Методические указания «Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы учителя-логопеда)
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко»
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи
(из опыта работы учителя- логопеда)
Дудинка 2025
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи (из опыта работы учителя- логопеда).Методическое пособие
Составитель: Волынец Александра Владимировна, учитель-логопед ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко»
Аннотация: Различные виды нарушений речи - явление в школе нередкое, речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности, что ведёт к снижению школьной мотивации, конфликтам со сверстниками, низкой успеваемости. Проведённое исследование позволяет думать, что использование на коррекционно-развивающих занятиях стимулирующих приёмов здоровьесбережения (игр с песком, элементов логоритмики и творческого музицирования, сказки), способствует формированию надпредметных умений и навыков и обладает универсальным обучающим, воспитывающим, коррекционным воздействием.
Предназначено логопедам, педагогам-дефектологам, психологам, учите-
лям начальных классов, родителям, дети которых имеют речевые нарушения. Предназначено логопедам, педагогам-дефектологам, психологам, учителям начальных классов, родителям, дети которых имеют речевые нарушения.
Содержание
Введение |
4 |
Глава1. Использование сказки в формировании надпредметных умений и навыков у детей с нарушениями речи. |
7 |
1.1. Сказка как средство социализации и развития личности. |
9 |
1.2. Исследование эффективности коррекции нарушений речи и освоении универсальных учебных действий у младших школьников с использованием сказки |
11 |
Глава 2.Использование элементов логоритмики и музицирования в формировании надпредметных умений и навыков |
15 |
Глава 3.«Педагогическая»песочница. Коррекционно-развивающие игры в песке |
15 |
Глава4. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях |
17 |
Приложение. Варианты использование элементов сказки, творческого музицирования, логоритмики и игр с песком на коррекционно-развивающих занятиях. |
|
1.Конспект фронтального логопедического занятия с элементами сказки в 1 классе (для детей с диагнозом фонетико-фонематическим недоразвитием речи) |
20 |
2.Варианты речевых игр при работе со сказкой |
25 |
3.Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии в 1 классе (для детей с диагнозом «нерезко выраженное общее недоразвитие речи) |
26 |
4. Виды игр с песком на коррекционно-развивающих занятия |
30 |
Варианты использования логоритмических упражнений и элементов музицирования на коррекционно - развивающих занятиях |
|
Список используемой литературы |
42 |
Введение
Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ и в частности, у учащихся с различными нарушениями речи.
Симптоматика нарушений речи у младших школьников носит полиморфный характер. Уже у первоклассников, как правило, отмечается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У этих детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. Это приводит в дальнейшем к неуравновешенности, беспечному отношению к учению.
Описанные характеристики определяют уровень развития самосознания школьников с нарушениями речи. Выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, а особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна недостаточная мотивация учебно-практической деятельности.
Исследование учебной мотивации у младших школьников с нарушением устной и письменной речи, проведённое О.Г. Ивановской и С.Ф. Савченко (1), показали, что среди детей с выраженными речевыми нарушениями, высокую и хорошую мотивацию к обучению имела лишь половина учащихся. Вторая половина имела недостаточную и низкую мотивацию, встречались единичные случаи школьной дезадаптации. Кроме того, наблюдается снижение учебной мотивации у школьников с нарушениями речи от 1-го к 3-ему классу (гистограмма №1)
Гисторамма №1
Вот почему в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям (коррекционные и развивающе – коррекционные занятия), но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляют освоение надпредметных умений и навыков.
П. Я. Гальперин считал, что «первое - и главное - в учении - это возбуждение познавательной деятельности, всё большее укрепление и развитие познавательного интереса » (2).
Данные исследований показывают, что высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. (3). Логопед, способствуя освоению универсальных учебных действий, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи.
Вот почему в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям (коррекционные и развивающе – коррекционные занятия), но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляют освоение надпредметных умений и навыков.
П. Я. Гальперин считал, что «первое - и главное - в учении - это возбуждение познавательной деятельности, всё большее укрепление и развитие познавательного интереса » (2).
Данные исследований показывают, что высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. (3). Логопед, способствуя освоению надпредметных умений и навыков, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи.
Для этого необходимо вводить в коррекционно - развивающий процесс новые формы и виды деятельности учащихся ,способствующие преодолению гиперболизации обучения. Так, использование в ходе логопедических занятий элементов сказки, песочной терапии, музыкотерапии, относящихся к стимулирующим приемам здоровьесбережения, способствует на фоне комплексной логопедической помощи, освоению надпредметных умений и навыков, оптимизирует процесс коррекции речи детей-логопатов, стимулирует познавательную мотивацию учащихся и не требует особых усилий.
