Методические указания «Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы учителя-логопеда)

0
0
Материал опубликован 19 September


 

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко»


 


 


 


 


 


 


 

 

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи

(из опыта работы учителя- логопеда)

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дудинка 2025


 


 


 

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи (из опыта работы учителя- логопеда).Методическое пособие


 


 


 

Составитель: Волынец Александра Владимировна, учитель-логопед ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко»

 

 

 

Аннотация: Различные виды нарушений речи - явление в школе нередкое, речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности, что ведёт к снижению школьной мотивации, конфликтам со сверстниками, низкой успеваемости. Проведённое исследование позволяет думать, что использование на коррекционно-развивающих занятиях стимулирующих приёмов здоровьесбережения (игр с песком, элементов логоритмики и творческого музицирования, сказки), способствует формированию надпредметных умений и навыков и обладает универсальным обучающим, воспитывающим, коррекционным воздействием.

Предназначено логопедам, педагогам-дефектологам, психологам, учите-

лям начальных классов, родителям, дети которых имеют речевые нарушения. Предназначено логопедам, педагогам-дефектологам, психологам, учителям начальных классов, родителям, дети которых имеют речевые нарушения.

Содержание

Введение

4

Глава1. Использование сказки в формировании

надпредметных умений и навыков у

детей с нарушениями речи.

7

1.1. Сказка как средство социализации и развития личности.

9

1.2. Исследование эффективности коррекции нарушений речи

и освоении универсальных учебных действий у младших

школьников с использованием сказки

 

11

 

Глава 2.Использование элементов логоритмики

и музицирования в формировании

надпредметных умений и навыков

 

 

15

 

Глава 3.«Педагогическая»песочница.

Коррекционно-развивающие игры в песке

15

 

Глава4. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

17

Приложение. Варианты использование элементов сказки, творческого музицирования, логоритмики и игр с песком на коррекционно-развивающих занятиях.

1.Конспект фронтального логопедического занятия с элементами сказки в 1 классе (для детей с диагнозом фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

20

2.Варианты речевых игр при работе со сказкой

25

3.Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии в 1 классе (для детей с диагнозом «нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

26

4. Виды игр с песком на коррекционно-развивающих занятия

30

Варианты использования логоритмических упражнений и элементов музицирования на коррекционно - развивающих занятиях

 

 

 

Список используемой литературы

 

42

 

 

Введение

Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

К сожалению, на сегодняшний день можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ и в частности, у учащихся с различными нарушениями речи.

Симптоматика нарушений речи у младших школьников носит полиморфный характер. Уже у первоклассников, как правило, отмечается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У этих детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. Это приводит в дальнейшем к неуравновешенности, беспечному отношению к учению.

Описанные характеристики определяют уровень развития самосознания школьников с нарушениями речи. Выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, а особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна недостаточная мотивация учебно-практической деятельности.

Исследование учебной мотивации у младших школьников с нарушением устной и письменной речи, проведённое О.Г. Ивановской и С.Ф. Савченко (1), показали, что среди детей с выраженными речевыми нарушениями, высокую и хорошую мотивацию к обучению имела лишь половина учащихся. Вторая половина имела недостаточную и низкую мотивацию, встречались единичные случаи школьной дезадаптации. Кроме того, наблюдается снижение учебной мотивации у школьников с нарушениями речи от 1-го к 3-ему классу (гистограмма №1)

 

Гисторамма №1

t1758267304aa.png

 

Вот почему в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям (коррекционные и развивающе – коррекционные занятия), но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляют освоение надпредметных умений и навыков.

П. Я. Гальперин считал, что «первое - и главное - в учении - это возбуждение познавательной деятельности, всё большее укрепление и развитие познавательного интереса » (2).

Данные исследований показывают, что высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. (3). Логопед, способствуя освоению универсальных учебных действий, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи.

Вот почему в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям (коррекционные и развивающе – коррекционные занятия), но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляют освоение надпредметных умений и навыков.

П. Я. Гальперин считал, что «первое - и главное - в учении - это возбуждение познавательной деятельности, всё большее укрепление и развитие познавательного интереса » (2).

Данные исследований показывают, что высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. (3). Логопед, способствуя освоению надпредметных умений и навыков, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи.

Для этого необходимо вводить в коррекционно - развивающий процесс новые формы и виды деятельности учащихся ,способствующие преодолению гиперболизации обучения. Так, использование в ходе логопедических занятий элементов сказки, песочной терапии, музыкотерапии, относящихся к стимулирующим приемам здоровьесбережения, способствует на фоне комплексной логопедической помощи, освоению надпредметных умений и навыков, оптимизирует процесс коррекции речи детей-логопатов, стимулирует познавательную мотивацию учащихся и не требует особых усилий.

В предлагаемых рекомендациях по развитию надпредметных умений и навыков на коррекционно - развивающих занятиях нет ничего надуманного и не осуществлённого в реальной работе с детьми. В них есть только то, что дети с различными нарушениями речи могут воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях обычной школы. И при использовании стимулирующих приёмов здоровьесбережения, в освоении универсальных учебных действий, нам хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).

 

Глава 1.Использование сказки в формировании надпредметных умений и навыков у детей с нарушениями речи.

1.1.Сказка как средство социализации и развития личности.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.

К. Д. Ушинский считал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»(4)

Варианты использования сказки в коррекционно-развивающем процессе:

-облачение занятия сказочным сюжетом;

-использование отрывков из сказок;

-введение в занятие сказочного героя;

-сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Сказка в определённой степени удовлетворяет, по крайней мере, три естественные психологические потребности ребёнка (5):

1) потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения. Полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2) потребности в компетенции (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия, и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3) потребности в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.

Результатом удовлетворения этих потребностей является освоение универсальных учебных действий.

Коммуникативных УУД:

-стремление проявлять своё личное мнение, позицию или взгляд;

-умение владеть инициативой в общении;

-умение организовывать внимание партнёров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнёров.

Познавательных УУД:

-овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

- использование индуктивного умозаключения;

-развитие мышления и реализация познавательной функции языка и речи;

-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей.

Регулятивных УУД:

-овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

-умение выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их.

Личностные УУД:

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

-умение понять другого человека, его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.;

-умение выбора адекватных состояний, способов общения и поведения.

Благодаря сказке формируются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. «Сказка,- писал В.А. Сухомлинский, развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра…» (6).

 

1.2.Исследование эффективности коррекции нарушений речи и освоении универсальных учебных действий у младших школьников с использованием сказки.

Данное исследование было проведено среди младших школьников с нарушениями речи (с 1-го по 3-ий класс). Выборка испытуемых 20 человек. При коррекционном обучении 10 из них использовались сказки (в программах «Великолепные девятки» для 1, 2, 3-их классов О.Г. Ивановской и Авторская программа по коррекции устной и письменной речи), остальные10 человек получали логопедическую помощь по традиционным методикам. Основная цель использованных программ и методик - развитие речи и универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях логопедического пункта в общеобразовательной школе.

Состояние речи оценивалось по бальной методике Т.Е. Фотековой и Л.Н. Переслене.

Анализ экспериментальных данных показал, что в процессе проведения коррекционно развивающего обучения все компоненты речевой функциональной системы у учащихся экспериментальной и контрольной групп развивались равномерно. Значимое отличие наблюдалось в развитии связной речи. Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития связной речи доказывает эффективность занятий, проведённых с учащимися экспериментальной группы (гистограмма №2).

Гистограмма №2


t1758267304ab.png

Изучение лексики экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по методике Лалаевой Р.И., показало, что если до коррекционного процесса они составляли гомогенную группу и различия в употреблении ими лексических средств не были статистически значимы, то после обучения в речи испытуемых ЭГ гораздо чаще стала употребляться глагольная и адъективная лексика, антонимы.

Кроме того, проведённое исследование показало, сто сказка расширяет социально- психологический опыт детей, развивает познавательную активность, расширяет представление о предметах и явлениях окружающего мира, развивает воображение, творческие способности, помогает учащимся с нарушениями речи осмыслить их школьные проблемы и предполагать возможности их разрешения, тем самым повышая школьную мотивацию

Таким образом, роль сказки в освоении надпредметных умений и навыков, определяется нацеленностью сказки на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); информационные ( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Глава 2.Использование элементов логоритмики и музицирования в формировании надпредметных умений и навыков.

Целью использования элементов логоритмики и музицирования на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов, сенсорных способностей, растормаживание речевой функции, профилактика и коррекция нарушений письменной речи. За основу взяты элементы методики творческого музицирования по Карлу Орфу, разработанную и введённую в практику наших педагогов Татьяной Эдуардовной Тютюнньковой, и логоритмики Волковой Г.А.

Благодаря введению музыкальных упражнений в структуру коррекционного занятия, возрастает коммуникативная направленность обучения сопровождаемая максимальной концентрацией внимания школьников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта.
Темпо - ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно - дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение ритма, что крайне важно для эффективного развития ритма. Звучащие жесты это ещё и развитие координации и реакции. Любая элементарная ритмическая формула может быть по- разному представлена в оформлении звучащими жестами. Звучащие жесты как форма работы над ритмом, не имеет аналогов по доступности, эффективности и своим творческим возможностям (особенно в сочетании с речью и движением). Телесное освоение ритма помимо прочих своих преимуществ имеет свойство просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.

Звучащие жесты - это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки звонкие - всей ладонью, тихие -согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Притопы: всей стопой ,пятком, носком. Шлепки: по коленям ,по груди, по бокам. Щелчки: по коленям, по надутым щекам, пальцами в воздухе.

