>

Формирование функциональной грамотности школьников через создание видеоматериалов на английском языке

0
0
Материал опубликован 18 March

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ермолаевская средняя общеобразовательная школа»









Презентация опыта работы по теме:
«Формирование функциональной грамотности школьников через создание видеоматериалов на английском языке»




Выполнила:
учитель английского языка
Балдина К.А











п. Ермолаевский Затон, 2025 г.

Обоснование выбора темы и её актуальность

В современном образовании практико-ориентированный подход выходит на первый план, превращая каждый школьный предмет в эффективный инструмент формирования функциональной грамотности учащихся. Перед педагогами встает важная задача – не только передать знания, но и помочь ученикам развить необходимые компетенции для успешной самореализации в современном мире. Развитие такого компонента, как креативное мышление выходит на первый план, поскольку именно способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и мыслить творчески позволяет человеку сохранять свою уникальность и конкурентоспособность в эпоху стремительного развития искусственного интеллекта. Создание видеоматериалов является естественным и привлекательным форматом для современного поколения, которое активно потребляет контент в социальных сетях. Направляя эту энергию в созидательное русло, возможно эффективно развивать креативное мышление учащихся. Исследования подтверждают, что каждый человек обладает врожденным потенциалом к творческому и инновационному мышлению, и развитие этой способности напрямую зависит от активной вовлеченности в созидательную деятельность. Привычка мыслить креативно не только становится ценным навыком, но и вносит фундаментальный вклад в гармоничное развитие личности во всех её проявлениях [Plucker, Beghetto and Dow, 2004].

Основные проблемы и противоречия

Формирование креативного мышления через создание видеоматериалов на английском языке представляет собой комплексную задачу, включающую не только развитие языковых навыков, но и способность генерировать идеи, критически мыслить, эффективно работать в команде и воплощать творческие замыслы в цифровом формате. Ключевой проблемой становится поиск действенных методов развития этих компетенций в рамках традиционного учебного процесса.



Существующие учебные программы предлагают стандартные задания на развитие творческого мышления, которые часто не выходят за рамки привычных упражнений и не требуют практической реализации идей. В текстах встречаются задачи на анализ и аргументацию, но они редко связаны с реальной творческой деятельностью. Это противоречие привело к необходимости внедрения метода видеопроектов как эффективного инструмента формирования креативного мышления учащихся.

Описание практического опыта (основная часть доклада)

В арсенале современного педагога существует множество методик для развития креативного мышления учащихся, однако особое место среди них занимает проектная деятельность. В своей практике я уделяю особое внимание созданию видеоматериалов, поскольку этот инструмент позволяет достичь желаемого эффекта в развитии различных компетенций школьников. Работа над видеопроектом становится настоящей лабораторией, где ученики учатся не только применять теоретические знания на практике, но и осваивать важнейшие навыки будущего: от планирования и организации работы до развития творческого потенциала и способности к самостоятельной деятельности. Преимущество видеоформата заключается в том, что он создает реальный, осязаемый продукт, который впоследствии может стать ценным дидактическим материалом для уроков. Многоступенчатый процесс создания видео позволяет последовательно развивать все компоненты креативного мышления: от генерации идей до их визуального воплощения и совершенствования конечного продукта.

Как было сказано ранее, видеопроекты обладают естественной привлекательностью для современных школьников, которые с раннего возраста погружены в цифровую среду и стремятся к самовыражению в социальных сетях. Эта природная заинтересованность становится мощным стимулом для глубокого погружения в проектную деятельность и достижения высоких результатов.

На уроках английского языка работа с видеопроектами органично вписывается в коммуникативную направленность предмета. Создавая видеоконтент, ученики осваивают новый формат диалога – теперь они общаются не только друг с другом, но и со зрителем, что расширяет их коммуникативные горизонты и развивает навыки публичной презентации. Богатейшие возможности применения английского языка в различных контекстах вдохновляют учащихся на создание самых разнообразных проектов. От развлекательных скетчей до информационных роликов – каждый ученик находит свою нишу для творческого самовыражения. При этом роль педагога трансформируется в роль мудрого наставника и вдохновителя. Учитель становится проводником, который помогает ученикам найти свой уникальный путь к успеху, объективно оценивает их потенциал и направляет энергию в продуктивное русло, помогая раскрыть лучшие качества каждого участника проекта.

Перейдём непосредственно к тем, проектам, которые были осуществлены учащимися, описанию роли учителя в каждом проекте, а также этапов, которые наиболее способствовали развитию креативного мышления школьников. Всего будет представлено четыре различных кейса. C фотографиями работ можно ознакомиться в приложении.

Кейс №1: Видео-дневник как способ креативно заявить о себе

Автор: Саша Ч, 8 класс

Цели проекта:

Предметная: отработка использования Present Continuous и расширение словарного запаса по теме “Домашние дела”

Метапредметная: развитие творческого мышления и мотивации к обучению





Описание проекта:

Данный проект был разработан как альтернативный формат работы с неуспевающим учеником, заменяющий традиционные домашние задания.

Этапы реализации:

Диагностический этап:

Знакомство с предметным материалом

Мозговой штурм по практическому применению лексики

Определение наиболее интересных для ученика сфер применения

Планирование:

Выбор формата (видео-дневник)

Разработка индивидуального словаря

Создание сценария

Реализация:

Съемка видеоматериалов

Отбор наиболее интересных эпизодов

Монтаж финального продукта

Роль учителя, при создании проекта:

Методическая поддержка: определение необходимого грамматического и лексического материала

Разработка индивидуального словаря

Организация мыслей в виде схемы

Творческое сопровождение: подбор наводящих вопросов, помощь в генерации идей, поддержка инициативы ученика

Коррекция произношения

Особенность проекта заключалась в максимальной свободе самовыражения ученика при создании видео-дневника, где он рассказывал потенциальным друзьям из других стран о себе. При отборе материала для финального видео ученик руководствовался собственным интересом и любопытством, что повысило его вовлеченность в проект. Данный подход позволил не только достичь предметных целей в изучении английского языка, но и развить творческие способности ученика через создание личностно значимого продукта.

Кейс №2: Видео-стрим к любимой игре, вместо чтения текста

Автор: Саша Б, 7 класс

Цели проекта:

Предметная: отработка использования конструкции have got в речи

Метапредметная: развитие творческого мышления через создание медиаконтента

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

Обсуждение интересов ученика

Выбор формата проекта (видео-стрим)

Определение игрового контекста

Планирование:

Постановка языковых задач

Составление плана текста

Определение структуры стрима

Реализация:

Самостоятельная подготовка текста

Проверка и корректировка материала

Запись голосового сопровождения

Финальная озвучка видео

Роль учителя, при создании проекта:

1) Методическая поддержка: определение языковых задач, проверка подготовленного материала, создание корректирующей обратной связи

2) Организационная помощь: координация работы над проектом, анализ инструментов для создания видео-материала

3) Мотивационная поддержка: использование интересов ученика, создание комфортной среды для практики

Данный проект позволил преодолеть страх ошибок и нелюбви к чтению на английском через творческий подход и использование любимого игрового контекста. Интерактивный формат работы способствовал повышению мотивации и эффективности усвоения языкового материала. Развитие творческого мышления происходило не только в процессе создания материала, но и на этапах его обсуждения, где необходимо было совместить грамматические конструкции английского языка, с форматом игры.

Кейс №3: От теории к практике через игру: креативный метод работы с there was/were

Авторы: Саша В, Милена, 8 класс

Цели проекта:

Предметная: отработка использования грамматической конструкции there was/were

Метапредметная: развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

Обсуждение с учащимися практических случаев использования конструкции

there was/were

Генерация идей для проекта и выбор индивидуальных форматов реализации

(через комбинацию известных инструментов и обсуждение возможных результатов)

Планирование:

Определение концепции проекта

Составление плана работы

Подбор необходимых инструментов

Реализация:

Саша:

Создание игрового проекта с использованием there was/were

Адаптация материала под игровую механику

Подготовка презентационного материала, создание и озвучка видео. (В случае Саши, его подходом была спонтанная речь, видео было похоже на стрим на английском языке)

Милена:

Сбор визуального материала

Интеграция грамматической конструкции в повествование

Создание и монтаж видео. (Милене важно было заранее подготовить сценарий и текст, который она могла бы читать)

Результаты проектов:

Данный кейс демонстрирует успешность индивидуального подхода в обучении, где каждый ученик может реализовать себя через любимый формат, при этом достигая поставленных образовательных целей. Это привело не только к эффективному освоению грамматической конструкции, но и к созданию качественных дидактических материалов, повышению мотивации к обучению и желанию попробовать себя в новой профессии (Александр всерьёз заинтересовался обзором игр на английском.)

Кейс №4: Визуализация диалога - путь к творческому самовыражению

Описание проекта:

Ученикам разных классов было предложено творческое задание по работе с диалогом. Основной акцент делался на понимании и правильном воспроизведении содержания диалога. При этом учащимся предоставлялась полная свобода в выборе формата реализации проекта.

Роль учителя в проекте:

Знакомство учащихся с содержанием диалога

Объяснение правил произношения

Создание условий для самостоятельной работы

Поддержка творческой инициативы

Результаты учащихся:

Агата (4 класс) – создала увлекательное видео, в котором естественностью перевоплощалась в разных персонажей комикса. Каждый образ она дополнила соответствующими декорациями и уникальной интонацией, что сделало её работу похожей на маленький театральный спектакль.

Артур и Рамиль (9 класс) – продемонстрировали незаурядное творческое видение. Благодаря отличной актерской игре и тщательно проработанным деталям – от декораций до музыкального сопровождения – их диалог получился по-настоящему запоминающимся и смешным.

Рита и Настя (6 класс) – выбрали современный формат презентации. Они превратили традиционный диалог в аудиопереписку, оформленную как обмен сообщениями в социальной сети. Такой подход позволил им создать актуальное и близкое сверстникам представление материала.

Лера (6 класс) – подошла к заданию с неожиданной стороны – она решила озвучить персонажей любимой мобильной игры. Тщательно продумав каждую деталь, она подготовила соответствующие декорации и костюмы, что добавило её работе особую атмосферу и погружённость.

Данный кейс наглядно демонстрирует эффективность подхода, при котором учащиеся получают четкую цель и свободу в выборе способов её достижения. Такой формат работы позволяет каждому ученику проявить свою индивидуальность, используя те инструменты и форматы, которые ему наиболее близки и интересны. Результаты проекта показывают, что при правильной постановке задачи, ученики способны самостоятельно создать качественные и разнообразные продукты, отражающие их творческие способности и увлечения.



















Выводы

Ключевым элементом успеха стала тщательная подготовительная работа, в ходе которой ученики использовали различные креативные техники. В процессе генерации идей применялись такие методы, как мозговой штурм, построение интеллект-карт, поиск ассоциативных связей и комбинирование случайных концепций. Благодаря активному взаимодействию между участниками и обмену знаниями о различных инструментах, каждый ученик смог прийти к собственному уникальному решению. Особую роль сыграло наставничество учителя, который помогал совершенствовать проекты, направлял работу в нужное русло и обеспечивал индивидуальность каждого решения. Комплексный характер данного формата обучения, объединяющий различные навыки и компетенции из разных областей, способствует наиболее эффективному развитию творческого мышления у учащихся. Важно отметить высокую мотивацию современных школьников, которая усиливалась осознанием того, что их работы будут представлены другим ученикам и использованы в учебном процессе. Прозрачная система оценки результатов, анонсированная учителем на старте проекта, стала дополнительным стимулом для качественной работы и творческой самореализации участников. Таким образом, данный подход демонстрирует высокую эффективность в развитии творческого потенциала учащихся и может быть использован для формирования такого компонента функциональной грамотности, как креативное мышление.











Список литературы и использованных источников

1. Plucker, J., R. Beghetto and G. Dow (2004), “Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research”, Educational Psychologist, Vol. 39/2, pp. 83-96.







































t1742284640aa.pngПриложение 1

t1742284640ab.pngt1742284640ac.gif

Саша Б, 7кл
игра Genshin Impact











t1742284640ad.pngt1742284640ae.png

t1742284640ac.gif

Саша Ч, 8кл





t1742284640ac.gift1742284640ac.gif

Милена, 8кл

Саша В, 8кл, игра Minecraft





 







t1742284640ac.gift1742284640ac.gif


​​​​​​​ t1742284640ai.png


t1742284640aj.jpg







t1742284640ac.gift1742284640ac.gif

Лера, 6кл, игра Gacha life

Рита и Настя, 6кл



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации