Мастер-класс «Опыт, как практический метод повышения интереса к Естествознанию»

3
0
Материал опубликован 23 January 2018 в группе

Примерный сценарный план проведения мастер-класса

«Опыт, как практический метод повышения интереса к Естествознанию»

Этапы проведения

Содержание этапов

1.Организационный этап

Выделение проблемы,постановка цели

Начиная примерно с 4-5 лет дети активно задают вопросы касающиеся окружающего мира, живой и неживой природы. Ребенку жизненно важно изучать окружающий его мир и познавать его возможности. А интереснее его изучать используя практические методы обучения.

 

Характеристика метода, методика применения

Одним из важнейших практических методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении. Само слово «эксперимент» имеет греческие корни и переводится как «проба, опыт». Эксперимент знакомит учащихся с самими явлениями. Позволяет вызвать интерес к предмету, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

В настоящее время эксперимент(опыт) как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Диалог педагога о проблеме, для которой проводится мастер-класс

Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы). Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении живой и неживой природы, воды. Возникает вопрос, почему именно вода?

2. Основной этап

Озвучивание плана действий

Вода-самое распространенное на земле вещество.

С помощью опытов мы изучим такие свойства воды как-цвет, прозрачность. В ходе опытов(экмпериментов) рассмотрим плотность воды и ее взаимодействие с разными объектами. Сможем получить ответы на вопросы:

-какого цвета вода

-можно ли научить яйцо плавать

-могут ли цветы из бумаги раскрывать лепестки

-могут ли зубочистки танцевать

Демонстрация и методическое обоснование метода

Опыты с водой-первый шаг к увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой. Они формируют базовые знания о живой и неживой природы и не требуют сложных навыков.

Для выполнения опытов подойдут подручные средства, все опыты с водой наглядны и просты.

Предлагаемые опыты(эксперименты) по изучению свойств воды развивают мышление, логику, творчество ребенка.

Опыты по выявлению свойств воды

 

Цель

Содержание

Вывод

1.Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна и бесцветна.

Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек.

В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно - молоко не прозрачное.

2.Подвести детей к пониманию, что соль повышает плотность воды

Положить сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынуть яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.        Опустить яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

3.Подвести детей к пониманию, почему лепестки цветов раскрываются в воде.

Вырезать из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутить лепестки прямо к центру.

В широкую тарелку налить воду, затем опустить на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах.

Намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

4.Подвести детей к пониманию, почему зубочистки двигаются в воде

Располагаем зубочистки лучами в миске с водой

В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!


 

Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

3.Заключительный этап

 

 Главное достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в его процессе:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Он важен и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

 В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

   
   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.