Введение элементов музицирования и логоритмики в коррекционно-развивающее занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач, а также на освоение универсальных учебных действий.

Коррекционные задачи - исправление нарушенных функций и развитие функциональных систем ребенка: дыхания, голосовой функции, артикуляторного аппарат, слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развитие речевой функциональной системы, неречевых психических процессов.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания, моторных и сенсорных функций; воспитание чувства равновесия, правильной осанка.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, переключаемости, координации движений.

Воспитательные задачи: развитие чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность; проявление художественно-творческих способностей; воспитание положительных личностных качеств; формирование организаторских способностей.

Основным принципом использования элементов музицирования и логоритмики является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, звучащие жесты. Вот некоторые направления работы осуществляемые благодаря введению в коррекционно- развивающий процесс элементов логоритмики и музицирования:

- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
Результатом введения элементов музицирования и логоритмики в коррекционную работу, является системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на и коррекцию отклонений в речевом развитии, и формирование универсальных учебных действий:

1.ЛичностныхУУД : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и оригинальным способам решения новой задачи;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;развитие этических чувств; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с музыкой.

2.Регулятивных УУД:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

3.Познавательных УУД: освоение музыки своего тела и умение пользоваться ею;умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;строить сообщения в форме звучащих жестов или звучащих предметов;ориентироваться на разнообразие способов анализа речевых единиц;осуществлять анализ и синтез речевых единиц проводить сравнение различных звуков и их классификацию по заданным критериям;устанавливать аналогии между речевыми и неречевыми звуками;

4.Коммуникативных УУД: развитие способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

 

Глава 3«Педагогическая»песочница. Коррекционно-развивающие игры в песке.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка из­вестен с древних времен. Техника работы с песком, была развита Маргарет Ловенфельд, британским педиатром, в конце 1920-х годов. Она была предшественник юнгианской песочной терапии.

Хотя песочной терапией обычно занимаются пси­хотерапевты и психологи, но, как отмечает Н. А. Сакович, «…ее модификации могут быть очень эф­фективными в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников и волонтеров…»(7). Нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Технология работы с песком многофункциональна. а позволяют одновременно решать задачи диагно­стики, коррекции, развития и терапии. Ребёнок же решает зада­чи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Для детей игры с песком— естественная форма экспрессии. Ребенка, песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждая непосредствен­ную игру. И, на сегод­няшний день, игра с песком становится частью арт-терапевтических техно­логий, сказкотерапевтических технологий и даже основой театра. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже тера­певтических игр. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно - развивающей работы. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже­ли стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узна­вать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятель­но.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию. Что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В-пятых, способствует освоению ребёнком надпредметных умений и навыков.

Коммуникативных УУД:

-умение обратиться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

-умение дать развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

-составление устных связных высказывании с элементами творчества (фантазии).

Познавательных УУД:

-построение связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

-умение устанавливать логику (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач.

Регулятивных УУД:

-планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного)

-контроль за ходом собственной деятельности (от умения работать с образцом до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

-умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е.занять позицию ученика)

Личностных УУД:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

 

Глава 4.Эффективность использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Желаемый результат в логопедической работе – выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка и предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития (Выготский Л.С.).
Для проведения мониторинга логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий, использую тестовую методику диагностики устной речи детей младшего школьного возраста.Она удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени   выраженности нарушений разных сторон речи, удобна  для построения индивидуальной коррекционной работы, для комплектования подгрупп на основе общности  структуры нарушений речи, для отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

За основу методики взяты речевые пробы нейросенсорной диагностики Фотековой Т.А.

Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.

Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.

Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.

Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.

Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.

Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.

На основе результатов логопедического мониторинга получаем речевой профиль каждого ученика. (см.рис №1)

Речевой профиль – оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.Оценка результатов диагностики речевого развития обучающихся производится главным образом с точки зрения индивидуального развития каждого ученика (если сопоставление результатов диагностического среза по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка является положительной независимо от того, достиг ли ученик каких-то норм или средних показателей в своем речевом развитии).

Рис №1.Речевой профиль ученицы 1 класса Алёны Т.

t1758267304ac.png

 

В процессе работы был проведен сравнительный анализ результатов обследования компонентов речи у детей на начало и конец года, где выяснилось, что к концу года у детей обнаружилось значительное повышение уровня сформированности речевой деятельности. (см. рис №2) .

Проводимая коррекционно- развивающая работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Такие занятия позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу ненавязчивой, интересной, естественной, а главное – более продуктивной. Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

-способствует более эффективному освоению надпредметные умения и навыков.

-развивает речевые умения и навыки,

-снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

-активизирует познавательный интерес,

-улучшает концентрацию внимания,

-снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. -развивает мелкую, общую и артикуляционную моторики.

