Статья «Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах путем использования программного обеспечения «SMART Notebook»
Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах путем использования программного обеспечения «SMART Notebook»
Учитель русского языка и литературы Журавлева Лариса Александровна, МБОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области.
Одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г), является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как метапредметных результатов. Формированию ИКТ-компетенции учащихся способствует применение на уроках интерактивной доски.
«SMART Board» – сенсорная интерактивная доска фронтальной проекции. Она позволяет писать, стирать и выполнять все операции, которые можно выполнять на компьютере, простым прикосновением к экрану. Применение интерактивной доски на уроке позволяет преобразовать учебный процесс, внести в аудиторию атмосферу сотрудничества и интерактивности.
Программное обеспечение интерактивной доски «SMART Notebook» разработано для работы с интерактивной доской «SMART Board» и позволяет учителю самостоятельно создавать легкие в понимании интерактивные уроки, используя материалы галереи «SMART Notebook», представляющей собой коллекцию из нескольких тысяч изображений, мультимедийных объектов и т. п., организованных по тематическим категориям.
ПО «SMART Notebook» позволяет не только представлять информацию учащимся, но и привлекать их к процессу обучения с помощью интерактивных учебных занятий.
Инструментарий для учебных занятий представляет собой коллекцию настраиваемых инструментов и шаблонов, которые позволяют создавать занимательные материалы, такие как игры со словами, опросы и задачи на классификацию. Также предлагаются совместимые файлы Adobe Flash для задач типа скрыть-показать и перетаскивание. Таким образом, учащиеся могут физически принимать участие в уроке, передвигая различные объекты на доске путем простого касания пальцами интерактивной доски, благодаря чему школьников можно гораздо глубже вовлечь в урок.
Работая с интерактивной доской «SMART Board», можно сочетать привычные формы работы с обычной доской с набором интерактивных возможностей.
Прежде всего, можно применять интерактивную доску в режиме «белого листа». Учитель и учащиеся могут выполнять записи маркерами разных цветов, а затем удалять их, используя инструмент «Ластик», который представляет собой предмет прямоугольной формы, напоминающий обычную губку для стирания мела с классной доски. Однако можно пользоваться любым другим подходящим предметом, если этот заменитель ластика имеет аналогичную форму, не царапает и не пачкает поверхность интерактивной доски и отражает инфракрасный свет. Данный инструмент применяю не только для стирания надписей с доски, но использую следующим образом: на слайде заранее пишу какую-либо информацию, затем с помощью пера под цвет фона делаю эту информацию невидимой, а с помощью ластика стираю карандаш, и невидимые ранее надписи проявляются. Данный инструмент на уроках русского языка можно использовать при выполнении заданий типа «Вставь пропущенные буквы», «Найди пару», «Вставьте пропущенные слова в тексте» и т.д.
Инструмент «Маркер» использую при работе с текстом, расположенным на экране интерактивной доски. С помощью данного инструмента выделяю необходимые слова и словосочетания в тексте, фокусируя внимание учащихся на них. С помощью маркера легко выделить ключевые слова, подчеркнуть орфограммы в тексте, выполнить морфемный разбор слов в тесте, обозначить над словом его грамматические признаки и т.д.
Инструмент «Шторка» позволяет скрыть заранее заготовленное изображение или текст с четырех сторон: слева, справа, сверху и снизу, а затем постепенно проявлять его, причем работа проводится как вертикально, так и горизонтально. Применение данного инструмента позволяет учителю организовать поэтапное выполнение заданий путем порционной подачи материала, а также имеет богатые возможности для проверки выполнения заданий на разных этапах урока, помогает сохранить интригу урока.
Благодаря использованию инструмента «Подсветка», внешне напоминающего луч прожектора, можно сконцентрировать внимание учащихся на отдельных фрагментах слайда: второстепенная в данный момент информация на доске становится скрытой, а в поле зрения учащихся оказывается только ключевая информация. Размер луча можно уменьшить или увеличить. Также мы можем перемещать данный луч, последовательно акцентируя внимание на отдельных фрагментах изображения или текста.
С помощью инструмента «Виртуальная клавиатура» возможно прямо во время работы с интерактивной доской допечатать текст. Данный инструмент применяю при выполнении упражнения «Озаглавьте текст». После проведения работы по подбору лучшего заголовка, впечатываю его над текстом.
Инструмент «Лупа» позволяет увеличивать отдельные фрагменты на экране, чтобы детально рассмотреть нужную область. Успешно применяю этот инструмент на уроках развития речи при подготовке к написанию сочинений по картине. «Лупа» позволяет точно увидеть, что и как изобразил художник.
При подготовке к урокам активно использую инструмент «Захват экрана», который позволяет сфотографировать любую область картинки, найденной в сети Интернет, и вставить в презентацию. При подготовке к урокам сочинениям-описаниям по картине можно самостоятельно создавать фрагменты картины для поэтапной работы с ними на уроке.
Инструмент «Перо распознавания фигур» активно применяю при создании кластеров– графического приема систематизации материала. Данный инструмент как бы выпрямляет начерченные от руки основные фигуры: круг, треугольник, квадрат и т.д. Главная цель использования данного инструмента – это придание ресурсу эстетической привлекательности при составлении кластеров.
Большие возможности имеет интерактивная доска при работе с видео: видеофрагменты, добавленные во вложения, оживят любой урок; кроме того, учитель может делать записи поверх видео.
Использование инструмента «Средство записи Smart» позволит сохранить все действия, которые совершаются на рабочей области интерактивной доски, с возможностью их воспроизведения. Возможно записать ход самостоятельной работы учащегося у доски, а затем проанализировать работу учащегося вместе с классом. Кроме того, данный инструмент успешно применяла при организации дистанционного обучения.
«Утилита множественного клонирования» позволяет до бесконечности увеличить количество одинаковых объектов. Можно применять данный инструмент при определении учащимися грамматических категорий в тексте (обозначьте часть речи, род, число, падеж и т.д.), при выполнении разборов, заданий типа «Вставь пропущенные буквы» и т.д. Также применяю данный инструмент на этапе рефлексии с целью выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности учащихся своей работой на уроке.
Большие возможности для подготовки интерактивных занятий представляет библиотека «Лат-2.0» (Lesson Activity Toolkit), созданная с использованием Flash - технологий. Она содержит тысячи инструментов и ресурсов, которые могут быть полезными для создания интерактивного контента урока, а также дает богатые возможности учителю в создании интерактивных страничек, помогает быстро дополнить уроки графическими материалами и включает различные интерактивные средства и мультимедиа: видеофрагменты, объекты Flash, объекты со звуком или без звукового сопровождения. Активно применяю на уроках такие средства, как: «Мозаика», «Викторина», «Анаграмма», «Сортировка вихрей-изображений», «Сортировщик изображений по категориям - текст», «Несколько вариантов ответа», «Отображение временной шкалы», «Пары», «Отображение заметок», «Угадывание слов» и т.д.
Очень эффектное интерактивное средство «Фейерверк» использую при выполнении учащимися на уроках заданий на время.
Программное обеспечение «SMART Notebook» позволяет учителю не только использовать готовые шаблоны занятий, но и делать их самому с помощью «Мастера создания занятий». Использование данного инструмента дает возможность создавать задачи на соответствие, на классификацию, игры и другие занятия с использованием собственных материалов.
Таким образом, интерактивные возможности доски позволяют учителю сделать урок ярким и запоминающимся, повысить степень вовлечения учащихся за счет большей динамичности учебного процесса, эффекты от таких уроков намного превышают эффекты традиционных уроков. Использование интерактивной доски повышает мотивацию учащихся, дает возможность включить каждого школьника в процесс познания на максимальном для него уровне. Учащиеся очень любят работать с интерактивной доской, а учителю она позволяет чувствовать себя в чем-то волшебником, работа с программным обеспечением «SMART Notebook» дает возможности саморазвития.
Источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г).