Статья «Формирование хронологических умений на уроках истории»
Формирование хронологических умений на уроках истории
Общеизвестно, что без знания дат исторических событий невозможно хорошо знать историю. Даты исторических событий – это основополагающие понятия, без знаний которых невозможно знать такой предмет, как история.
Изучая историю, учащиеся должны знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше, а какое позже, какое событие относится к данной дате. О том, что учащиеся должны знать даты исторических событий свидетельствуют контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по истории, когда учащимся нужно расположить в хронологической последовательности заданные события и установить соответствие между событиями и годами (задание № 1, №2 ОГЭ, задания №1, №2, частично № 11 ЕГЭ). Также задание расположить события в хронологической последовательности встречается и во Всероссийских проверочных работах по истории в 8 классе.
Тема формирования хронологических знаний и умений на уроках истории была актуальна всегда. Многие обучающиеся запоминают даты исторических событий путем механического заучивания. А это приводит к тому, что выучив даты к конкретной теме урока, через некоторое время они их забывают, путают, с трудом могут вспомнить.
Изучение истории в основной школе начинается с изучения истории Древнего мира. Поэтому, на мой взгляд, основы хронологических знаний и умений должны быть заложены с 5 класса, а именно с первого урока.
При изучении истории Древнего мира в 5 классе изучают не так много дат, как в 6-9 классах. И для того чтобы, начиная с 5 класса механическое заучивание дат превратить в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий, учитель должен использовать разнообразные формы работы с датами, выделяя для этого время на каждом уроке.
Сегодня Вашему вниманию я хочу представить свой небольшой опыт формирования хронологических знаний и умений, рассказать, какие способы формирования хронологических знаний и умений использую в своей практике.
Предлагаю некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать даты на уроках.
Начинаю я формирование хронологических умений и знаний, как и многие мои коллеги, с простого тестирования, постепенно переходя к изучению и запоминанию хронологических событий по схеме: «раньше» и «позже». Задания мною даются после изучения отдельно взятой темы или параграфа. Например, возьмем тему «Поход Александра Македонского на Восток». В этой теме основные даты это:
334 г. до н. э. – битва на реке Граник,
333 г. до н. э. – битва близ города Исс,
331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,
330-327 гг. до н. э. – походы Александра Македонского в Среднюю Азию,
327 г. до н.э. – поход в долину Инда
323 г. до н. э. – смерть Александра Македонского
Учащимся можно предложить следующие задания:
1. Какое из названных событий произошло в 334 г. до н.э?
А) битва при Иссе Б) битва у реки Граник В) битва у селения Гавгамелы Г) битва при Херонее
2.Какое из названных событий произошло раньше всех?
А) битва у селения Гавгамелы Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у реки Граник
4. Какое из названных событий произошло позже всех?
А) битва у реки Граник Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у селения Гавгамелы
5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) битва у селения Гавгамелы Б) битва у реки Граник В) поход в долину Инда Г) битва при Иссе
|
|
|
|
Использую тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат исторических событий. Это задание можно использовать в двух вариантах.
Вариант № 1.
Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.
Вариант № 2.
Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату. Назовите, какое событие произошло в этом году. А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.
Для формирования хронологических умений и навыков можно использовать и такие задания:
Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу под соответствующими цифрами.
А | основание Рима. |
| 280 год до н. э. |
Б | установление республики в Риме. |
| 753 год до н. э |
В | нашествие галлов. |
| 390 год до н. э |
Г | войны Рима с Пирром. |
| 509 год до н. э |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Также на уроках для проверки знаний дат и событий использую такие задания. Дается небольшой текст, в котором пропущены даты исторический событий и учащиеся должны вписать эти даты.
Прочитайте текст. Вместо точек проставьте пропущенные даты.
Предводителем персов был Кир. В …..( 550 г. до н.э.) он поднял восстание против мидийского царя и разгромил его войско. В…..(546 г. до н.э.) Кир осадил лидийского царя Креза в его столице победил и взял в плен. В….. (538 г. до н.э.) Кир торжественно вступил в Вавилон. Сын Кира продолжил завоевания и в….. (525 г. до н.э.) захватил Египет.
Изгнав Тарквиния Гордого и установив в ….. (509 до н.э.) республику римляне стали выбирать из патрициев двух правителей - консулов. В …. (390 г. до н.э.) над Римом нависла угроза. Через Альпы в Италию вторглись галльские племена. Ведя непрерывные войны, римляне, начали поодиночке подчинять область за областью. Город Тарент – самый богатый греческий город обратился за помощью к выдающемуся полководцу Пирру. В ….. (280 г. до н.э.) Пирр высадился в Италии.