Рис №2. Мониторинг результативности коррекционно-логопедической работы.

t1758267304ad.png

Выводы: У обучающихся значительно возрос интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными, у них исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовывать намеченные цели, развился самоконтроль, повысилась мотивация. Занятия проходят в режиме диалога и раскрепощенного коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться и достигать максимально возможных успехов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты использования элементов сказки,

творческого музицирования,

логоритмики и игр с песком

на коррекционно-развивающих занятиях.

1.Конспект фронтального логопедического занятия с элементами сказки в 1 классе (для детей с диагнозом фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Логопедическая тема: Речь как средство общения. Структура речи.

Грамматическая тема: Развитие функции словоизменения.

Лексическая тема: «Хвались, да не поперхнись».

Цель: развитие надпредметных умений и навыков (коммуникативных - уточнение активного словаря; составление устных связных высказываний с элементами творчества; регулятивных - контроль за ходом собственной деятельности, анализ, оценка продуктивности собственной деятельности; познавательных -закрепление понятий «слово», «предложение», «звук», «буква»; построение связного высказывания.

Задачи:

-развивать у обучающихся умение различать речевые единицы и дифференцировать их;

- развивать психические функции, зрительное и слуховое внимание, память, зрительно-моторную координацию;

- развивать слоговой и фонематический анализ, функцию словоизменения;

- вызвать эмоциональный отклик на русскую народную сказку «Колобок».

Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради, ручки, цветные карандаши, мяч.

План и ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Я рада видеть Вас, ребята! (Мы тоже рады встречи с Вами!). Значит нам хорошо вместе, а, значит, у нас с вами все получится. Начинаем урок с дыхательной гимнастики. Сели правильно, красиво, спинки выпрямили и улыбнулись, как будто вы получили в подарок долгожданную игрушку и хотите этой радостью поделиться со мной и с товарищами. Улыбнитесь друг другу. Какие вы все красивые!

Дыхательная гимнастика. Вдохнули через нос и задержали на мгновение дыхание, а потом медленно выдохнули через рот. Повторим упражнение еще два раза.

II. Основная часть

1.Сообщение лексической темы занятия. Работа со сказкой.

- Дети слушают отрывок из сказки «Колобок» (аудиозапись, чтение отрывка логопедом, просмотр мультфильма).

- После прослушивания сказки логопед задаёт вопросы: Как нужно вести себя с незнакомыми людьми? Как можно вежливо отказаться от предложения? Подходит ли поговорка «Хвались, да не поперхнись» к этой сказке? Почему?

2. Сообщение логопедической темы занятия

a).Ребята, на нашем занятии вы закрепите знания о речи, ее структуре, для чего нам нужна речь. Вспомним некоторые понятия:

Что такое речь (Речь - это средство общения).

Для чего нужна речь? (Все люди, чтобы жить, трудиться, учиться должны общаться между собой, т.е. о чем-то спрашивать, что-то просить сделать, сообщать какую-то информацию).

Какая бывает речь? (Речь бывает устная, когда мы слушаем, говорим и письменная, когда мы пишем и читаем).

Ребята, можно ли сказать, что сейчас мы с вами общаемся? (Да).

Какой вид речи мы используем в общении сейчас? (Мы используем устную речь, т.к. мы слушаем и говорим).

Речь, ребята, должна быть понятной и правильной. Этому надо учиться.

Вспомним, из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений).

Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Например: Яркое солнце осветило верхушки деревьев).

Сколько слов в твоем предложении? (В этом предложении пять слов).

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов). Составь предложение по картинке (Сюжетная картинка по сказке "Колобок").

Напоминаю вам: Вокруг нас множество разных предметов, и каждый из них имеет свое название, оно заключено в слове.

б). А что же такое слово? (Слово - это сочетание звуков, которое что-то обозначает). Словом обозначают предметы, действия, признаки предметов. Что же такое слово? (Слово - это название всего того, что есть в окружающем нас мире).

И верно говорят: Всему название дано,
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно.
А безымянных нету.

- Приведите примеры слов, обозначающих предметы. (Ветер, солнце, море, лес, река и т.д.). Примеры слов, обозначающих действия предметов. (Летает, шьет, бежит, учится, рисует). Назовите слова, обозначающие признаки предметов. (яркий, теплый, зеленый, мокрый, спелый).

в).А теперь займемся звуко-слоговым анализом. Для этого вспомним, что не только предложения состоят из слов, но и сами слова делятся на части, которые называются слогами.

-Что такое слог? (Слоги - это части, на которые делятся слова при их произнесении).

Ребята, давайте нашу работу построим на материале знакомых всем нам сказок.

- Галя, к какой сказке у тебя картинки? (На картинках изображены иллюстрации к сказке "Колобок"). А что такое Колобок? (Это хлебец). Кто главные герои сказки "Колобок"? (Главный герой - сам Колобок. А еще - заяц, волк, лиса.). Давай мы поделим на слоги слова, которые ты только что назвала: колобок, заяц, волк, лиса. (На экране компьютера дети крупно набирают слова, деля их на слоги).

