с бусами. |
1.Сообщение знаний о способах формирования звуков речи. 2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух речевых звуков. 3. Развитие артикуляционной моторики. 4.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха. 5. Развитие зрительно-моторной координации. |
1. Беседа о том, как формируются звуки речи; демонстрация плаката с изображением ротовой полости, прикладывание ладошки к горлу (тактильный контроль при вибрации голосовых складок). 2. Игра «Кто позвал?». 3. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс (статические и динамические упражнения)). 4. Игра "Веселая вертушка", "Выдох воздуха тремя толчками". 5. Обведение рисунков по контуру, штриховка. |
|||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
|||
4. Подготовительный этап |
1. Формирование мягкой голосовой атаки. 2. Развитие чувства темпа, ритма. 3. Развитие координации движений. |
1.Формирование у детей представлений о разнообразии речевых звуков. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.
|
1. Беседа о разных по звучанию звуках и способах их формирования. 2. Артикуляционная гимнастика (общеразвивающий комплекс (статические и динамические упражнения)). 3."Осенний листопад», проговаривание слогов на продолжительном выдохе, дыхательные упражнения с движениями. 4. Голосовые упражнения на усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе; МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. 5;6. Рече-двигательные игры и упражнения. |
|||
5 |
1. Знакомство со звуком (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука). 2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений. 3.Формирование длительного фонационного выдоха. 4.Развитие силы голоса, преодоление твердой атаки гласных. 5.Развитие внимания и зрительной. памяти. |
1. Беседа о том, как формируется данный звук; показ артикуляционного уклада перед зеркалом, показ профиля данного звука, имитация положения языка кистью руки; прикладывание ладошки к горлу (тактильные ощущения вибрации голосовых складок). Знакомство с символом, обозначающим данный звук. 2.Артикуляционная гимнастика (разучивание комплекса специальных упражнений, направленных на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 3. Дыхательная гимнастика; игра «Загони мяч в ворота»; «Осенний листопад». 4. Голосовые упражнения; усиление и ослабление голоса без паузы; на одном выдохе; игра «Эхо». 5.Игры «Найди 10 отличий», «Чего не стало?». |
6. ФН (дислалия) 5-7 ФФНР, дизартрия |
1. Развитие пальцевой моторики. 2. Развитие чувства ритма. |
1. Закрепление знаний о звуке (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука, карточка- символ звука). 2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
|
1. Игра «Хлопни в ладоши, если я сказала правильно» 2. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 3.Игры с бусами; шнуровка; игра «Золушка». 4.Ритмические хлопки без зрительного контроля. «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку по числу ударов», «Отхлопай ритм» (без опоры на наглядность) – изолированные удары, серия простых ударов. |
||
7 |
1. Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение 1-го ударного гласного звука в слове 3. Развитие силы голоса. 4. Формирование интонационной выразительности речи и логического ударения. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 2. Подними нужную карточку (символ звука), когда услышишь звук. 3.Голосовые упражнения. Произнесение предложения с изменением силы голоса «Катя купила цветы» (тихо, громко, шепотом, спокойно; с различной интонацией (вопросительная (АУО?, АУО?, АУО?) повествовательная, восклицательная интонация.»; 4. Диалог с использованием различного смыслового интонирования (утвердительный ответ на поставленный вопрос). |
|||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||
I Подготови- тельный этап Общее количество занятий: ФН (дислалия) 6-7 ФФНР, дизартрия |
1. Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Развитие навыка различения правильно произносимых звуков на слух. |
1. Анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи). 2. Развитие пальцевой моторики. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука). 2. Игра «4-й лишний» (три слова начинаются на изучаемый звук, а одно- на другой). 3. Игра «Живые звуки». 4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения); «Дружная семья»; «Засолка капусты», «Пальчики здороваются», «Замок» и др. |
||
9 |
1 Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Выделение звука из ряда слогов и слов. 3. Анализ обратного слога типа АП. Выделение последнего согласного из слов типа МАК. 4. Развитие пальцевой моторики. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука). 2. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук..». 2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинается на изучаемый звук, а одно- на другой). 3. Игра «Живые звуки», «Отбери только те картинки, в названиях которых звук ___ слышится в конце слова». 4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения |
|||
10 |
1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2.Формирование длительного фонационного выдоха. |
1.Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа МАК. 2. Развитие пальцевой моторики. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения) «Фокус»; «Подуй в пузырек». 3. «Отбери только те картинки, в названии которых изучаемый звук слышится в начале слова» «Подними карточку-символ гласного звука, который ты услышишь в середине слова». 4. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с « резиночкой », др. |
||
11 |
