12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьева Ангелина Евгеньевна32
1

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика" (Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Обучение и воспитание с применением ИКТ-технологий в образовательном процессе»)

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»

Соловьева А.Е.

В современных условиях информатизации и инновационной ориентации общества особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. А это значит, что для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Эта задача обозначена в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, где ИКТ-компетентность рассматривается как метапредметный результат и должна формироваться на всех без исключения предметах.

Однако большинство учителей (как показал проведенный опрос, в котором приняли участие 47 учителей Республики Татарстан) убеждены в том, что формирование ИКТ-компетентности должно осуществляться в процессе изучения специализированных дисциплин (информатика), а уроки русского языка связаны с этой задачей в меньшей степени. Проблема исследования заключается в поиске путей формирования ИКТ-компетентности у младших школьников в процессе изучения раздела «Лексика». Данный раздел русского языка также был выбран неслучайно. Качественная работа при изучении лексики всегда способствует речевому развитию младших школьников.

Актуальность избранной проблемы – ее недостаточная практическая разработанность, послужила основанием для определения темы и цели исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить условия успешного формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе изучения раздела «Лексика».

Чтобы реализовать поставленную цель и выполнить исследовательские задачи, использовались следующие методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы; педагогический эксперимент (констатирующий и контрольный срезы, опытное обучение); качественный и количественный анализ результатов эксперимента. Экспериментальной базой исследования стала МБОУ «Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан». Выборку составили ученики начальной школы 3 «А» и «Б» классов. Общее количество: 40 человек.

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что лишь 13 % учащихся смогли отредактировать текст в соответствии с заданными параметрами, более 43 % не смогли вставить ссылку в презентацию PowerPoint, менее, чем 17 % учащихся смогли сохранить файлы в собственной папке. Таким образом, результаты показали низкий уровень сформированности у младших школьников ИКТ-компетентности.

Экспериментальная работа была направлена на тестирование и определение эффективности созданных упражнений при изучении раздела «Лексика» и технологии формирования ИКТ-компетентности, за счет которых повышается уровень ее формирования.

Нами выдвинуты педагогические условия, которые стали основой для проведения формирующего эксперимента:

Учет актуального уровня сформированности ИКТ-компетентности у младших школьников;

использование разнообразных технологий формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения младших школьников;

применение разработанного комплекса упражнений по формированию ИКТ-компетентности в процессе изучения раздела «Лексика» на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие коммуникативных способностей учащегося – это главная цель для изучения родного языка, и с этим справляется ИКТ.

Технология формирования ИКТ – компетентности на ступени начального общего образования описана в Методических рекомендациях по формированию ИКТ – компетентности младших школьников (утверждены на заседании Ученого совета ГБОУ ККИДППО протокол № 1 от 22 февраля 2012 года); автор- составитель которых Постникова Л. В. − ст. преподаватель кафедры информационных технологий ГБОУ ККИДППО. Методические рекомендации составлялись по Программе формирования универсальных учебных действий (подпрограмма формирования ИКТ-компетентности):

Технология компьютерного ввода;

Технология создания и редактирования текста;

Технология письменных коммуникаций;

Технология компьютерного диктанта;

Технология записи и прослушивания устной речи.

В связи с этим при организации педагогического процесса использовались методические материалы, которые были разработаны и отобраны с учетом условий, выявленных в процессе теоретического анализа и связанных с характеристиками данного класса. Эта работа регулярно проводилась на уроках русского языка.

Технология компьютерного ввода;

Метапредметные результаты: овладение навыком ввода текста с клавиатуры.

Предметные результаты: освоение одного из видов письма – клавиатурного письма.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение устойчивого навыка слепого десятипальцевого клавиатурного ввода.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность быстро и без усилий вводить текст в компьютер.

Инструмент: самоучитель (тренажер) ввода текста в компьютер.

Пример упражнения:

Написание сочинения. Работать с черновиком сочинения в начальной школе сложно, так как написание черновика и пустой копии требует непомерной концентрации усилий со стороны маленьких детей. Запись на компьютере, с одной стороны, позволяет дальше развивать навык набора текста на клавиатуре, поскольку ребенок пытается печатать быстро, спеша следовать своим собственным мыслям. С другой стороны, наличие этого навыка дает возможность перейти к письму раньше, чем при традиционном письме на бумаге. Дополнительной мотивацией является то, что электронный текст может быть распечатан на бумаге или размещен в Интернете или в школьной сети, где его могут просмотреть другие учащиеся и родители.

2. Технология создания и редактирования текста;

Метапредметные результаты: знакомство с основными инструментами создания и редактирования текстов с использованием средств орфографического контроля, а также основными правилами оформления текста.

