Статья «Формирование метапредметных связей на уроках информатики»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Ермолина Н.Ф. учитель информатики, г. Архангельск
«Формирование метапредметных связей на уроках информатики»
Прогрессивное использование молодым поколением гаджетов становится неотъемлемой частью их жизни с раннего возраста, казалось бы всё замечательно, дети должны идти в ногу с современным развитием. Но, если бы вместе с тем не утрачивались способности растущей молодёжи, возможности обучающихся. То, что телефоны, планшеты, компьютеры не только положительное влияние оказывают на детей, но и негативное (снижение остроты зрения, утрата развития мелкой моторики, речевого развития, снижение развития психических процессов и др.) никому объяснять не надо. Родители понимают это, знают, но всё равно бόльшая часть не ограничивают своих чад от этой зависимости.
В школах детям приходится адаптироваться, получать новые знания, с каждым классом – всё больше предметов и информации. Детям, отстающим в развитии (по разным причинам) от сверстников сложно оставаться успешным учеником. Постоянно опираясь и надеясь на помощь-подсказки из Интернета, они затрудняются в запоминании материала урока, а выполнение домашнего задания чаще игнорируется.
Меняется наш мир и вместе с ним меняются люди. Технические возможности расширяются, совершенствуется современные технологии, – всё это не может не сказываться на образе жизни и сферах деятельности людей. Раньше образование было направлено на получение знаний учениками, формирование навыков, то есть действий, доведённых до автоматизма путём выполнения целенаправленных упражнений. Но с изменением поколения, требуются и изменения для достижения основных целей образовательного процесса: становление личности добросовестного человека; раскрытие способностей каждого ученика; адаптация к коллективной работе; формирование ответственности.
В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
Для этого и вводятся новшества в преподавании, изменяются требования к обучению детей, подбираются различные методы и приёмы для формирования метапредметных связей на уроках.
Метапредметные связи – связи, основанные на принципе общемировоззренческой интеграции различных учебных предметов и на процессе мыследеятельности при формировании знаний, умений и навыков обучающихся в рамках изучения одного предмета и формирующие универсальные учебные действия у них на долгосрочную перспективу.
Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
В самом начале был сделан акцент, на снижении развития психических процессов у обучающихся (снижения уровня памяти, внимания, мыслительных операций, развития речи), которое отражается на усвоении учебного материала на уроках. Для повышения интереса, положительного эмоционального настроя (что является фундаментом для впитывания информации) на уроках информатики применяются логические задачки, которые решают сразу несколько задач. Первая – связь с математикой, в выполнении вычислительных действий, логического мышления; вторая – развитие внимания; третья – развитие и совершенствование слухового внимания и памяти при запоминании сложной инструкции для записи ответов.
Обычно до начала выполнения задания даётся инструкция такого рода: «Записать ответ в верхнем (нижнем) правом (левом) углу страницы, поднять руку». Обучающимся 5-9-х классов очень нравятся такие задания.
При объяснении нового материала по предмету информатики используются приёмы формирования глобального (осмысленного) чтения. Так в презентациях можно зашифровать ключевые слова, путём перестановки букв. Данный приём полезен обучающимся, которые имеют трудности по предметам – русский язык и чтение.
Так же используется приём поиска информации в учебнике, дополнительной литературы и вставка в представленный текст недостающих слов. У бόльшей части обучающихся отмечаются трудности в осмысленном чтении, что сказывается на успешности в обучении и по другим предметам.
Примером выполнения задания на развитие творческого мышления, обучение работе с текстовыми процессорами на уроках информатики одной из работ ученицы шестого класса:
Очень тесная метапредметная связь с английским языком проявляется на уроках информатики при изучении языка программирования Паскаль. Обучающиеся закрепляют основные понятия, правила написания слов на английском языке, развивают внимание при написании программ на языке программирования, при поиске ошибок (в том числе ошибок оптического характера) и отладке набранной программы.
Проектная и проектно-исследовательская деятельность используется на уроках информатики при выполнении индивидуальных, парных или коллективных работ обучающимися, в зависимости от поставленных целей по разным срокам выполнения. Метапредметная связь в данной деятельности прослеживается в связи с той отраслью исследования, которую выбрал ученик. Выходя за рамки учебных программ, проектно-исследовательская деятельность направляет обучающегося искать информацию в книгах, статьях не только на бумажных носителях, но и Интернет-ресурсах, что способствует формированию личности, обладающей информационной культурой в целом, развивают познавательный интерес, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Формированию метапредметных связей на уроках направлены задания на развитие образного мышления, развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Используемые информационные источники:
https://klike.net/uploads/posts/2020-01/1578304041_34.jpg
https://pbs.twimg.com/media/EVDQ04FX0AAqDL_.jpg