На уроках для учащихся можно успешно использовать карточки с хронологическими уравнениями, которые напоминают арифметические примеры, где учащиеся должны прибавить, вычитать, разделить. Хронологические уравнения тоже можно использовать разными способами.
СПОСОБ № 1
Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие.
1.(Битва при Херонеи+ битва у реки Граник): 2 – 5 = Х
Ответ: (338 + 334): 2 – 5 = 331 битва у Гавгамелы
2.(Нашествие Ксеркса на Элладу + начало реформ Солона): 2 – 28 = Х Ответ: (480 + 594): 2 – 28 = 509 установление республики в Риме.
3.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 6 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 6 = 479 битва при Платеях
4.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 95 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 95 = 390 нашествие галлов на Рим.
5.(отмена долгового рабства в Риме + битва у реки Граник):2+1= Х Ответ: (326 + 334):2+1= 331г до н.э. битва у Гавгамелы
6.(приход к власти Юлия Цезаря в Риме + морское сражение у мыса Акций): 2+4 = Х Ответ: (49 + 31): 2+4 = 44 г до н.э. убийство Юлия Цезаря.
7.(вторжение войск Ганнибала в Италию + битва у города Зама + битва при Каннах): 2 + начало восстание под предводительством Спартака –2 = Х Ответ: (218 + 202 + 216) : 2 +( 74 )–2 = 390 нашествие галлов на Рим.
Такие же карточки использую в 6 и 7 классах.
Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие. 6 класс
(начало правления князя Владимира + Крещение Руси): 2 – 12 = Х ответ: (980 +988= 1968:2=984-12=972 убийство князя Святослава)
(Невская битва + Ледовое побоище): 2 – 4 = Х ответ: (1240 + 1242 = 2482 : 2 =1241 – 4 = 1237 – начало монгольского нашествия на Русь
(битва на реке Калке + начало монгольского нашествия на Русь): 2 + 10 =Х ответ: (1223 + 1237 = 2460: 2 =1230 + 10 = 1240 Невская битва)
(первое упоминание о Москве + битва на реке Калке): 2 = Х Ответ:(1147 + 1223=2370 : 2 = 1185 – поход князя Игоря против половцев)
(Куликовская битва + Невская битва): 2 + 5 = Х ответ: (1380 + 1240 = 2620: 2 = 1310 + 5 =1315 – начало правления Гедимина)
СПОСОБ № 2
Найдите значение выражения, заменив названия исторических событий их датами.
Если к сумме дат начало восстание Спартака и захват Цезарем власти в Риме прибавить число 10, то получите дату земельного закона Тиберия Гракха в Риме. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (74+ 49) + 10 = 133
Если из суммы дат нашествие галлов на Рим и начало войны римлян с царем Пирром вычесть число 161, то получите дату установления республики в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (390+ 280) – 161 = 509
Если из суммы дат взятие Рима готами и разрушение города Коринфа вычесть число 44 и прибавить 100, то получите дату разрушения Ниневии. Запишите пример цифрами. Ответ: (410 + 146) – 44 +100 = 612
Если к сумме дат, указ императора Константина, разрешавший христианам открыто молиться и земельного закона Тиберия Гракха прибавить дату перенесения столицы империи в Константинополь, то получите дату первых Олимпийских игр. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (313 + 133) + 330 = 776
Если из суммы дат нашествие битва при Фарсале и убийство Цезаря вычесть дату битвы при Филиппах, то получите дату захвата Цезарем власти в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (48 + 44) – 43 = 49
Также на уроках я использую карточки-задания с головоломками. Например, судоку – головоломка с числами. Игровое поле судоку представляет собой квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Все игровое поле состоит из 81 клетки, но я использую пока только 27 клеток. В начале игры в этих клетках стоят некоторые числа, которые являются подсказками. Ученик должен заполнить свободные клетки цифрами (датами исторических событий) от 1 до 9, так чтобы в каждом столбце, в каждой строке каждая цифра встречалась только один раз. Я делю вот это задание на уровни: простой уровень, сложный уровень. В простом уровне можно чтобы цифры повторялись, а в сложном нет. Но сложном уровне можно чтобы даты исторических событий повторялись.
Простой уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.
Ответы.