-А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

 

- Кто узнал, пройдите к компьютеру и напишите ответ (набирают слово "Репка"). Кто главные герои сказки "Репка"? Дети отвечают, а затем подходят к монитору, набирают слова- названия героев сказки , и делят их на слоги . (кош-ка, со-ба-ка или Жуч-ка)

Из чего же состоят слоги - части слова? (Из букв).Мы знаем, что есть два понятия: звука и буквы. Чем они отличаются? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Звуки на письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое название и не всегда совпадает со звуком). Сколько букв и звуков в слове «волк» (4 звука и 4 буквы), «лиса»(4 буквы и 4 звука) .т.д.

III. Динамическая пауза (речь, сопровождаемая движением.)

Шли по крыше три кота, три кота Василия. (ходьба на месте)
Поднимали три хвоста прямо в небо синее. (поднимают руки вверх)
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.(садятся на корточки и совершают повороты головы влево и вправо)
И сказали три кота: "Красота! Красота!" (проговаривая два раза слово «красота», отхлопывают ритмическую структуру слова)

3.Работа над словарным запасом.

а) Игра «Назови детёныша». Ирина вспоминает животных- героев сказок «Колобок» и «Репка», называет их, а вы должны назвать детеныша этого животного (игра с мячом). Например, заяц - зайчонок, лиса-лисёнок и т.д. а остальные по очереди называют звуки и буквы, из которых состоят названия животных, причем, первое слово прочитывая, а второе - на память. (Слова "кот, волк, коза, лиса, мышь, собака, заяц").

б) Игра «Назови ласково»: кот-котик, собака-собачка… (персонажи сказки «Колобок» и «Репка»).

в) «Народная мудрость». Когда применяются эти пословицы?

Хорошую речь хорошо и слушать. Говори меньше, думай больше.

г) «Скажи быстро». Бери ложку, да покушай горошку.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

 

2.Варианты речевых игр при работе со сказкой .

Игра «Конструирование сказок» (1).Группа разбивается на подгруппы по 3 человека. Карточки со сказочными героями из известных русских народных сказок перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через 1-2минуты каждая подгруппа должна придумать свою сказку, в которой действовали бы все оставшиеся персонажи.

Игра «Конструирование сказок» (2).Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом – следующий. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа.

Игра «Конструирование сказок» (3).Общая процедура сходна с предыдущей, в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки. Например: колобок, бабка, дедка, волк, заяц, лиса, медведь. В результате распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет содержание начальной сказки и фактически придумать новую.

Используя иллюстрации из различных сказок, предложить ребенку выполнить несколько заданий: придумать сказку про этого героя или героев, придумать сказку с таким началом (если картинка сюжетная), придумать сказку с таким концом (если картинка сюжетная). Если ребенок не готов самостоятельно выполнить задание, надо рассмотреть с ним картинку и побеседовать о героях иллюстрации или картинки. Нужно попросить рассказать как выглядят герои, какие они по характеру. Если ребенок затрудняется и на этот раз, надо начать сказку самой, а он продолжит. Оценивая результаты, обращается внимание на оригинальность замысла, выход за пределы изображенного, на особенности сюжета: бытовой, фантастический, приключенческий сюжет по мотивам знакомых сказок. Оценить связность речи, ее логичность, выразительность эмоциональность, развернутость описаний, наличие диалогов, косвенной речи, запас слов.

 

3. .Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии в 1 классе (для детей с диагнозом «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

Тема: «Путешествие в страну «О».
Цели:
Коррекционно-обучающие: расширение и активизация словарного запаса, продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов, формирование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных, употребление простых и сложных предлогов). Коррекционно-развивающие: развитие зрительного пространственного восприятия, внимания , творческой фантазии, развитие фонематического слуха и восприятия, правильного звукопроизношения, мелкой моторики, тактильной чувствительности («мануального интеллекта) , координации речи с движениями, связной речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимоуважения и взаимодействия в коллективе.

Освоение надпредметных умений и навыков: коммуникативных- умение владеть инициативой в общении; умение организовывать внимание партнёров; познавательных УУД: овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; развитие мышления и реализация познавательной функции языка и речи; регулятивных УУД: умение выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их.

Оборудование: игрушка «светящийся шар», коробка с чистым, просеянным песком, набор миниатюрных предметов, игрушек, домиков, овощей ,животных, картинки , панно «цветочная поляна», индивидуальные звуковые схемы, схемы предложений.
Ход занятия:

1.Организационный момент:

а) Логопед: Раз, два, три ,четыре, пять - приглашаю всех играть!
 

Дети встают в круг. Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра . Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро. Дети передают «светящийся шар»по кругу со словами: «Доброе утро, Кира!», «Доброе утро ,Ваня!» и т.д. Затем шар возвращается к логопеду.

