Мастер-класс «Опыт, как практический метод повышения интереса к Естествознанию»
Примерный сценарный план проведения мастер-класса
«Опыт, как практический метод повышения интереса к Естествознанию»
Этапы проведения |
Содержание этапов |
|||||||||||||||
1.Организационный этап |
||||||||||||||||
Выделение проблемы,постановка цели |
Начиная примерно с 4-5 лет дети активно задают вопросы касающиеся окружающего мира, живой и неживой природы. Ребенку жизненно важно изучать окружающий его мир и познавать его возможности. А интереснее его изучать используя практические методы обучения.
|
|||||||||||||||
Характеристика метода, методика применения |
Одним из важнейших практических методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении. Само слово «эксперимент» имеет греческие корни и переводится как «проба, опыт». Эксперимент знакомит учащихся с самими явлениями. Позволяет вызвать интерес к предмету, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения. В настоящее время эксперимент(опыт) как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. |
|||||||||||||||
Диалог педагога о проблеме, для которой проводится мастер-класс |
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы). Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении живой и неживой природы, воды. Возникает вопрос, почему именно вода? |
|||||||||||||||
2. Основной этап |
||||||||||||||||
Озвучивание плана действий |
Вода-самое распространенное на земле вещество. С помощью опытов мы изучим такие свойства воды как-цвет, прозрачность. В ходе опытов(экмпериментов) рассмотрим плотность воды и ее взаимодействие с разными объектами. Сможем получить ответы на вопросы: -какого цвета вода -можно ли научить яйцо плавать -могут ли цветы из бумаги раскрывать лепестки -могут ли зубочистки танцевать |
|||||||||||||||
Демонстрация и методическое обоснование метода |
Опыты с водой-первый шаг к увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой. Они формируют базовые знания о живой и неживой природы и не требуют сложных навыков. Для выполнения опытов подойдут подручные средства, все опыты с водой наглядны и просты. Предлагаемые опыты(эксперименты) по изучению свойств воды развивают мышление, логику, творчество ребенка. Опыты по выявлению свойств воды |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
3.Заключительный этап |
||||||||||||||||
Главное достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в его процессе: •Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. •Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. •Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. •Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. •Он важен и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. |
||||||||||||||||