В предлагаемых рекомендациях по развитию надпредметных умений и навыков на коррекционно - развивающих занятиях нет ничего надуманного и не осуществлённого в реальной работе с детьми. В них есть только то, что дети с различными нарушениями речи могут воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях обычной школы. И при использовании стимулирующих приёмов здоровьесбережения, в освоении универсальных учебных действий, нам хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).
Глава 1.Использование сказки в формировании надпредметных умений и навыков у детей с нарушениями речи.
1.1.Сказка как средство социализации и развития личности.
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
К. Д. Ушинский считал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»(4)
Варианты использования сказки в коррекционно-развивающем процессе:
-облачение занятия сказочным сюжетом;
-использование отрывков из сказок;
-введение в занятие сказочного героя;
-сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Сказка в определённой степени удовлетворяет, по крайней мере, три естественные психологические потребности ребёнка (5):
1) потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения. Полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2) потребности в компетенции (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия, и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3) потребности в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.
Результатом удовлетворения этих потребностей является освоение универсальных учебных действий.
Коммуникативных УУД:
-стремление проявлять своё личное мнение, позицию или взгляд;
-умение владеть инициативой в общении;
-умение организовывать внимание партнёров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнёров.
Познавательных УУД:
-овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
-развитие мышления и реализация познавательной функции языка и речи;
-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей.
Регулятивных УУД:
-овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
-умение выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их.
Личностные УУД:
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
-умение понять другого человека, его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.;
-умение выбора адекватных состояний, способов общения и поведения.
Благодаря сказке формируются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. «Сказка,- писал В.А. Сухомлинский, развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра…» (6).
1.2.Исследование эффективности коррекции нарушений речи и освоении универсальных учебных действий у младших школьников с использованием сказки.
Данное исследование было проведено среди младших школьников с нарушениями речи (с 1-го по 3-ий класс). Выборка испытуемых 20 человек. При коррекционном обучении 10 из них использовались сказки (в программах «Великолепные девятки» для 1, 2, 3-их классов О.Г. Ивановской и Авторская программа по коррекции устной и письменной речи), остальные10 человек получали логопедическую помощь по традиционным методикам. Основная цель использованных программ и методик - развитие речи и универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях логопедического пункта в общеобразовательной школе.
Состояние речи оценивалось по бальной методике Т.Е. Фотековой и Л.Н. Переслене.
Анализ экспериментальных данных показал, что в процессе проведения коррекционно развивающего обучения все компоненты речевой функциональной системы у учащихся экспериментальной и контрольной групп развивались равномерно. Значимое отличие наблюдалось в развитии связной речи. Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития связной речи доказывает эффективность занятий, проведённых с учащимися экспериментальной группы (гистограмма №2).
Гистограмма №2
Изучение лексики экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по методике Лалаевой Р.И., показало, что если до коррекционного процесса они составляли гомогенную группу и различия в употреблении ими лексических средств не были статистически значимы, то после обучения в речи испытуемых ЭГ гораздо чаще стала употребляться глагольная и адъективная лексика, антонимы.
Кроме того, проведённое исследование показало, сто сказка расширяет социально- психологический опыт детей, развивает познавательную активность, расширяет представление о предметах и явлениях окружающего мира, развивает воображение, творческие способности, помогает учащимся с нарушениями речи осмыслить их школьные проблемы и предполагать возможности их разрешения, тем самым повышая школьную мотивацию
Таким образом, роль сказки в освоении надпредметных умений и навыков, определяется нацеленностью сказки на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); информационные ( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Глава 2.Использование элементов логоритмики и музицирования в формировании надпредметных умений и навыков.
Целью использования элементов логоритмики и музицирования на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов, сенсорных способностей, растормаживание речевой функции, профилактика и коррекция нарушений письменной речи. За основу взяты элементы методики творческого музицирования по Карлу Орфу, разработанную и введённую в практику наших педагогов Татьяной Эдуардовной Тютюнньковой, и логоритмики Волковой Г.А.
Благодаря введению музыкальных упражнений в структуру коррекционного занятия, возрастает коммуникативная направленность обучения сопровождаемая максимальной концентрацией внимания школьников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта.
Темпо - ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно - дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение ритма, что крайне важно для эффективного развития ритма. Звучащие жесты это ещё и развитие координации и реакции. Любая элементарная ритмическая формула может быть по- разному представлена в оформлении звучащими жестами. Звучащие жесты как форма работы над ритмом, не имеет аналогов по доступности, эффективности и своим творческим возможностям (особенно в сочетании с речью и движением). Телесное освоение ритма помимо прочих своих преимуществ имеет свойство просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.
Звучащие жесты - это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки звонкие - всей ладонью, тихие -согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Притопы: всей стопой ,пятком, носком. Шлепки: по коленям ,по груди, по бокам. Щелчки: по коленям, по надутым щекам, пальцами в воздухе.
Введение элементов музицирования и логоритмики в коррекционно-развивающее занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач, а также на освоение универсальных учебных действий.
Коррекционные задачи - исправление нарушенных функций и развитие функциональных систем ребенка: дыхания, голосовой функции, артикуляторного аппарат, слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развитие речевой функциональной системы, неречевых психических процессов.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания, моторных и сенсорных функций; воспитание чувства равновесия, правильной осанка.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, переключаемости, координации движений.
Воспитательные задачи: развитие чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность; проявление художественно-творческих способностей; воспитание положительных личностных качеств; формирование организаторских способностей.
Основным принципом использования элементов музицирования и логоритмики является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, звучащие жесты. Вот некоторые направления работы осуществляемые благодаря введению в коррекционно- развивающий процесс элементов логоритмики и музицирования:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
Результатом введения элементов музицирования и логоритмики в коррекционную работу, является системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на и коррекцию отклонений в речевом развитии, и формирование универсальных учебных действий:
1.ЛичностныхУУД : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и оригинальным способам решения новой задачи;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;развитие этических чувств; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с музыкой.
2.Регулятивных УУД:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
3.Познавательных УУД: освоение музыки своего тела и умение пользоваться ею;умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;строить сообщения в форме звучащих жестов или звучащих предметов;ориентироваться на разнообразие способов анализа речевых единиц;осуществлять анализ и синтез речевых единиц проводить сравнение различных звуков и их классификацию по заданным критериям;устанавливать аналогии между речевыми и неречевыми звуками;
4.Коммуникативных УУД: развитие способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
Глава 3«Педагогическая»песочница. Коррекционно-развивающие игры в песке.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Техника работы с песком, была развита Маргарет Ловенфельд, британским педиатром, в конце 1920-х годов. Она была предшественник юнгианской песочной терапии.
Хотя песочной терапией обычно занимаются психотерапевты и психологи, но, как отмечает Н. А. Сакович, «…ее модификации могут быть очень эффективными в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников и волонтеров…»(7). Нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Технология работы с песком многофункциональна. а позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Ребёнок же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Для детей игры с песком— естественная форма экспрессии. Ребенка, песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждая непосредственную игру. И, на сегодняшний день, игра с песком становится частью арт-терапевтических технологий, сказкотерапевтических технологий и даже основой театра. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно - развивающей работы. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
В-пятых, способствует освоению ребёнком надпредметных умений и навыков.
Коммуникативных УУД:
-умение обратиться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
-умение дать развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
-составление устных связных высказывании с элементами творчества (фантазии).
Познавательных УУД:
-построение связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания.
-умение устанавливать логику (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач.
Регулятивных УУД:
-планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного)
-контроль за ходом собственной деятельности (от умения работать с образцом до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
-умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е.занять позицию ученика)
Личностных УУД:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Глава 4.Эффективность использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Желаемый результат в логопедической работе – выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка и предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития (Выготский Л.С.).
Для проведения мониторинга логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий, использую тестовую методику диагностики устной речи детей младшего школьного возраста.Она удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, удобна для построения индивидуальной коррекционной работы, для комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи, для отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
За основу методики взяты речевые пробы нейросенсорной диагностики Фотековой Т.А.
Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
На основе результатов логопедического мониторинга получаем речевой профиль каждого ученика. (см.рис №1)
Речевой профиль – оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.Оценка результатов диагностики речевого развития обучающихся производится главным образом с точки зрения индивидуального развития каждого ученика (если сопоставление результатов диагностического среза по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка является положительной независимо от того, достиг ли ученик каких-то норм или средних показателей в своем речевом развитии).
Рис №1.Речевой профиль ученицы 1 класса Алёны Т.
В процессе работы был проведен сравнительный анализ результатов обследования компонентов речи у детей на начало и конец года, где выяснилось, что к концу года у детей обнаружилось значительное повышение уровня сформированности речевой деятельности. (см. рис №2) .
Проводимая коррекционно- развивающая работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Такие занятия позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу ненавязчивой, интересной, естественной, а главное – более продуктивной. Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
-способствует более эффективному освоению надпредметные умения и навыков.
-развивает речевые умения и навыки,
-снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
-активизирует познавательный интерес,
-улучшает концентрацию внимания,
-снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. -развивает мелкую, общую и артикуляционную моторики.
Рис №2. Мониторинг результативности коррекционно-логопедической работы.
Выводы: У обучающихся значительно возрос интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными, у них исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовывать намеченные цели, развился самоконтроль, повысилась мотивация. Занятия проходят в режиме диалога и раскрепощенного коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться и достигать максимально возможных успехов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты использования элементов сказки,
творческого музицирования,
логоритмики и игр с песком
на коррекционно-развивающих занятиях.
№1.Конспект фронтального логопедического занятия с элементами сказки в 1 классе (для детей с диагнозом фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Логопедическая тема: Речь как средство общения. Структура речи.
Грамматическая тема: Развитие функции словоизменения.
Лексическая тема: «Хвались, да не поперхнись».
Цель: развитие надпредметных умений и навыков (коммуникативных - уточнение активного словаря; составление устных связных высказываний с элементами творчества; регулятивных - контроль за ходом собственной деятельности, анализ, оценка продуктивности собственной деятельности; познавательных -закрепление понятий «слово», «предложение», «звук», «буква»; построение связного высказывания.
Задачи:
-развивать у обучающихся умение различать речевые единицы и дифференцировать их;
- развивать психические функции, зрительное и слуховое внимание, память, зрительно-моторную координацию;
- развивать слоговой и фонематический анализ, функцию словоизменения;
- вызвать эмоциональный отклик на русскую народную сказку «Колобок».
Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради, ручки, цветные карандаши, мяч.
План и ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед: Я рада видеть Вас, ребята! (Мы тоже рады встречи с Вами!). Значит нам хорошо вместе, а, значит, у нас с вами все получится. Начинаем урок с дыхательной гимнастики. Сели правильно, красиво, спинки выпрямили и улыбнулись, как будто вы получили в подарок долгожданную игрушку и хотите этой радостью поделиться со мной и с товарищами. Улыбнитесь друг другу. Какие вы все красивые!
Дыхательная гимнастика. Вдохнули через нос и задержали на мгновение дыхание, а потом медленно выдохнули через рот. Повторим упражнение еще два раза.
II. Основная часть
1.Сообщение лексической темы занятия. Работа со сказкой.
- Дети слушают отрывок из сказки «Колобок» (аудиозапись, чтение отрывка логопедом, просмотр мультфильма).
- После прослушивания сказки логопед задаёт вопросы: Как нужно вести себя с незнакомыми людьми? Как можно вежливо отказаться от предложения? Подходит ли поговорка «Хвались, да не поперхнись» к этой сказке? Почему?
2. Сообщение логопедической темы занятия
a).Ребята, на нашем занятии вы закрепите знания о речи, ее структуре, для чего нам нужна речь. Вспомним некоторые понятия:
Что такое речь (Речь - это средство общения).
Для чего нужна речь? (Все люди, чтобы жить, трудиться, учиться должны общаться между собой, т.е. о чем-то спрашивать, что-то просить сделать, сообщать какую-то информацию).
Какая бывает речь? (Речь бывает устная, когда мы слушаем, говорим и письменная, когда мы пишем и читаем).
Ребята, можно ли сказать, что сейчас мы с вами общаемся? (Да).
Какой вид речи мы используем в общении сейчас? (Мы используем устную речь, т.к. мы слушаем и говорим).
Речь, ребята, должна быть понятной и правильной. Этому надо учиться.
Вспомним, из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений).
Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Например: Яркое солнце осветило верхушки деревьев).
Сколько слов в твоем предложении? (В этом предложении пять слов).
Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов). Составь предложение по картинке (Сюжетная картинка по сказке "Колобок").
Напоминаю вам: Вокруг нас множество разных предметов, и каждый из них имеет свое название, оно заключено в слове.
б). А что же такое слово? (Слово - это сочетание звуков, которое что-то обозначает). Словом обозначают предметы, действия, признаки предметов. Что же такое слово? (Слово - это название всего того, что есть в окружающем нас мире).
И верно говорят: Всему название дано,
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно.
А безымянных нету.
- Приведите примеры слов, обозначающих предметы. (Ветер, солнце, море, лес, река и т.д.). Примеры слов, обозначающих действия предметов. (Летает, шьет, бежит, учится, рисует). Назовите слова, обозначающие признаки предметов. (яркий, теплый, зеленый, мокрый, спелый).
в).А теперь займемся звуко-слоговым анализом. Для этого вспомним, что не только предложения состоят из слов, но и сами слова делятся на части, которые называются слогами.
-Что такое слог? (Слоги - это части, на которые делятся слова при их произнесении).
Ребята, давайте нашу работу построим на материале знакомых всем нам сказок.
- Галя, к какой сказке у тебя картинки? (На картинках изображены иллюстрации к сказке "Колобок"). А что такое Колобок? (Это хлебец). Кто главные герои сказки "Колобок"? (Главный герой - сам Колобок. А еще - заяц, волк, лиса.). Давай мы поделим на слоги слова, которые ты только что назвала: колобок, заяц, волк, лиса. (На экране компьютера дети крупно набирают слова, деля их на слоги).
-А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
- Кто узнал, пройдите к компьютеру и напишите ответ (набирают слово "Репка"). Кто главные герои сказки "Репка"? Дети отвечают, а затем подходят к монитору, набирают слова- названия героев сказки , и делят их на слоги . (кош-ка, со-ба-ка или Жуч-ка)
Из чего же состоят слоги - части слова? (Из букв).Мы знаем, что есть два понятия: звука и буквы. Чем они отличаются? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Звуки на письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое название и не всегда совпадает со звуком). Сколько букв и звуков в слове «волк» (4 звука и 4 буквы), «лиса»(4 буквы и 4 звука) .т.д.
III. Динамическая пауза (речь, сопровождаемая движением.)
Шли по крыше три кота, три кота Василия. (ходьба на месте)
Поднимали три хвоста прямо в небо синее. (поднимают руки вверх)
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.(садятся на корточки и совершают повороты головы влево и вправо)
И сказали три кота: "Красота! Красота!" (проговаривая два раза слово «красота», отхлопывают ритмическую структуру слова)
3.Работа над словарным запасом.
а) Игра «Назови детёныша». Ирина вспоминает животных- героев сказок «Колобок» и «Репка», называет их, а вы должны назвать детеныша этого животного (игра с мячом). Например, заяц - зайчонок, лиса-лисёнок и т.д. а остальные по очереди называют звуки и буквы, из которых состоят названия животных, причем, первое слово прочитывая, а второе - на память. (Слова "кот, волк, коза, лиса, мышь, собака, заяц").
б) Игра «Назови ласково»: кот-котик, собака-собачка… (персонажи сказки «Колобок» и «Репка»).
в) «Народная мудрость». Когда применяются эти пословицы?
Хорошую речь хорошо и слушать. Говори меньше, думай больше.
г) «Скажи быстро». Бери ложку, да покушай горошку.
IV. Итог занятия. Рефлексия.
№2.Варианты речевых игр при работе со сказкой .
Игра «Конструирование сказок» (1).Группа разбивается на подгруппы по 3 человека. Карточки со сказочными героями из известных русских народных сказок перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через 1-2минуты каждая подгруппа должна придумать свою сказку, в которой действовали бы все оставшиеся персонажи.
Игра «Конструирование сказок» (2).Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом – следующий. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа.
Игра «Конструирование сказок» (3).Общая процедура сходна с предыдущей, в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки. Например: колобок, бабка, дедка, волк, заяц, лиса, медведь. В результате распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет содержание начальной сказки и фактически придумать новую.
Используя иллюстрации из различных сказок, предложить ребенку выполнить несколько заданий: придумать сказку про этого героя или героев, придумать сказку с таким началом (если картинка сюжетная), придумать сказку с таким концом (если картинка сюжетная). Если ребенок не готов самостоятельно выполнить задание, надо рассмотреть с ним картинку и побеседовать о героях иллюстрации или картинки. Нужно попросить рассказать как выглядят герои, какие они по характеру. Если ребенок затрудняется и на этот раз, надо начать сказку самой, а он продолжит. Оценивая результаты, обращается внимание на оригинальность замысла, выход за пределы изображенного, на особенности сюжета: бытовой, фантастический, приключенческий сюжет по мотивам знакомых сказок. Оценить связность речи, ее логичность, выразительность эмоциональность, развернутость описаний, наличие диалогов, косвенной речи, запас слов.
№3. .Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии в 1 классе (для детей с диагнозом «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи).
Тема: «Путешествие в страну «О».
Цели: Коррекционно-обучающие: расширение и активизация словарного запаса, продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов, формирование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных, употребление простых и сложных предлогов). Коррекционно-развивающие: развитие зрительного пространственного восприятия, внимания , творческой фантазии, развитие фонематического слуха и восприятия, правильного звукопроизношения, мелкой моторики, тактильной чувствительности («мануального интеллекта) , координации речи с движениями, связной речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимоуважения и взаимодействия в коллективе.
Освоение надпредметных умений и навыков: коммуникативных- умение владеть инициативой в общении; умение организовывать внимание партнёров; познавательных УУД: овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; развитие мышления и реализация познавательной функции языка и речи; регулятивных УУД: умение выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их.
Оборудование: игрушка «светящийся шар», коробка с чистым, просеянным песком, набор миниатюрных предметов, игрушек, домиков, овощей ,животных, картинки , панно «цветочная поляна», индивидуальные звуковые схемы, схемы предложений.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
а) Логопед: Раз, два, три ,четыре, пять - приглашаю всех играть!
Дети встают в круг. Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра . Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро. Дети передают «светящийся шар»по кругу со словами: «Доброе утро, Кира!», «Доброе утро ,Ваня!» и т.д. Затем шар возвращается к логопеду.
б)Самомассаж лица
Логопед: Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте.(Движения выполняются по ходу стихотворения)
Ручки растираем
И разогреваем
И лицо теплом своим
Мы умываем.
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх
И вниз мы быстро.
Щечки разминаем ,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.
2.Основная часть:
а) Логопед: В огромной, пустынной стране Лимпопо живёт одинокий прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, зачахнет звук O там один от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти? Давайте поможем звуку О найти друзей. Но чтобы нам попасть в страну Лимпопо необходимо выполнить задание Игра «Цепочка слов». Теперь
отправляемся в путешествие по пустыне(работа с подносом с песком).
Кругом песок, нет растений, деревьев, людей, но что это там впереди? Появляются домик и фигурка дядюшки и тётушки.
-Ребята, в пустыне есть места, где живут люди, растут деревья и цветы, есть вода. Это место называется Оазис. Нас встречает дядюшка Осип и тётушка Оля. Повторите их имена. Какой звук слышится в их именах первым?
Дети:- Звук О. Логопед: Давайте поможем дядюшке Осипу и тётушке Оле сделать свой дворик уютным и красивым. Для этого нам нужно вырыть озеро, посадить деревья , разбить огород, добавить животных. Давайте вокруг дома сделаем цветущий луг. На нём будут расти много луговых цветов, и летать бабочки.
б) Игра «Бабочка» (дыхательное упражнение). Логопед выставляет цветочную поляну(на подносе с песком). Задача ребёнка - сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно ,чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул-
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Дети обустраивают дворик, озвучивая свои действия , выделяя слова со звуком О.(Я буду делать забор -в слове забор есть звук. О, я буду рыть озеро, сажать тополь и т.д.) Ну вот, теперь домик стоит на берегу озера. В озере водится рыба. Как вы думаете , какая рыба со звуком О водится в озере? Дети: Окунь, сом.
в) Работа с деформированным предложением (сом ,плавать, озеро)
в)составление схемы предложения. Звуковой анализ слова сом.
г) Логопед. К озеру подходят на водопой животные, в названии которых есть звук О. (дети берут фигурки, картинки животных: овцы, козы, лошади, коровы, ослика) Называют, выделяя звук О.
Игра «Домик для животных» (определение кол-ва слогов). А на берегу озера есть огород , на котором растут овощи. Какие? (картошка, горох, помидоры, фасоль, кабачок, чеснок). Ребята называют, выделяя звук О в словах.
Игра «Выбери овощи в названии которых есть звук. О»
Игра «1,2,5»(согласование существительных с числительными). А еще у тетушки Оли растут клубника, смородина, вишня , яблоня. И она варит варенье. Давайте посмотрим, сколько надо фруктов и ягод для варенья или компота (одно яблоко, два яблока, пять яблок и т. д.)
Игра «Что из чего?» Чтобы все знали, что в этом домике живут добрые тетушка Оля и дядюшка Осип , давайте нарисуем перед их домом букву О. Но сначала пальцем проведём по ней. На что она похожа? Дети: на бублик, овал. Теперь все будут знать , как зовут тётушку и дядюшку. А нам пора возвращаться.
3.Итог занятия:
Ребята, мне очень понравилось как вы работали на занятии. Всё наше путешествие с нами рядом был звук и буква О., И я знаю, что дома, с мамами и папами вы нарисовали портрет этого звука (рассматриваются и обсуждаются работы детей).
№4.Виды игр с песком на коррекционно-развивающих занятиях.
Прятки
Цель: Развитие связной монологической речи; умение составить описание предмета; обогащение словарного запаса; овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; развитие памяти.
При изучение какой-либо лексической темы, ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур по данной теме и спрятать их в песке. Логопед отворачивается и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать заданную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Другой вариант игры— «Обратные прятки». Логопед вместе с ребёнком выбирает фигурки в соответствии с заданной темой, и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем логопед предлагает ребенку отыскать фигуру в песке и рассказать о ней или придумать про нее историю.
Педагог может сам описать один из спрятанных предметов, загадать о нём загадку, а ребёнок должен отгадать и найти этот предмет в песке.
История
Цель: автоматизация поставленных звуков в различных речевых единицах (слово, словосочетание, предложение, текст); развитие связной речи; развитие звукового анализа и синтеза; развитие умения выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их; развитие внимания.
Логопед предлагает ребенку выбрать фигуру, в названии которой есть изучаемый звук и которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. Заранее оговаривается, что все выбранные ребёнком фигуры в своём названии должны иметь заданный звук. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки.
Другой вариант — «Обратная история». Логопед рассказывает ребенку историю или сказку, ориентируясь на лексическую, грамматическую темы или коррекционную цель занятия, постепенно выстраивая мир в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя, или объекта. Далее можно попросить ребёнка пересказать, нарисовать и рассказать дома эту историю. Или вспомнить слова с заданным звуком или по данной теме. Ответить на вопросы по этой сказке и т.д.
«Здравствуй, песок!»
Цель — снижение психофизического напряжения ( например, в период адаптации у первоклассников),расслабление; гармонизация психоэмоционального состояния; развитие мелкой моторики, развитие сенсорно-перцептивной сферы; регуляция мышечного напряжения.
Логопед от имени Песочной феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -..»
Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.В ходе этого упражнения, дети описывают и сравнивают свои ощущения: тепло — холодно, приятно — неприятно, колючее, шершавое и т. д.
«Песочный ветер»
Цель: развитие направленной струи воздуха в период работы над звуковой стороной речи; работа над силой выдоха, развитие релаксационно-диафрагмального дыхания. Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку и стараясь сделать выдох плавным и длительным. Можно предложить сказать приятное пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно просто выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.
«Необыкновенные следы»
Цель — развитие тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; воображения; мелкой моторики; развитие умения регулировать процессы возбуждения и расслабления; обогащение словарного запаса; закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; профилактика и коррекция оптической дисграфии; развитие умения ориентироваться на плоскости (верху, внизу, верхний правый угол, середина и т.д.)
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки), буквы (при профилактике и коррекции оптической дисграфии). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, продолжить узор взрослого, выбрать правильно написанные буквы и т.д. Как вариант подобной игры — взрослый рисует или пишет на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, фигуры, буквы. Те же узоры, фигуры, буквы на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д. (вверху сделай букву «б», внизу-«д»; в правом верхнем углу-«т», в правом нижнем углу- «п»; вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.»
Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»
Цель — развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы; расширение словаря, развитие связной речи и обобщения; процессов классификации и систематизации предметов и явлений, развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ (город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д.), а затем взрослый в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообществ. Это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д. Тема построений соответствует теме занятия.
Упражнение к лексической теме: «Лес, поляна и их обитатели».
Логопед: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребенок закрывает глаза, логопед бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво! А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый вводит для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов связанных с сюжетом, расширяя речевую память (например, название деревьев, цветов, грибов).
Аналогично может проводится работа по темам: «Море, река, озеро и их обитатели» (задание формулируется аналогично, меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова»). «Город и его жители, профессии и службы». «Деревня и ее жители».«Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами».
Упражнение «Мы едем в гости...»
Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; закрепление сенсорных эталонов. Расширение словарного запаса и опыта употребления различных предлогов
Логопед в игровой форме закрепляет знания ребенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично могут выполнятся игры-задания «Идем в гости к лошадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д. В ходе игры ребенок закрепляет знания об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
Упражнение «Отпечатки»
Цель: Развитие умения классифицировать предметы , проводить анализ и синтез объектов
Отпечатки на мокром песке делаются с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры, буквы и т. д. Логопед и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например, предлагать выбирать только геометрические формы, только изображения животных и т. д.
Игра-упражнение «Песочные прятки».
Цель — развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности, связной речи
Логопед: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, приходи". (Логопед закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка?» И так далее. Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Варианты использования логоритмических упражнений и элементов музицирования на коррекционно - развивающих занятиях
В своей логопедической практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них. Вот, например, как строится работа над произношением.
1. «Лошадка стучит копытцами». «Песенка дождика» Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу. Так же можно закрепить произношение звука в изолированном положении. Например: «
Повтори песенку комара : з___________ззз_____________ззззз
2. «Ворона и лисица». На карточке изображён сюжет басни: с одной стороны изображена лиса, с другой ворона. Ребёнок проговаривает нужные слоги и пальцами продвигается вдоль карточки: «ли-ли-ли…» или «са-са-са…». Под сопровождение ритмичной мелодии проговариваем слоги. Можно их пропеть.
3. «По следам кошки». Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.
4. «Дорожка слов» (можно использовать звучащие жесты). Для автоматизации звука в словах учащиеся продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… »эта дорожка может проходить по собственному телу в виде звучащих жестов (шлепки по бокам: лод-ка; хлопки: ло-шадь). Если работа проводится с подгруппой, то можно попросить второго ребёнка повторить также или придумать свою музыкальную дорожку.
5.Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого дети сами озвучивают чистоговорку с помощью звучащих жестов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов)
Примерный речевой материал:
ра-ра-ра – нам домой уже пора,
ка-га-ка – мне нужна сейчас мука,
ла-ля-ла – быстро крутится юла,
ги-ки-ги – испекли мы пироги,
фе-ве-фе – посижу я на софе,
ке-ге-ке – всё вокруг у нас в муке,
кой-кой-кой – мы любуемся рекой,
га-ка-га – хочешь, Галя, пирога.
6. Стихи можно произносить речитативом, а можно петь под музыкальное сопровождение:
Лы-лы-лы, лы-лы-лы- забивали мы голы..
Ла-ла-ла, ла-ла-ла- не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу мы не били по стеклу.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу -возле окон на полу.
С целью закрепления звукопроизношения можно использовать песни: «Во поле берёза стояла», «Жили у бабуси», «Ах вы сени», «Я на горку шла». Эти песни можно сопровождать звучащими жестами или игрой на самодеятельных музыкальных инструментах.
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры.
1.На подготовительном этапе необходимо подвести детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа включает различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, сравнение ритмов и другие виды заданий. Детей обучают неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
2. Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного. Предлагаются следующие задания:
Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;
Логопед отстукивает ритм, а ребёнок произносит гласные в соответствии с этим ритмом: а-аа; аа-а.
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;
Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;
Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.
Использование «кнопок» - опор для самостоятельного деления слова на слоги и проговаривания. «Кнопки» расположены под картинкой. Дети прикасается к опорам и одновременно проговаривает слово по слогам.
3.Игра «Займи своё место». Дети делают круг. Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка с номером. Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Дети проговаривают слово в порядке нумерации. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.
Вариант работы над ударением: сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложения. Упражнения выполняются с отхлопываниями, применением звучащих жестов, музыкальных или звучащих игрушек. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Работа над развитием графо-моторных навыков Детям интересно одновременно слушать мелодии, писать и танцевать. Зарисовка песенок и ритмов помогает сформировать важные для письма умения: видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму.
«Удары бубна». Дети слушают размеренные, отрывистые удары бубна и передают ритм ударов на бумаге с помощью карандаша: . . . . . .
При ускорении темпа, передайте удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, появится такая линия
«Песенка». Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.
Логопед предлагает детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.
«Танцы». Дети выполняют танцевальное движение – притопывание ножкой на сильные доли: «там-там-там», изображают движение линией.
Логопед предлагают сделать лёгкие полуприседания - «пружинки».
Список используемой литературы:
1.О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева. С.Ф. Савченко. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. - КАРО. Санкт-Петербург.2008. С.105-112.
2. Степанова М.А.Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации. -М.: ТЦ «Сфера»,2005.- С.24.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер,2003.-С.186.
4. Ушинский К.Д. Избр. Соч.: В 2т.- М.: Государственное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1954.- т.2 с.135.
5.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки. Журнал практического психолога.- 1999.- №10-11. С.27-37.
6. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Минск: Народная асвета, 1982.
5.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
6.Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. - № 12. – С.12 -17.
7.Саковия Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:Речь,2006.С.9.
8.Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. – 2004. - № 6.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.
10.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
11.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
42