б)Самомассаж лица

Логопед: Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте.(Движения выполняются по ходу стихотворения)
 

Ручки растираем
И разогреваем
И лицо теплом своим
Мы умываем.
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх
И вниз мы быстро.
Щечки разминаем ,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.

 

2.Основная часть:

а) Логопед: В огромной, пустынной стране Лимпопо живёт одинокий прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, зачахнет звук O там один от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти? Давайте поможем звуку О найти друзей. Но чтобы нам попасть в страну Лимпопо необходимо выполнить задание Игра «Цепочка слов». Теперь

отправляемся в путешествие по пустыне(работа с подносом с песком). t1758267304ae.jpg

Кругом песок, нет растений, деревьев, людей, но что это там впереди? Появляются домик и фигурка дядюшки и тётушки.

-Ребята, в пустыне есть места, где живут люди, растут деревья и цветы, есть вода. Это место называется Оазис. Нас встречает дядюшка Осип и тётушка Оля. Повторите их имена. Какой звук слышится в их именах первым?

Дети:- Звук О. Логопед: Давайте поможем дядюшке Осипу и тётушке Оле сделать свой дворик уютным и красивым. Для этого нам нужно вырыть озеро, посадить деревья , разбить огород, добавить животных. Давайте вокруг дома сделаем цветущий луг. На нём будут расти много луговых цветов, и летать бабочки.

б) Игра «Бабочка» (дыхательное упражнение). Логопед выставляет цветочную поляну(на подносе с песком). Задача ребёнка - сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно ,чтобы она улетела на самый дальний цветок.

 

Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул-
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.

Дети обустраивают дворик, озвучивая свои действия , выделяя слова со звуком О.(Я буду делать забор -в слове забор есть звук. О, я буду рыть озеро, сажать тополь и т.д.) Ну вот, теперь домик стоит на берегу озера. В озере водится рыба. Как вы думаете , какая рыба со звуком О водится в озере? Дети: Окунь, сом.

в) Работа с деформированным предложением (сом ,плавать, озеро)

в)составление схемы предложения. Звуковой анализ слова сом.

г) Логопед. К озеру подходят на водопой животные, в названии которых есть звук О. (дети берут фигурки, картинки животных: овцы, козы, лошади, коровы, ослика) Называют, выделяя звук О.

Игра «Домик для животных» (определение кол-ва слогов). А на берегу озера есть огород , на котором растут овощи. Какие? (картошка, горох, помидоры, фасоль, кабачок, чеснок). Ребята называют, выделяя звук О в словах.

Игра «Выбери овощи в названии которых есть звук. О»

Игра «1,2,5»(согласование существительных с числительными). А еще у тетушки Оли растут клубника, смородина, вишня , яблоня. И она варит варенье. Давайте посмотрим, сколько надо фруктов и ягод для варенья или компота (одно яблоко, два яблока, пять яблок и т. д.)

Игра «Что из чего?» Чтобы все знали, что в этом домике живут добрые тетушка Оля и дядюшка Осип , давайте нарисуем перед их домом букву О. Но сначала пальцем проведём по ней. На что она похожа? Дети: на бублик, овал. Теперь все будут знать , как зовут тётушку и дядюшку. А нам пора возвращаться.
3.Итог занятия:

Ребята, мне очень понравилось как вы работали на занятии. Всё наше путешествие с нами рядом был звук и буква О., И я знаю, что дома, с мамами и папами вы нарисовали портрет этого звука (рассматриваются и обсуждаются работы детей).

4.Виды игр с песком на коррекционно-развивающих занятиях.

Прятки

Цель: Развитие связной монологической речи; умение составить описание предмета; обогащение словарного запаса; овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; развитие памяти.

При изучение какой-либо лексической темы, ребенку предлагается выбрать одну или несколько фи­гур по данной теме и спрятать их в песке. Логопед отворачивает­ся и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать заданную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.

Другой вариант игры— «Обратные прятки». Логопед вместе с ребёнком выбирает фигурки в соответствии с заданной темой, и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем логопед предлагает ребенку отыскать фи­гуру в песке и рассказать о ней или придумать про нее историю.

Педагог может сам описать один из спрятанных предметов, загадать о нём загадку, а ребёнок должен отгадать и найти этот предмет в песке.

История

Цель: автоматизация поставленных звуков в различных речевых единицах (слово, словосочетание, предложение, текст); развитие связной речи; развитие звукового анализа и синтеза; развитие умения выделять свойства, качества персонажей, объектов и дифференцировать их; развитие внимания.

Логопед предлагает ребенку выбрать фигуру, в названии которой есть изучаемый звук и которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. За­тем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и дей­ствующие лица. Заранее оговаривается, что все выбранные ребёнком фигуры в своём названии должны иметь заданный звук. История заканчивается вместе с выбором послед­ней фигурки.

Другой вариант — «Обратная история». Логопед рассказы­вает ребенку историю или сказку, ориентируясь на лексическую, грамматическую темы или коррекционную цель занятия, постепенно выстраивая мир в песке. Рассказ осуществ­ляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появ­лением каждого нового героя, или объекта. Далее можно попросить ребёнка пересказать, нарисовать и рассказать дома эту историю. Или вспомнить слова с заданным звуком или по данной теме. Ответить на вопросы по этой сказке и т.д.

 

«Здравствуй, песок!»

Цель — снижение психофизического напряжения ( например, в период адаптации у первоклассников),расслабление; гармонизация психоэмоционального состояния; развитие мелкой моторики, развитие сенсорно-перцептивной сферы; регуляция мышечного напряжения.

Логопед от имени Песочной феи просит «нежно, а потом сильно по­здороваться с песком», то есть различными способами дотронуть­ся до песка:

Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами од­ной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одно­временно.

Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутрен­ней, затем тыльной ее стороной.

Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой за­хотел поздороваться один из обитателей песка -..»

Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расстав­ленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они ме­няются ролями.В ходе этого упражнения, дети описывают и сравнивают свои ощущения: теп­ло — холодно, приятно — неприятно, колючее, шершавое и т. д.

 

«Песочный ветер»

Цель: развитие направленной струи воздуха в период работы над звуковой стороной речи; работа над силой выдоха, развитие релаксационно-диафрагмального дыхания. Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку и стараясь сделать выдох плавным и длительным. Можно предложить ска­зать приятное пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно просто выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.

 

«Необыкновенные следы»

Цель — развитие тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; воображения; мелкой моторики; развитие умения регулировать процессы возбуждения и расслабления; обогащение словарного запаса; закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; профилактика и коррекция оптической дисграфии; развитие умения ориентироваться на плоскости (верху, внизу, верхний правый угол, середина и т.д.)

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с си­лой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряжен­ными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погру­жать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического жи­вотного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, за­борчики, лесенки), буквы (при профилактике и коррекции оптической дисграфии). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, продолжить узор взрослого, выбрать правильно написанные буквы и т.д. Как вариант подобной игры — взрослый рисует или пишет на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, фигуры, буквы. Те же узоры, фигуры, буквы на песке изготавливаются путем выкладыва­ния в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д. (вверху сделай букву «б», внизу-«д»; в правом верхнем углу-«т», в правом нижнем углу- «п»; вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольни­ков и т. д.»

 

Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»

Цельразвитие и расширение представлений ребенка об ок­ружающем его мире живой и неживой природы; расширение словаря, развитие связной речи и обобщения; процессов классификации и систематизации предметов и явлений, развитие тактильной чувствительности, слуховой па­мяти, произвольности.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разно­образных живых и неживых сообществ (город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д.), а затем взрослый в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообществ. Это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д. Тема построений соответствует теме занятия.

t1758267304af.jpg

 

Упражнение к лексической теме: «Лес, поляна и их обитатели».

Логопед: «Сегодня ты превращаешься в маленького вол­шебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подо­ждать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребе­нок закрывает глаза, логопед бесшумно засаживает песок иг­рушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво! А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и на­колдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «по­садки леса» взрослый вводит для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов связанных с сюжетом, расширяя речевую память (например, название деревьев, цветов, грибов).

Аналогично может проводится работа по темам: «Море, река, озеро и их обитатели» (задание формулируется аналогично, меняются персонажи, спо­собы создания ландшафта, «волшебные слова»). «Город и его жители, профессии и службы». «Деревня и ее жители».«Космическое путешествие. Встре­ча с инопланетянами».

 

Упражнение «Мы едем в гости...»

Цель — развитие пространственных представлений, ориенти­ровка на «песочном листе»; закрепление сенсорных эталонов. Расширение словарного запаса и опыта употребления различных предлогов

Логопед в игровой форме закрепляет знания ре­бенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу). Кто живет рядом с зайчиком? (Пере­числяются и помещаются в песочницу фигурки / картинки ди­ких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

Аналогично могут выполнятся игры-задания «Идем в гости к ло­шадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жи­лье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д. В ходе игры ребенок закрепляет знания об особенно­стях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламини­рованные картинки).

 

Упражнение «Отпечатки»

Цель: Развитие умения классифицировать предметы , проводить анализ и синтез объектов

Отпечатки на мокром песке делаются с помощью формочек. Используют формоч­ки, изображающие животных, транспорт, различные по величи­не геометрические фигуры, буквы и т. д. Логопед и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавли­вает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классифика­цию предметов, например, предлагать выбирать только геомет­рические формы, только изображения животных и т. д.

 

Игра-упражнение «Песочные прятки».