Предметные результаты: применение приобретенных навыков для решения познавательных, практических и коммуникационных задач.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков работы в доступной компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать тексты.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность быстро создавать и тиражировать собственные тексты; любой текст, созданный на компьютере, будет читаем с точки зрения каллиграфии и эстетично выглядеть после распечатки, что доставит ребенку удовлетворение и часто – радость.

Инструмент: текстовый редактор, являющийся основным инструментом ИКТ.

Основная деятельность. Использование инструментов создания и редактирования текстов для решения познавательных, практических и коммуникативных задач учебных предметов.

Модели деятельности. Находясь в позиции преподавателя русского языка, учитель начальной школы рассматривает информационные объекты (тексты), созданные в различных предметах. Обсуждение и анализ текстов, как правило, требуют продолжения работы над текстом – редактирования, что легко и естественно делается в текстовом редакторе.

Примеры упражнения по данной технологии:

Редактирование текстов, заимствованных в Интернете в ходе сбора информации на заданную тему; изменение порядка изложения, удаление или замена отдельных слов и фрагментов текста, добавление новую информацию.

Например, создание игры в онлайн-приложениях: Соединить правильные значения.

Мир пословиц (см. рисунок 7)

t1648710347aa.png

Рисунок 1. Скриншот созданной игры на сайте learningapps.org.

3. Технология письменных коммуникаций;

Метапредметные результаты: использование средств ИКТ для решения коммуникативных задач, формирование представления о широте использования коммуникационных технологий в современном обществе.

Предметные результаты: приобретение практики составления письменных (печатных) высказываний (сообщений) на разные темы, формирования умения участвовать в письменной дискуссии, выделять главную тему сообщения.

Предметные результаты в области ИКТ: освоение современных средств коммуникации

Мотивация и ценность для ребенка: возможность общаться и обсуждать общие темы с одноклассниками, сверстниками из других школ и даже других городов и стран, возможность вынести интересный вопрос за рамки урока.

Инструмент: форум.

Основная деятельность: обсуждение в ходе выполнения учебного задания, обсуждение и обмен материалами при подготовке учебных проектов.

Проект «Портфолио пословиц»

Цель: используя возможности доступной компьютерной среды (набор текста и оформление), повторить пройденные темы и создать гугл-презентацию.

Продолжительность: 20-45 минут

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

работать с Интернетом, как источник информации;

создавать презентацию;

набирать и форматировать текст;

оформлять свой слайд.

Что узнает учитель при работе над этим проектом:

кто из детей усвоил темы Раздела «Лексика»;

Формируемые компоненты ИКТ-компетентности:

овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод); знакомство с основными правилами оформления текста, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста;

создание текстов с помощью компьютера: клавиатурное письмо; основные правила оформления текста; работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа;

редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова);

первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом и рисунком.

Описание проекта. Создание «Портфолио пословиц» – первый большой коллективный проект младших школьников. Уже можно ставить детям образовательные задачи, позволяющие не только получить фактические знания и сведения по изучаемым вопросам, но и анализировать и обобщать различную информацию, находить ее в разных источниках, самостоятельно работать по образцу и выполнять собственные творческие разработки. Все перечисленные виды деятельности возможны в проекте «Портфолио пословиц». Все, что дети узнают о пословицах, находят отражение в «Портфолио пословиц», которое они проектируют, верстают в подходящей компьютерной программе и распечатывают в необходимом количестве экземпляров или публикуют в Интернете. Таким образом, основные знания и умения, полученные детьми в первом полугодии, получают обобщение средствами информационных технологий. Проект «Портфолио пословиц» особенно актуально для учеников 3-го класса, так как здесь они могут выплеснуть свои идеи в виде оформления слайда. Так же применять свои знания работы с электронными словарями на сайте – грамота.ру. Результат гугл-презентации «Портфолио пословиц» представлен на рисунке 2.

t1648710347ab.png

Рисунок 2. «Портфолио пословиц», выполненное в онлайн-приложении Гугл Презентации

4. Технология компьютерного диктанта;

Вопреки традиционному высказыванию, этот вид работы может выполняться студентами совершенно независимо, что позволяет им чаще использовать его в работе по дому и в классе. Этот навык полезен для дальнейшего обучения как средство фиксирования услышанной информации. Регулярное использование этой технологии в учебном процессе позволяет учителю освободиться от выполнения и надзора за этой работой и направить усилия, например, на индивидуализацию обучения русскому языку.

Метапредметные результаты: использование средств ИКТ для решения практических и коммуникационных задач.

Предметные результаты: приобретения навыков набора текста и самоконтроля за грамотностью.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков набора текста под диктовку, использование автоматической проверки орфографии и пунктуации для самоконтроля.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность работать в индивидуальном темпе, отличном от темпа других учащихся, и в удобное время, не обязательно связанное с расписанием занятий в школе.

Инструмент: транскрайбер (диктовка текста).

Основная деятельность: клавиатурный набор текстов диктантов разного объема и уровня сложности.

Модели деятельности. Описывая преимущества слепого ввода с клавиатуры, мы уже говорили, что некоторые упражнения из курса русского языка дети могут выполнять на компьютере. Одна из таких возможностей - написать поговорку. Учащийся в одиночку слушает текст в наушниках или аудиозапись для всего класса и вводит ее в компьютер. В зависимости от целей задачи вы можете выбирать между «простой диктовкой» и «более умным» программным обеспечением, которое будет идти в ногу с работой ученика и подстраиваться под нее. По завершении ввода или по мере ввода текста выполняется автоматическая проверка правильности задания, подсчитывается количество допущенных ошибок. По желанию учителя оценка может быть выставлена автоматически или вручную. Можно автоматически создать новое упражнение для устранения ошибок.

5. Технология записи и прослушивания устной речи.

Метапредметные результаты: формирование представлений о способах работы над собственной речью.

Предметные результаты: формирование навыков самоконтроля за техникой чтения.

Предметные результаты в области ИКТ: освоение простейших средств записи и прослушивания речи

Мотивация и ценность для ребенка: возможность говорить и читать в удобном темпе, не опасаясь низкой оценки со стороны учителя и окружающих.

Инструмент: веб-камера.

Основная деятельность: составление высказываний на заданную тему, составление рассказов, чтение вслух на скорость, выразительное чтение.

Модели деятельности. Веб-камера используется с первых дней пребывания ребенка в школе. Учащиеся работают с наушниками и микрофоном, произнося и записывая заданный текст, а затем прослушивают его сами или вместе с одноклассниками, анализируют допущенные ошибки и снова повторяют запись. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку и рекомендует либо продолжить работать с тем же текстом, либо перейти к следующему.

Проект «Виртуальная выставка»

Цель: расширение лексического состава младших школьников.

Описание проекта. В Татарстане 2021 год официально объявлен Годом родных языков и народного единства. Поэтому детям нужно провести расследование, посвященное необычным книгам - словарям. Им требуется разузнать, что такое словарь, какие словари существуют, как они устроены и есть ли правила пользования словарём. Возможно, что словари есть и у детей в домашних библиотеках и они их принесут на занятие.

Основные этапы работы над проектом:

Найдите все словари, которые есть в вашей школьной библиотеке;

сфотографируйте их;

изучите каждый словарь, определите автора словаря, его назначение;

найдите информацию о том, что такое словарь;

определите, как расположена информация в словарях;

сформулируйте общие правила пользования словарями, зафиксируйте (напечатайте) их в отдельном документе;

сделайте вывод о том, для чего придуманы словари, какую пользу они приносят, как могут помочь человеку;

собранную информацию зафиксируйте в ментальной карте (рисунок 3).

t1648710347ac.jpg

Рисунок 3. Скриншот ментальной карты для работы.

Контрольный этап эксперимента проводился после внедрения комплекса упражнений в процессе обучения раздела «Лексика» на уроках русского языка в 3 классе. На данном этапе исследования использовались те же методики, что и на констатирующем этапе: диагностика «ИКТ-компетентности» для младших школьников, диагностика на выявление уровня лексических навыков учащихся младших классов, анкетирование для учителей.

На третьем этапе были выявлены изменения, произошедшие в уровнях формирования ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов: если изначально преобладал средний уровень, то после эксперементального обучения несколько учеников с низким уровнем сформированности ИКТ-компетентности перешли на средний уровень и со среднего уровня на высокий. Положительная динамика изучаемых показателей подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования. Основными способами формирования ИКТ – компетентности можно обозначить проектную деятельность, разработку разноуровневых заданий, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Следует отметить, что экспериментальная работа проводилась с ребятами третьего класса, работа на этом этапе не заканчивается, так как содержание ИКТ-компетентности усложняется с каждым годом.

Таким образом, используя данные упражнения на занятиях русского языка при изучении раздела «Лексика», мы делаем акцент на работу учащихся с ИКТ, обеспечивающих образовательную деятельность учащихся.

Проведенный эксперимент показал, что такие приемы и методы работы, специальные упражнения, не только формируют ИКТ-умения младших школьников, но и активизируют их познавательную активность, повышают качество обучения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.