Формирование интереса к чтению научно-популярной литературы по естествознанию (5–11 класс)

3
0
Материал опубликован 14 November 2019 в группе

Формирование интереса к чтению научно-популярной литературы по естествознанию (из опыта работы)

«Можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда» (В.А. Сухомлинский)

В настоящее время мы наблюдаем снижение интереса к чтению не только художественной литературы, но и научно-популярной. Данная тенденция наблюдается как у детей младшего школьного возраста, так и подросткового. Особенно, с появлением в жизни ребенка планшета или телефон, произошло лавинное обрушение информации на незрелый мозг, который в силу своих психолого-возрастных особенностей не способен к усвоению и анализу данного объема. В результате ребенок теряет интерес к чтению не только бумажного носителя, но и электронного. У детей уже в раннем возрасте начинает формироваться клиповое мышление. Взрослые в постоянном «цейтноте» перестали полноценно читать и увлекать чтением своих детей. В семьях теряется культура чтения. Во многих семьях исчезли книги. Их заменяют электронные книги, либо родители считают бумажный вариант элементарным «пылесборником».

Как же привлечь и вернуть культуру чтения в раннем подростковом и юношеском возрасте? Такая проблема волнует многих учителей средней и старшей школы. Если в начальной школе еще можно повлиять на детей, то с началом подросткового возраста идеалы детей кардинально меняются. Подросткам «неинтересно читать», им «скучно», «книга без картинок», «можно послушать аудиокнигу», «в инете есть краткое содержание» и другие подобные варианты ответов. Для качественной подготовки к итоговой аттестации по предметам естественного цикла важен кругозор детей. В учебниках дается краткое изложение материала, больше материала можно получить через чтение научно-популярной литературы, где в доступной и в то же время в научной форме дается изложение материала.

Поэтому передо мной как учителем естественнонаучных предметов стала проблема: как привлечь детей – подростков к чтению дополнительной научно-популярной литературы? С этой целью, начиная с пятого класса на уроках биологии предлагаю обучающимся карточки с текстами из научно-популярной литературы для детей. Например, отрывки из произведений Игоря Акимушкина о животных или Фабра о жизни насекомых. При прочтении отрывка осваиваем и смысловое чтение. Деты выделяют главную мысль текста, обязательно учитывается биологическое понимание текста. Особенно детям нравится узнавать необычное и новое из жизни животных и растений. Очень увлекает чтение о доисторической эпохе.

При изучении физики использую рассказы Якова Перельмана. В небольших рассказах раскрываются основные физические явления и процессы. В качестве домашнего задания предлагаю прочитать рассказ по теме и на уроке сделать пересказ или подготовить мини-сообщение. В кабинете для детей организованна небольшая библиотека научно- популярной литературы по биологии, химии, физике. Дети могут приносить свои книги и обмениваться с другими обучающимися. На занятиях внеурочной деятельности используется дополнительная литература при создании проектов, лэпбуков.

Важную роль для формирования интереса к чтению играет семья. На родительских собраниях родители знакомятся с новинками научно-популярной литературы. На уроках просматриваем документальные фильмы, которые заканчиваются на самом интересном месте, продолжение предлагаю найти в книге из библиотеки.

Совместно с библиотекой каждый месяц проводим библиотечные часы, на которых знакомим с новинками, статьями в журналах, проводим викторины. К старшей школе обучающиеся, уже осознанно выбирая экзамен естественного цикла, понимают, что без чтения дополнительной литературы по предмету будет довольно сложно сдать предмет с отличным результатом. С помощью привития интереса к чтению дополнительной литературы по предмету расширяется кругозор, развивается память и мышление.

Действительно, в нашем обществе книга перестала быть «лучшим подарком», не представляет интереса, как для детей, так и для их родителей. Информационное чтение обедняет словарный запас, обедняет духовный мир детей. И наша задача ежедневно осваивать новые способы и методы «научения» детей чтению.

Учитель биологии- химии Ерофеева А.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.