1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2.Формирование длительного фонационного выдоха. 3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ прямого слога типа СУ. 4.Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa-та, та-та; та-та-та, та-та-та. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения). 3. Игра «Живые звуки». Составление звуковых схем. 4. Проговаривание серии слогов (из правильно произносимых звуков) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем-логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку. |
|||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||
I Подготови- тельный этап Общее количество занятий: 12 |
1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2.Формирование длительного фонационного выдоха. |
1.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ слов типа СУП. 2. Развитие слухового внимания и памяти на линейный ряд состоящий из 4-х, 5-ти, 6-ти элементов. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения). 3.Определение позиции изучаемого звука в слова. «Раздели картинки на две группы по месту звучания звука в слове», составление звуковых схем. 4. Проговаривание серии слогов в определенной последовательности (правильно произносимых), учитель-логопед называет предметы в определенной последовательности, а ребенок выкладывает их в заданной последовательности (по памяти). |
ФН (дислалия) 6-8 дизартрия – 8-15 13 |
1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2.Формирование длительного фонационного выдоха. |
1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов типа ЗУБЫ. 2. Развитие мелкой моторики рук и зрительного внимания. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры. 2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения). 3.Деление слов на части (слоги), составление звуко-слоговой схемы, подбор слов к звуковой или слоговой схеме. 4. Собирание бус (по карточке с определенным узором). |
||
Проведение элементарного ручного массажа воротниковой и артикуляционной зон, пассивных артикуляционных упражнений для губ и языка. |
|||||
II Этап Вызывание(постановка) звука Количество занятий: ФН (дислалия) 2-5 ФФНР, дизартрия |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. |
1. Формирование длительного фонационного выдоха. 2. Развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Насос», «Фокус», «Листопад». 4.Пальчиковая гимнастика, обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, гимнастика и др. |
||
2 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. 3.Формирование длительного фонационного выдоха. 4. Развитие ВПФ. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Бабочка», «Фокус», «Листопад», «Загоним мяч в ворота». 4. Игры «Чего не стало?», «Найди ошибку художника» и т.д. |
|||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||
3 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. 3.Формирование длительного фонационного выдоха 4. Развитие графо-моторных навыков |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры; 2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный) 3. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильной воздушной струи) 4. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка |
4 |
1.Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2.Формирование длительного фонационного выдоха. 3. Вызывание звука 4. Развитие силы голоса. 5. Развитие пальцевой моторики. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильной воздушной струи). 3.Вызывание/ постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный способ). 4. Голосовые упражнения. 5. Пальчиковая гимнастика пассивная /активная, статические упражнения, динамические упражнения, массаж кистей рук. |
|||
5 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. 3. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики. 4. Развитие ВПФ. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой , шнуровка, пальчиковая гимнастика и др. 4. Игры «найди 10 отличий» «4-й лишний» и т.д. |
|||
6 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. 3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa-та, та-та; та-та-та, та-та-та. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Игра «Живые звуки»; составление звуковых схем к словам. 4. Проговаривание серии слогов (используются только правильно произносимые звуки) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем- логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку. |
|||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||
II Этап Вызывание (постановка) звука Количество занятий: ФН 7 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. |
1. Формирование навыков слогового анализа и синтеза. 2. Развитие ВПФ и пальцевой моторики. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Деление слов на части (слоги) Составление звуковых схем, подбор слов к звуковой схеме. 4. Кубики Никитина («Собери кубики так, чтобы получ |
(Дислалия) 2-5 ФФНР, Дизартрия 5-8 8 |
1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции. 2. Вызывание звука. |
1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза. 2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений. |
1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры. 2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный). 3. Составление звуко-слоговых схем, подбор слов к звуко-слоговой схеме. 4. Рече-двигательные игры и упражнения. |
||||||||||||
III Этап Автоматизация звука Количество занятий: ФН (дислалия) 10 ФФНР, Дизартрия -16 1 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука изолированно в прямых слогах, словах. 2. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики. |
1. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa-та, та-та; та-та-та, та-та-та. 2. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов. |
1,3,4. Многократное произнесение поставленного звука (утрированно), звукоподражание, отраженное проговаривание слоговых рядов (длительно, прерывисто, тихо, громко, шепотом, с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности), проговаривание слов (звук в начале слова). 2. Обведение рисунков по контуру, штриховка, повторение орнамента. |
||||||||||||
2 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, словах и чистоговорках, содержащих данные слоги. 2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений. 3. Развитие внимания и зрительной памяти. 4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1, 3,4. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов и чистоговорок (звук в начале слова), содержащих данные слоги, самостоятельное называние слов по картинке, игры «Доскажи словечко!», «Чего не стало?», «Что появилось?». 2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок в ритме марша). |
|||||||||||||
3 |
1.Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, звуковых комплексах типа ГСГ, словах (звук в середине слова). 2. Развитие навыка слогового анализа и синтеза. 3.Расширение лексико-грамматической компетенции. 4. Развитие мелкой моторики. |
1, 3.Отраженное проговаривание различных звукокомплексов, слов (звук в середине слова), чистоговорок; игра «Кого или что нарисовал художник?». 2. Игра «Добавь заданный слог в начало/конец слова и назови слово целиком» (игра с мячом). 4. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения), Игра «Ежик» (прикрепление прищепок к шаблону «ежик» с проговариванием слогов, слов). |
|||||||||||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||||||||||||
4 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в обратных слогах, в словах и чистоговорках, содержащих данные слоги. 2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений. 3. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти на линейный ряд. 4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1,3, 4 . Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов (звук в конце слова) и чистоговорок, содержащих данные слоги; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке, и называние предметов/картинок по памяти в определенной последовательности (одновременное предъявление 3,4,5-ти картинок) игры «Один-много» «Скажи ласково» (можно использовать мяч). 2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок, дирижируя). |
|||||||||||||
5 1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах. 2. Усвоение доступных ритмических моделей слов. 3. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов. 4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики. |
1,2, 3. Отраженное проговаривание слоговых рядов с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности, заданной логопедом); проговаривание слов со стечением согласных. 4.1 Обведение шаблона «Солнышко»; 4.2.Вырезание ножницами данного шаблона. 4.3; 1.игра «Солнечные лучики » (прикрепление прищепок к шаблону «Солнышко », сопровождающееся проговариванием слогов). |
||||||||||||||
6 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового составаи чистоговорках, 2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на линейный ряд. 3.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, содержащих данные слоги, и чистоговорок; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке. 2. Проговаривание слов различного звуко-слогового состава, называемых учителем -логопедом в определенной последовательности. 3.Игры «Кто где живет?» «Кто чем работает?» «Из чего сделан предмет?» «Скажи наоборот», « Жадина» (мой, мое, моя, мои), отгадывание загадок; (можно использовать мяч). |
|||||||||||||
7 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава и чистоговорках, содержащих данные слоги. 2. Развитие фонологической стороны речи. 3.Расширение лексико-грамматической компетенции. 4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики |
1. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, содержащих данные слоги, и чистоговорок; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке. 2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинаются на один звук, а 4-е на другой). 3. Игры «Кто как передвигается», «Кто как голос подает?» «Кто что умеет?». 4. Обведение рисунков по контуру, выкладывание различных фигур с помощью палочек или резинок, пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения.), «Повтори узор» на листе бумаги. |
|||||||||||||
8 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава и чистоговорках, содержащих данные слоги. 2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 3. Расширение лексико-грамматической компетенции. 4.Развитие зрительно-пространственного восприятия. |
1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке. 2. Работа со звуковыми схемами. 3. «Прослушай слова и скажи, какое из них обозначает транспорт, (фрукт, обувь и т.д.)» «Что какие звуки издает?». 4. «Назови картинку, которая находится в левом верхнем |
|||||||||||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||||||||||||
9 |
1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава, чистоговорках, потешках. 2. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. 3 Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке. 2. Подобрать слово на заданный звук, слог; подобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук; игра «Добавь слог/звук и назови получившееся слово целиком». 3. Игры «Доскажи словечко», «Скажи, какой будет предмет/суп/сок и т.д…если он сделан/приготовлен из…». |
|||||||||||||
10 1.Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах различного слогового состава , чистоговорках. 2.Развитие фонологической стороны речи. 3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1. Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке, 2. Называние только тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук; определение позиции звука в данных словах. 3. Работа со звуковыми схемами (подбор слов с изучаемым звуком к звуковым схемам, составление звуковых схем). Игры: «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук»; разгадывание ребусов, шарад. 4. Игры «Доскажи словечко», «О чем мечтает Буратино». |
||||||||||||||
11 |
1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях. 2. Формирование лексико-грамматической компетенции. 3. Развитие памяти на линейный ряд. 4. Развитие зрительно-пространственного восприятия. |
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком. 1.2. Заучивание и проговаривание скороговорок, чистоговорок и потешек. 2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение; работа с деформированной фразой; игра «Поправь меня». 3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в них. 4. «Назови картинку, которая находится справа от…, слева от …». |
|||||||||||||
12 |
1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях. 2. Формирование навыков языкового анализа 3.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком. 1.2.Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок. 2. Выделение слова содержащего изучаемый звук из состава предложения, определение позиции данного слова в предложении, составление звуко-слоговой схемы данного слова. 3. Игра «закончи предложение», «исправь предложение» «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д. |
|||||||||||||
13 |
1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах. 2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений. 3. Развитие навыков связной речи. |
1. Проговаривание скороговорок, стихов, на изучаемый звук. 2. Рече-двигательные игры и упражнения, лого-ритмические упражнения. 3. Составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок. |
|||||||||||||
14 |
1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие навыков связной речи. 3. Развитие словесно-логического мышления. |
1. Проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком 2. Составление рассказа по опорным словам или с творческим концом. 3. Игра «Объясни словечко», «4-й лишний» (с объяснением). |
|||||||||||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
||||||||||||
III Этап Автоматизация звука Количество занятий 15 |
1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах, связной речи. 2 Развитие навыков языкового анализа |
1. Развитие навыков связной речи. 2. Развитие внимания, мышления. |
1. Проговаривание скороговорок, стихов с изучаемым звуком 2. Пересказ небольшого рассказа. 3. «Вспомни все слова со звуком__, которые ты услышал в рассказе»; работа по составлению звуко-слоговыми схемами. 4. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением). |
||||||||||||
(дислалия) 10 ФФНР, дизартрия 16 16 |
1.Расширение фонетико-фонологической компетенции 2. Развитие навыков связной речи |
1. Развитие словесно-логического мышления. |
1. Заучивание и проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком. 1.2. Составление звуковых схем слов, используемых в данных играх. 2.Составление описательного рассказа (с использованием схем и символов) 3. Игра «Объясни словечко», «4-й лишний» (с объяснением). |
||||||||||||
IV Этап Дифференциация звуков Количество занятий: ФН (дислалия) 10 ФФНР, дизартрия 14 |
1.Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах. 2. Развитие фонологической компетенции. |
1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 2. Развитие зрительно-пространственного восприятия. 3.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Доскажи словечко», «4-й лишний». 2. Игра «Раздели картинки на две группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова). 3. Игра «Добавь нужный звук в начало / конец слова и назови слово целиком» Составление звуковых схем. 4, 5.«Скажи где находится картинка (относительно другой/других между, под и т.д.…». |
||||||||||||
2 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах. 2. Развитие фонологической компетенции. 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1;4.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); называние картинок, Игры «Скажи наоборот» (слоги), «О чем мечтает Буратино». 2. «Раздели картинки на три/четыре) группы» (с проговариванием слов) (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отсутствие изучаемых звуков в слове ). 3. «Добавь нужный звук/слог в начало/конец слова и назови слово целиком» «Составь звуко-слоговую схему получившегося слова»). «Подбери к звуко-слоговой схеме предметную картинку». |
|||||||||||||
3 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах. 2. Развитие навыков звукового/слогового анализа и синтеза. 3. Развитие навыка определения ритмических моделей слов. 4.Расширение лексико-грамматической компетеции. |
1,4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «4-й лишний» (3 слова с одним зв., а 4-е со 2-м изучаемым звуком 2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуко-слоговыми схемами. 3. Определение ритмического рисунка слов: вата-тата. 4. «Раздели картинки на две (три/четыре) группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отутствие изучаемых звуков в слове );игра «Прятки (За кем / за чем спрятался гномик?)» |
|||||||||||||
4 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, чистоговорках. 2. Развитие навыков звукового/слогового анализа и синтеза. 3. Развитие зрительного внимания, памяти. 4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1, 4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Чему, кому обрадовался Петя»; разучивание чистоговорок. 2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуковыми схемами. 3. Рассмотри картинку (сюжетная картина) найди на ней и назови только те предметы, в названии которых есть звук…/оба звука. «Назови все эти слова по памяти, не глядя на картинку». |
|||||||||||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
5 1. Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях и чистоговорках. 2.Расширение лексико-грамматической компетенции. 3. Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении.. |
1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками. 2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение, работа с деформированной фразой. 3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в нем. |
|||||
6 |
1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах и предложениях. 2. Расширение лексико-грамматической компетенции. 3.Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении. |
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками 1.2. Разучивание скороговорок. 2. Игра «закончи предложение», «исправь предложение», «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д. 3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в нем. |
||||
7 |
1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях, чистоговорках и скороговорках. 2.Развитие навыков языкового анализа. 3.Расширение лексико-грамматической компетенции 4. Развитие мелкой моторики рук. |
1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, скороговорок и чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками 2. Выделение слов содержащих изучаемые звуки из состава предложения, определение позиции данных слов в предложении, составить звуковую схему одного из слов. 3. Составление предложений по опорным словам. 4. Пальчиковая гимнастика, игра «Золушка». |
||||
8 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие навыков связной речи. 3. Развитие словесно-логического мышления. 4. Развитие внимания и зрительной памяти. |
1. Заучивание стихов, и проговаривание скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2. Составление рассказа по сюжетной картинке. 3. 4. Игра «5-й лишний» (с объяснением), (на картинке 5 предметов; ребенок должен их запомнить, назвать, выделить лишний и объяснить, почему он лишний). |
||||
9 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 3. Развитие словесно-логического мышления. 4. Развитие связной речи |
1. Проговаривание стихов и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками 2. « Составь слово из первых звуков следующих слов…….». 3. Игра «Объясни словечко» (с объяснением). 4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
||||
10 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие навыков связной речи. 3. Развитие словесно-логического мышления. 4. Развитие слуховой памяти и внимания. |
1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2. Придумывание рассказа по опорным словам. 3. Игра «4-й / 5-й лишний» (с объяснением), (ребенок, прослушав 4-5 слов должен их запомнить, назвать в определенной последовательности, выделить лишний и объяснить, почему он лишний). |
||||
Этап работы |
Задачи занятия |
Цели занятия |
Виды работ |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 3. Развитие словесно-логического мышления, внимания. 4. Развитие навыков связной речи. 5. Развитие графо-моторных навыков. |
1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2;5.Соедини все точки линией и назови предмет, который получился; составь звуко-слоговую схему к этому слову. 3. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением). 4.Творческая концовка рассказа. |
||||
12 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие связной речи. 3. Развитие словесно – логического мышления. 4. Развитие графо-моторных навыков. |
1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2. Работа с деформированным текстом. 3. Игра «Объясни пословицу / поговорку». 4. «Обведи по контуру и заштрихуй»; «Повтори орнамент». |
|||
13 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие связной речи. 3. Развитие памяти на линейный ряд. 4. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. |
1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2. Пересказ небольшого рассказа. 3, 4. Повтори 2-е предложение из прослушанного рассказа; назови 2-е слово из этого предложения и составь к нему звуковую схему. |
|||
14 |
1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи. 2. Развитие связной речи. 3. Развитие словесно-логического мышления. 4. Развитие графо-моторных навыков. |
1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками. 2. Составление описательного рассказа. 3. Игра «Объясни словечко». 4. Графический диктант. |
|||
V этап Формирование коммуникативной компетенции Количество занятий индивидуально для каждого ребенка |
1.Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. |
1, 2. Беседа на заданную тему; составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок; составление описательных рассказов, рассказа по опорным словам, творческая концовка рассказа, пересказ небольших рассказов, инсценировки сказок. Игра «Объясни словечко» «4-й лишний» (с объяснением) и т.д. |
Сидорова Зоя Григорьевна
Дёмшина Ирина Петровна