146 г до н.э. – разрушение римлянами Карфагена
202 г до н.э – битва у города Зама
338 г до н.э. – битва при Херонее
776 г до н.э. – первые Олимпийские игры
480 г до н.э. – Саламинское сражение
509 г до н.э. – установление республики в Риме
326 г до н.э. – отмена долгового рабства в Риме
479 г до н.э. – сражение при Платеях
218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию
Сложный уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.
Ответы
753 г. до н.э. – основание Рима
218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию
490 г. до н.э. – Марафонская битва
538 г. до н.э. – взятие Вавилона персами
216 г. до н.э. – битва при Каннах
480 г. до н.э. – сражение при Фермопилах
612 г. до н.э. – разрушение Ниневии
Также для учащихся интересны задачи-головоломки как Кроссдат.
Кроссдат – задача-головоломка – заполнение цифрами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные даты. Эту задачу-головоломку можно использовать разными способами. Первый способ: можно взять даты за два класса по истории России. Второй способ: можно взять даты за один класс, но, чтобы это были даты по истории России и по всеобщей истории. Третий способ: даты по истории России за несколько классов.
СПОСОБ №1
Вопросы. По горизонтали: 4. Невская битва. 6. Началопохода Ермака в Сибирь 7. Взятие Смоленска русскими войсками. 8. Начало правления Василия I в Москве. 9. Битва на реке Калке. 10. Издание Судебника Ивана IV.
По вертикали: 1. Начало правления князя Ярослава Мудрого. 2. Начало правления князя Владимира Мономаха. (Создание летописи «Повесть временных лет»). 3. Грюнвальдская битва. 5. Начало правления Гедимина в Великом княжестве Литовском.
Ответы. По горизонтали: 4. 1240. 6. 1581. 7. 1514. 8. 1389. 9. 1223. 10. 1550.
По вертикали: 1. 1019. 2. 1113. 3. 1410. 5. 1315.
СПОСОБ № 2
Вопросы. По горизонтали: 4. Начало Реформации в Англии. 6. Создание Дж. Уаттом паровой машины. 7. Начало правления Василия III. 8. Начало Смоленской войны. 9. Казнь Джордано Бруно на костре. 10. Провозглашение Ивана IV царем.
По вертикали: 1. Открытие Нового света Х.Колумбом. 2. Грюнвальдская битва. 3. Начало Реформации в Германии. 5. Начало кругосветного путешествия Ф. Магеллана
Ответы: по горизонтали: 4. 1534. 6. 1784. 7. 1505. 8. 1632. 9. 1600. 10. 1547.
По вертикали: 1. 1492. 2. 1410. 3. 1517. 5. 1519.
Вопросы. По горизонтали: 4. Освобождение Москвы от поляков. 6. Начало правления Петра II. 7. Вечный мир с Речью Посполитой. 8. Медный бунт в Москве. 9. Переяславская Рада. 10. Основание Петербурга.СПОСОБ №3
По вертикали: 1. Ледовое побоище. 2. Сражение у мыса Гангут 3. Избрание на царство М. Романова. 5. Начало правления князя Ярослава Мудрого.
Ответы. По горизонтали: 4. 1612. 6. 1727. 7. 1686. 8. 1662. 9. 1654. 10. 1703.
По вертикали: 1. 1242. 2. 1714. 3. 1613. 5. 1019.
Все эти задания можно применять на уроках в разных формах: для закрепления, изученного на уроке материала, для индивидуальной, парной или коллективной проверки знаний хронологического материала, для проведения контрольных и интеллектуально-познавательных мероприятий. Такие задания, на мой взгляд, повысят интерес учащихся к изучению хронологического материала и обеспечат более глубокое усвоение учебного материала. Также можно: во-первых, используя индивидуальный подход узнать пробелы в знаниях конкретного ученика, а во-вторых, узнать какой хронологический материал нужно повторить.
При формировании хронологических знаний и умений необходимо соблюдать ряд условий. Первое условие – регулярность использования заданий. Второе условие – разнообразие и чередование данных заданий. Если они на каждом уроке будут выполнять одни и те же задания, то у учащихся пропадет интерес к выполнению таких заданий. Третье условие – выполнение данных заданий в игровой форме, для того чтобы сделать этот род занятий для детей интересным, увлекательным и ненавязчивым. И в итоге ученики будут хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.
Надеюсь, что мои идеи будут полезны и помогут коллегам в работе. Всем удачного учебного года!
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983
3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. 1995
4. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студентов выс.учебных заведений. 2000
5. Осадчая Е.В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС