Коррекционно–развивающее сопровождение дошкольников с онр через пособие «Сенсорные пакетики»

8
3
Материал опубликован 20 February 2018 в группе

 КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТИКИ».

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными нарушениями речи остается стабильно высоким. Для того чтобы обеспечить таким детям равные возможности для полноценного развития в период дошкольного детства, необходимо обеспечить коррекционно - развивающее сопровождение.

Опыт работы с детьми с ОНР показывает, что эффективность обучения детей, с использованием нетрадиционных методов наряду с традиционными, выше, по сравнению с использованием только традиционных методов обучения.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, помимо речевого расстройства отмечаем недостаточную сформированность таких психических процессов, как внимание,память, восприятие, и представлений об окружающем, а также моторных движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы,и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. И хотя недостатка в пособиях по сенсорному развитию в данное время нет, но выбрать подходящее бывает очень трудно, да и стоимость их достаточно высока. Часто бывает так, что дорогие красивые игрушки из магазина остаются без малейшего внимания ребенка. Поэтому мы стараемся изобретать новые интересные и, по возможности, многофункциональные, пособия.

Таким пособием, на наш взгляд, стали «Сенсорные пакеты», которые мы рекомендуем сделать самим и использовать в коррекционной работе с детьми. Эти чудесные пакетики стали любимыми играми наших воспитанников, они заинтересовали как самых маленьких ребят, так и детей постарше. Мы уверены, что они понравятся и вашим детям.

Для изготовления пакета нам понадобятся:

zip – пакет (размер пакета на ваше усмотрение)

гель для волос (можно самый дешевый)

красители, сухие блестки, любые мелкие предметы (можно добавить в пакет разноцветные пуговицы различной формы и величины).

Берем гель, блестки, пакет. Высыпаем блестки в гель и тщательно перемешиваем.Если гель прозрачный, можно добавить краситель, получив нужный цвет. В пакет с гелем можно добавить бусины, мелкие игрушки (только не острые!).Тематика пакетов может быть разной: «Золотая осень», «Космос», «Зеленый луг», «Африка» и т.д.Чтобы дети не смогли открыть застежку, мы проклеили ее цветным скотчем. Яркие цвета и наполнители «Сенсорных пакетов» привлекут внимание дошкольников,они непременно захотят взять их в руки. Уверены, это займет ребенка надолго и подарит ему восхитительные тактильные ощущения.

Ребенок может использовать пакетик в самостоятельной деятельности: можно просто рисовать пальчиками или ватными палочками, нащупывать предметы в пакете, очень удобно делать отпечатки ладошек, рисовать незамысловатые картинки и т.д.

Давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Одним из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНРявляется работа по сенсорному развитию. Применение «Сенсорных пакетов» позволяют задействовать все различные анализаторы: зрение, слух, осязание. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы,тем лучше будет он функционировать,тем богаче будет его опыт. Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. У ребенка появляется интерес к знаниям, самостоятельность в действиях.

«Сенсорные пакетики» развивают тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений. Мы немало внимания уделяем взаимодействию ребенка с мелким предметам, ощупыванию, перебиранию предметов и прочим тактильным играм. Так как известно, что свойство психики ребенка таково, что он большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами. Это значит, что играя с небольшими предметами, ребёнок не только познает мир, но и развивает речь.

Яркие пакетики скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через гель, свойства предметов, – развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи. Это интересно и познавательно. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольников, в процессе постановки задачи могут «участвовать»любимые сказочные персонажи.Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания: пальчиками дети помогают фигуркам продвигаться вперед или в нужное место, ориентируясь на словесную инструкцию.Можно распечатать лабиринт и подложите под пакетик. Закрепите конструкцию скотчем. Предложить ребенку пальцем пройти лабиринт; подложить под пакет распечатанные большие буквы, цифры и предложите ребенку обводить их.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Дети с общим недоразвитием речи уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению. Сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация коррекционной работы с «сенсорными пакетиками».Эти упражнения способствуют нормализации нарушений мышечного тонуса, развивают общую и мелкую моторику, корригируют речевые нарушения и высшие психические процессы. Нами составлены игры и упражнения с пакетиками. При необходимости каждое упражнение адаптируем под индивидуальные особенности ребенка и его возможности: двигательные и интеллектуальные. Проводим работу по принципу «от простого к сложному». Выбор упражнений- большой простор для творчества педагогов. «Сенсорные пакеты» будут интересны для применения в коррекционной работе с детьми с ОНР, т. к. они доступны, безопасны, креативны.

Литература

1.Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .- 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2014.

2. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2011.

3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2014 .

4. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 .

5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное пособие. Уверена деткам очень нравится.

20 February 2018

Хорошее пособие. Буду применять в работе со своими детками, особенно с детьми с ОНР.

22 February 2018

Спасибо, очень интересно и увлекательно...

25 February 2018

Похожие публикации