Цель — развитие тактильной чувствительности, зритель­ного восприятия, образного мышления, произвольности, связной речи

Логопед: «В песке любят прятаться сказки и ска­зочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закры­вай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, при­ходи". (Логопед закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказ­ку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторож­но. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка?» И так далее. Ребенок постепенно открывает картин­ку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказоч­ного персонажа.

Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элемен­там картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам зака­пывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рас­суждает, анализирует увиденное.

 

Варианты использования логоритмических упражнений и элементов музицирования на коррекционно - развивающих занятиях

В своей логопедической практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них. Вот, например, как строится работа над произношением.

1. «Лошадка стучит копытцами». «Песенка дождика» Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу. Так же можно закрепить произношение звука в изолированном положении. Например: «

Повтори песенку комара : з___________ззз_____________ззззз

t1758267304ag.jpg

2. «Ворона и лисица». На карточке изображён сюжет басни: с одной стороны изображена лиса, с другой ворона. Ребёнок проговаривает нужные слоги и пальцами продвигается вдоль карточки: «ли-ли-ли…» или «са-са-са…». Под сопровождение ритмичной мелодии проговариваем слоги. Можно их пропеть.

3. «По следам кошки». Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.

4. «Дорожка слов» (можно использовать звучащие жесты). Для автоматизации звука в словах учащиеся продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… »эта дорожка может проходить по собственному телу в виде звучащих жестов (шлепки по бокам: лод-ка; хлопки: ло-шадь). Если работа проводится с подгруппой, то можно попросить второго ребёнка повторить также или придумать свою музыкальную дорожку.

5.Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого дети сами озвучивают чистоговорку с помощью звучащих жестов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов)

Примерный речевой материал:

ра-ра-ра – нам домой уже пора,

ка-га-ка – мне нужна сейчас мука,

ла-ля-ла – быстро крутится юла,

ги-ки-ги – испекли мы пироги,

фе-ве-фе – посижу я на софе,

ке-ге-ке – всё вокруг у нас в муке,

кой-кой-кой – мы любуемся рекой,

га-ка-га – хочешь, Галя, пирога.

6. Стихи можно произносить речитативом, а можно петь под музыкальное сопровождение:

Лы-лы-лы, лы-лы-лы- забивали мы голы..

Ла-ла-ла, ла-ла-ла- не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу мы не били по стеклу.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу -возле окон на полу.

С целью закрепления звукопроизношения можно использовать песни: «Во поле берёза стояла», «Жили у бабуси», «Ах вы сени», «Я на горку шла». Эти песни можно сопровождать звучащими жестами или игрой на самодеятельных музыкальных инструментах.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры.

1.На подготовительном этапе необходимо подвести детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа включает различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, сравнение ритмов и другие виды заданий. Детей обучают неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

2. Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного. Предлагаются следующие задания:

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;

Логопед отстукивает ритм, а ребёнок произносит гласные в соответствии с этим ритмом: а-аа; аа-а.

Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;

Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;

Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.

Использование «кнопок» - опор для самостоятельного деления слова на слоги и проговаривания. «Кнопки» расположены под картинкой. Дети прикасается к опорам и одновременно проговаривает слово по слогам.

3.Игра «Займи своё место». Дети делают круг. Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка с номером. Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Дети проговаривают слово в порядке нумерации. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.

Вариант работы над ударением: сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложения. Упражнения выполняются с отхлопываниями, применением звучащих жестов, музыкальных или звучащих игрушек. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Работа над развитием графо-моторных навыков Детям интересно одновременно слушать мелодии, писать и танцевать. Зарисовка песенок и ритмов помогает сформировать важные для письма умения: видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму.

«Удары бубна». Дети слушают размеренные, отрывистые удары бубна и передают ритм ударов на бумаге с помощью карандаша: . . . . . .

При ускорении темпа, передайте удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, появится такая линия t1758267304ah.jpg

«Песенка». Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке. t1758267304ai.jpg

Логопед предлагает детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги. t1758267304aj.png

«Танцы». Дети выполняют танцевальное движение – притопывание ножкой на сильные доли: «там-там-там», изображают движение линией.

t1758267304ak.jpg

Логопед предлагают сделать лёгкие полуприседания - «пружинки».

t1758267304al.jpg

 

 

 

Список используемой литературы:

1.О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева. С.Ф. Савченко. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. - КАРО. Санкт-Петербург.2008. С.105-112.

2. Степанова М.А.Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации. -М.: ТЦ «Сфера»,2005.- С.24.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер,2003.-С.186.

4. Ушинский К.Д. Избр. Соч.: В 2т.- М.: Государственное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1954.- т.2 с.135.

5.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки. Журнал практического психолога.- 1999.- №10-11. С.27-37.

6. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Минск: Народная асвета, 1982.

5.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

6.Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. - № 12. – С.12 -17.

7.Саковия Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:Речь,2006.С.9.

8.Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. – 2004. - № 6.

9.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

10.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.

11.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

42


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации